8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Воспитание сказкой

Автор: Копылова Ольга Станиславовна

Воспитание сказкой

Сказки любят все. Взрослые иногда забывают об этом. Дети не всегда помнят, но ярко реагируют и переживают вместе со сказочными героями. Первые представления о времени, о добре и зле дети черпают в сказках. Благополучный ребенок именно со сказкой переживет первые эмоции гнева, страха, разочарования. Все мы помним, как лиса съела колобка, а сестры Золушки не давали ей жизни. Большинство сказок заканчиваются победой добра над злом. Грустная концовка всегда оставляет ощущение недосказанности, желание допридумывать, досочинять.

В современном мире сказки стало мало. Телевидение и гаджеты вытесняли вечерние семейные чтения. В дошкольных учреждениях сказки читает воспитатель. Дети не могут выбрать сказку по желанию, а ведь в детстве так важно многочисленное повторение любимого: рассказа, сказки, стихотворения. Возможности сказок многочисленны и многообразны. Они воспитывают добрые чувства. Развивают речь, воображение и мышление. Сказка формирует бережное отношение к окружающему миру. Она создает пространственное мышление и чувство времени.

Воспитание сказкой подразумевает нетрадиционное обучение детей, умение творчески преобразовывать ход повествования, придумывать свои концовки сказок, смешивать несколько сюжетов в один. Если ребенок поймет сказку на доступном для него уровне, решит представленные противоречия – значит мы, педагоги, смогли реализовать один из главных моментов современного образования, научили мыслить. Мало заставить ребенка думать, ведь воспитать доброту – не менее важно. Амонашвили Ш.А. писал: «Есть другое важное личное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитания. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то – на воспитание уважения к старшим. Личность целостна. Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобща… В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек не может не проявить щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым… В общем чувство доброты есть корень всех благородных качеств»[1]. Трудно переоценить значение сказки в воспитании доброты.

Разнообразные сказочные сюжеты позволяют сформировать у детей привычку доказывать, сравнивать, сопоставлять. Сказки упражняют детей в сопереживании героям. Тексты сказок расширят словарный запас, учат грамотно строить диалоги. Обсуждая сказку, героев, ребенок учится задавать вопросы. А ведь умение сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Помимо спонтанного формирования основ устной речи, необходимо специальное обучение конструированию слов, словосочетаний и предложений.

Сказка способствует общению. Умение слушать и сопереживать вместе с другими детьми – это начало социальной жизни. Сказка развивает воображение. Именно воображение желает жизнь индивидуально-творческой и неповторимой. Каждая личность – сокровищница фантазии. Предложите детям придумать для старых предметов новые действия. Пусть ребенок превратит себя и своих близких в неодушевленные предметы. Спросите, почему именно он и именно в этот предмет.  И ответы вас поразят своей информативностью и правдивостью.

Одна из самых важных современных задач воспитания – формирование экологической культуры. Сказка позволяет детям осознанно понять природу, природные явления. Принять с детства, что все в мире взаимосвязанно. Заяц серый летом и белый зимой. Медведь спит, а человек должен заботиться о себе и об окружающем мире, чтобы не пришлось приспосабливаться к негативным последствиям своей деятельности.

Существует большое множество творческих методов работы со сказками. Метод «Знакомые герои в новых обстоятельствах» развивает фантазию, ломает привычные стереотипы. «Коллаж из сказок» позволяет в игровой форме вспомнить различные сказочные сюжеты и героев и соединить их в один сюжет. Метод «Сказка из смешного стишка» помогает детям сочинять удивительные сказки из стишков. У детей развивается чувство юмора, они преодолевают страх перед творчеством.

— Зачем шнурки Ботинку?

Если напрямик,

Чтоб он не очень

Распускал язык.

Вот такой маленький стишок оказывается неисчерпаемым источником для творчества. Дети говорят о плохом и хорошем, о важном и не очень. Но они учатся думать, стараются быть добрыми и однозначно реализуют свой внутренний потенциал.

 


[1] Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1966. С.65

×
×