Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Автор: Ольга Владимировна Кручинина

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

 

«Быть готовым к школе — не значит умение читать, считать и писать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

 

Наступает время, когда, родители дошколят начинают озадачиваться вопросами:

Когда начинать готовить к школе?

Кто должен это делать?

Чему учить ребенка до школы?

Самое главное — не впадать в крайности.

Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению.

Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, только на воспитателя детского сада

Слайд 3.

Итак, что же представляет из себя понятие, готовность ребенка к обучению в школе.

Готовность к школе включает в себя следующие основные компоненты

Физическая готовность:

  • Состояние здоровья, общее физическое развитие.
  • Развитие анализаторных систем. (Слух, зрение)
  • Развитие мелких групп мышц.
  • Координация движений в соответствии с возрастной нормой
  • Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.

 

*Подразумевается, что общее физическое состояние и развитие ребенка соответствует возрасту и не имеет отклонений. У ребенка должен быть нормальный рост, вес, пропорции и другие показатели, которые определяются медицинской комиссией.

*Детям, поступающим в школу, важно управлять координацией движений, иметь достаточно развитую мелкую моторику. Иначе первоклассник не сможет осилить ту нагрузку, которая непременно появится при обучении письму

*Также проверяется состояние слуха, зрения и даже зубов. Отсутствие постоянных зубов свидетельствует об отставании в физиологическом развитии. Проверяется моторика и речь ребенка, правильное произношение звуков.

*Особое внимание следует уделить нервной системе. Ее нарушения в первую очередь скажутся на утомляемости и успеваемости ребенка, а также на отношениях со сверстниками

*Детям с ограниченными возможностями рекомендуется обучаться по специальным адаптированным образовательным программам в образовательном учреждении или коррекционных классах, если таковые имеются в вашей школе. Это делается с согласия родителей при наличии заключения от ПМПК.

Психологическая готовность ребенка к школе, комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность ребенка в школе, прохождение адаптации к школе.

Три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе:

 

— желание учиться

— способность управлять своим поведением

— способность управлять интеллектуальными процессами, т. е. своими знаниями, полученными в дошкольный период

Другими словами, составляющие психологической готовности это:

Интеллектуальная

Мотивационная

Эмоционально-волевая

Личностная

Интеллектуальная готовность включает в себя:

  • Ориентировка во времени, пространстве и своем ближайшем окружении
  • Умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
  • Желание узнавать новое, любознательность.
  • Сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения
  • Развитие внимания, памяти.

Интеллектуальная готовность включает уровень развития познавательных процессов, осведомленность и системные представления об окружающем мире, кругозор дошкольника.

Ко времени поступления в школу также понадобится определенный уровень логического мышления и сформированная связная речь.

Интеллектуальная готовность предполагает сформированность на должном уровне внимания, памяти, мышления, мелкой моторики, речи.

Внимание

О сформированности внимания расскажет способность ребенка полчаса заниматься одной деятельностью не отвлекаясь. Ребенок должен уметь воспроизводить, находить разницу.

Проверить внимание, а заодно и поработать над его развитием помогут игры на внимание. Пример: заранее договориться с ребенком, что если он услышит от вас название дикого животного, то будет топать, домашнего – хлопать

Это вариант игры «Съедобное-несъедобное». Кстати, классический ее вариант тоже подойдет.

Память

Для готового к обучению ребенка не составит труда запомнить стих, поговорку, высказывание. Он легко пересказывает небольшие тексты (до 5 предложений). Может запомнить до 10 изображений.

Мышление

В этом возрасте ребенок должен уметь заканчивать предложения по принципу аналогий, соответствия, противоречий. Например, «Мышка маленькая, а слон …». Из ряда слов удалять лишнее по какому-либо дифференцированному признаку (ответ аргументировать). Находить причины и результаты, в том числе в своих действиях.

Шестилетний малыш может видеть отличия и противоречия в сказках, рисунках. Ребенок, идущий в школу, может сам сложить пазл, простое оригами (самолетик).

Мотивационная готовность:

  • Желание ребенка принять новую социальную роль школьника.
  • Понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности.
  • Желание решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания; любознательность
  • Активность в общении, задает много вопросов. Что? Зачем? Почему?

