8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Межотраслевые социальные проекты для детей и подростков как инструмент формирования здоровой личности (на примере проекта «Страна Плавандия»).

Автор: Суровицкая А.В., Доду Б.Р.

Межотраслевые социальные проекты для детей и подростков как инструмент формирования здоровой личности (на примере проекта «Страна Плавандия»).

к.с.н., Суровицкая А.В., Доду Б.Р.

 

Состояние здоровья подрастающего поколения по-прежнему сохраняет неблагоприятные тенденции и требует к себе пристального внимания со стороны системы здравоохранения, образования и социальной защиты населения. Охрана здоровья населения является приоритетной задачей государственной политики современного российского общества [1].

Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплена значимость профилактических мероприятий в области охраны здоровья граждан, а основным принципом охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей.

Вместе с тем, несмотря на предпринятые в последнее широкомасштабные мероприятия по оптимизации функционирования системы здравоохранения, по охране здоровья граждан всех возрастов, проблема здоровья граждан, в том числе и детей и подростков, остается по-прежнему острой.

Здоровый образ жизни рассматривается как стиль жизни, активная жизнедеятельность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья, включающие в себя формирование взаимообуславливающих навыков и привычек.

Понятие «здоровый образ жизни» активно разрабатывалось около полувека назад представителями медицины, которые рассматривали данный феномен как поведение, направленное на сохранение и укрепление здоровья, достижение активного долголетия и обеспечение высокого уровня работоспособности на основе научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативов. Н. Г. Закревская дает следующее определение понятия «образ жизни»: это совокупность существенных характеристик и типичных видов жизнедеятельности личности, социальной группы, общества в целом [3].

Э. Н. Вайнер трактует понятие «здоровый образ жизни» как «способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций» [2]

Что же касается подрастающего поколения, основными факторами формирования здорового образа жизни являются: соблюдение режима сна отдыха, принципов здорового питания, занятия физической культурой и спортом, отсутствие «вредных привычек», благоприятное эмоциональное состояние.

Вовлечение детей и подростков в практику ведения здорового образа жизни – это прежде всего процессы социализации и воспитания. При этом важнейшими факторами формирования здорового образа жизни подростков и молодёжи является семья и школа, поскольку именно благодаря этим социальным институтам формируется установка на ведение здорового образа жизни, закладываются основы индивидуального здоровья конкретных людей, в сово­купности составляющие здоровье всего общества в целом.

Приоритетными направлениями социально-педагогической работы в области формирования здорового образа жизни являются: формирование культуры здорового питания; противодействие потреблению табака; предупреждение формирования зависимых форм поведения от алкоголя, наркотических и психоактивных веществ; реализация спортивно-оздоровительных программ, мероприятий по сохранению и укреплению психического здоровья, предупреждение стрессовых и депрессивных расстройств, в том числе и суицидального поведения.

«Страна Плавандия» – просветительский проект, направленный на формирование устойчивого навыка плавания у детей и подростков, навыка ведения здорового образа жизни (физического и метального), навыка работы в команде и эффективных коммуникаций, развитие творческого и нестандартного мышления.

Вовлечение и вдохновение детей и подростков для участия в проекте происходит за счет применения уникальной образно-метафорической платформы, сюжетно-ролевого моделирования и инструментов игротехники.

Миссия проекта — формирование здорового образа жизни в активном социальном партнерстве.

Стратегическая цель проекта — создание апробированного, экономически выгодного механизма функционирования центров эффективной социальной активности на базе существующих бассейнов.

Задачи проекта делятся на три группы: социальные, экономические, методологические, управленческие.

Социальные задачи: используя бассейн как Центр Эффективной Социальной Активности, значительным образом повлиять на создание устойчивого, благоприятного социального климата территории, охватив проектом не менее 100% детей и подростков, а также основную массу населения.

Экономические задачи: планомерно реализуя Проект во всех бассейнах территории, добиться резкого увеличения экономической состоятельности бассейнов, исключив, в конечном итоге «дотационное иждивенчество».

Методологические задачи: внедрив Проект с конкретными командами, на конкретных примерах, в конкретных территориях, создать универсальную технологию «запуска» Проекта для любой территории, обеспечить лёгкую и доступную тиражируемость проекта

Управленческие задачи: используя Проект как практику инновационного сотрудничества, отработать эффективный управленческий механизм межсекторного взаимодействия власти, бизнеса, науки, общества по управлению проектами в области социального партнёрства.

Суть Проекта заключается в трёх стратагемах:

1) Пирамида Успеха,

2) Пирамида Проектов,

3) Образно-метафорическая платформа.

Пирамида Успеха. Спортивные успехи, которые так взволновали всех после Ванкуверской неудачи, должны быть вершиной пирамиды, к которой человек и вся страна поднимаются последовательно от плавательного всеобуча, через массовое плавание к спортивным достижениям, а не наоборот.

Пирамида проектов. Весь Проект «Страна Плавандия» строится как пирамида последовательно реализуемых концептуальных проектов:

  • Проект «Плавательный всеобуч»;

  • Проект «Массовое участие»;

  • Проект «Специалитет»;

  • Проект «Мастер».

Каждый из этих проектов может быть развернут практически в любом бассейне. Системообразующим является Топ-проект «Страна Плавандия».

Образно-метафорическая платформа. Каждая программа любого из проектов представляет собой систему игровых ситуаций, символизирующих реальный мир и имеющих особое функциональное значение. Участник проекта как бы путешествует во времени и пространстве по специальному маршруту, смысл и значение которого доводится до него в образно-метафорической форме.

Таким образом, представленный проект «Страна Плавандия», решающий такие задачи как: формирование у детей и подростков устойчивого навыка плавания, формирование знаний у детей и  подростков о том, что такое аквасреда  и какова  ее роль в жизни человека, формирование навыка ведения  здорового образа жизни (физического  и ментального), развитие навыка работе в команде и  проектных группах, развитие творческих способностей и нестандартного мышления, личностный рост детей и  подростков как экологичных членов  общества, обладает существенной социальной значимостью.

Источники:

  1. Бушенева И.С. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ // https://science-education.ru/ru/article/view?id=26880

  2. Вайнер Э. Н. Валеология: учебник для вузов. М.: Флинта: Наука, 2001. 416 с.

  3. Закревская Н. Г. Развитие научно-педагогического потенциала в университетах физической культуры современной России: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. СПб., 2010. 391 с.

 

×
×