Мотивационная готовность подразумевает выделение познавательных и социальных мотивов учения. Дошкольник готов к школе, если у него сформировалась устойчивая потребность в познавательной активности и заинтересованность в овладении новыми знаниями и умениями. К тому же он хочет реализовывать данную потребность не в домашних условиях под присмотром родителей, а за школьной партой

Взрослым необходимо давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. Рассказывать о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи. Читать вместе с ребенком книги о школе. Рассказывать о школьных порядках. Устроить экскурсию по будущей школе, показать ему, где он будет учиться. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство: занятие в кружках и секциях.

  Волевая готовность складывается на основе произвольного поведения и волевых качеств дошкольника. Волевые действия еще только начинают развиваться в старшем дошкольном возрасте. Для ребенка проявить волю – это действовать в соответствии с правилами, выполнять задания учителя, самостоятельно выполнять упражнение по образцу. Готовность к школе требует от ребенка проявлять настойчивость и сдерживать бурные эмоции, если что-то не получается.

 

Эмоционально-волевая готовность, понимается как:

  • Способность управлять своими эмоциями и поведением.
  • Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.
  • Стремление преодолевать трудности.
  • Стремление к достижению результата своей деятельности.
  • Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.
  • Умение ориентироваться на заданную систему требований.
  • Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.

Учебная деятельность дошкольников опирается на игровые упражнения, однако она способствует формированию предпосылок к организованному обучению

Как развивать- давать ребёнку различные поручения, поручать домашние дела, не забываем про игры-соревнования, игры с правилами.

 

Личностная готовность, умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми:

*Потребность в общении.

*Способность устанавливать отношения с другими детьми.

*быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;

*общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;

*доброжелательность и отсутствие агрессивности.

Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Помогут сюжетные игры, организация самостоятельных покупок в магазине. Учите ребёнка ка правильно себя вести в той или иной ситуации Что ты будешь делать если заблудился, к кому можно обратиться за помощью, как сказать и т. 

Ели у ребёнка бесконтрольное поведение (преобладание «хочу» над «можно»),

чрезмерная игривость, непоседливость, крикливость, трудности общения с незнакомыми взрослыми (нежелание контактировать или наоборот, непонимание своего статуса)

     Неспособность следовать инструкции (ребенок быстро отвлекается, не понимает, с чего начать и что делать дальше)

      Низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделять сходство, различие

Это говорит о его неготовности к школьному обучению и может быть причиной тяжёлой адаптации и в последующем неуспеваемостью в школе.

Как можно помочь ребенку:

1. Выбор школы.

Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником — Возможно, ему полезно ещё на один год отложить поступление в школу,  походить на подготовительные занятия. Или же вам нужно серьёзно подойти к выбору школы и образовательной программе: нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.

2. Самостоятельность.

Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.

3. Коллектив.

Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам, и к большому коллективу ему будет очень тяжело.

Перед вами портрет будущего первоклассника

Как выглядит готовый к школе первоклассник: у него есть желание учиться; может довести начатое дело до конца; способен преодолевать трудности при достижении поставленной цели; умеет концентрировать свое внимание на чем-либо и удерживать его; понимает с какой целью он будет учиться в школе; не сторонится общества; комфортно чувствует себя в коллективе; умеет знакомиться со сверстниками; имеет навыки аналитического мышления – способен что-либо сравнивать

Подводя итог выше сказанному, уважаемые родители, ответьте сами себе на вопрос

Готовы ли Вы к школе? Готовы ли:

·         Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками.

·         Сдерживать свои эмоции, не кричать, не унижать и не обижать.

·         Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.

·         Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.

·         Не вмешиваться в его занятия с которыми он справляется

·          Помогать , когда он просит

Эти рекомендации помогут вам

Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка.

 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка.
 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу.

 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущей учительницей вашего ребенка.

6. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро.

 7. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

Еще всем родителям нелишне знать, что мы все грешны высокими амбициями и ожиданиями по отношению к своим детям. И бывает очень сложно детям дотянуться до той планки, которую мы ставим.

Бесспорно, проще стучать кулаком по столу и требовать: «Учись хорошо, слушай учительницу!». Гораздо сложнее помогать ребенку, ежедневно разбираясь в его проблемах, подбадривать в случае неудачи и хвалить за успехи.

Помните: ребенок-это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы это будем делать, зависит образ будущей личности

 

 

 

×
×