Автор: Ольга Владимировна Кручинина
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
«Быть готовым к школе — не значит умение читать, считать и писать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
Наступает время, когда, родители дошколят начинают озадачиваться вопросами:
Когда начинать готовить к школе?
Кто должен это делать?
Чему учить ребенка до школы?
Самое главное — не впадать в крайности.
Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению.
Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, только на воспитателя детского сада
Слайд 3.
Итак, что же представляет из себя понятие, готовность ребенка к обучению в школе.
Готовность к школе включает в себя следующие основные компоненты
Физическая готовность:
- Состояние здоровья, общее физическое развитие.
- Развитие анализаторных систем. (Слух, зрение)
- Развитие мелких групп мышц.
- Координация движений в соответствии с возрастной нормой
- Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.
*Подразумевается, что общее физическое состояние и развитие ребенка соответствует возрасту и не имеет отклонений. У ребенка должен быть нормальный рост, вес, пропорции и другие показатели, которые определяются медицинской комиссией.
*Детям, поступающим в школу, важно управлять координацией движений, иметь достаточно развитую мелкую моторику. Иначе первоклассник не сможет осилить ту нагрузку, которая непременно появится при обучении письму
*Также проверяется состояние слуха, зрения и даже зубов. Отсутствие постоянных зубов свидетельствует об отставании в физиологическом развитии. Проверяется моторика и речь ребенка, правильное произношение звуков.
*Особое внимание следует уделить нервной системе. Ее нарушения в первую очередь скажутся на утомляемости и успеваемости ребенка, а также на отношениях со сверстниками
*Детям с ограниченными возможностями рекомендуется обучаться по специальным адаптированным образовательным программам в образовательном учреждении или коррекционных классах, если таковые имеются в вашей школе. Это делается с согласия родителей при наличии заключения от ПМПК.
Психологическая готовность ребенка к школе, комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность ребенка в школе, прохождение адаптации к школе.
Три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе:
— желание учиться
— способность управлять своим поведением
— способность управлять интеллектуальными процессами, т. е. своими знаниями, полученными в дошкольный период
Другими словами, составляющие психологической готовности это:
Интеллектуальная
Мотивационная
Эмоционально-волевая
Личностная
Интеллектуальная готовность включает в себя:
- Ориентировка во времени, пространстве и своем ближайшем окружении
- Умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
- Желание узнавать новое, любознательность.
- Сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения
- Развитие внимания, памяти.
Интеллектуальная готовность включает уровень развития познавательных процессов, осведомленность и системные представления об окружающем мире, кругозор дошкольника.
Ко времени поступления в школу также понадобится определенный уровень логического мышления и сформированная связная речь.
Интеллектуальная готовность предполагает сформированность на должном уровне внимания, памяти, мышления, мелкой моторики, речи.
Внимание
О сформированности внимания расскажет способность ребенка полчаса заниматься одной деятельностью не отвлекаясь. Ребенок должен уметь воспроизводить, находить разницу.
Проверить внимание, а заодно и поработать над его развитием помогут игры на внимание. Пример: заранее договориться с ребенком, что если он услышит от вас название дикого животного, то будет топать, домашнего – хлопать
Это вариант игры «Съедобное-несъедобное». Кстати, классический ее вариант тоже подойдет.
Память
Для готового к обучению ребенка не составит труда запомнить стих, поговорку, высказывание. Он легко пересказывает небольшие тексты (до 5 предложений). Может запомнить до 10 изображений.
Мышление
В этом возрасте ребенок должен уметь заканчивать предложения по принципу аналогий, соответствия, противоречий. Например, «Мышка маленькая, а слон …». Из ряда слов удалять лишнее по какому-либо дифференцированному признаку (ответ аргументировать). Находить причины и результаты, в том числе в своих действиях.
Шестилетний малыш может видеть отличия и противоречия в сказках, рисунках. Ребенок, идущий в школу, может сам сложить пазл, простое оригами (самолетик).
Мотивационная готовность:
- Желание ребенка принять новую социальную роль школьника.
- Понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности.
- Желание решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания; любознательность
- Активность в общении, задает много вопросов. Что? Зачем? Почему?
Мотивационная готовность подразумевает выделение познавательных и социальных мотивов учения. Дошкольник готов к школе, если у него сформировалась устойчивая потребность в познавательной активности и заинтересованность в овладении новыми знаниями и умениями. К тому же он хочет реализовывать данную потребность не в домашних условиях под присмотром родителей, а за школьной партой
Взрослым необходимо давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. Рассказывать о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи. Читать вместе с ребенком книги о школе. Рассказывать о школьных порядках. Устроить экскурсию по будущей школе, показать ему, где он будет учиться. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство: занятие в кружках и секциях.
Волевая готовность складывается на основе произвольного поведения и волевых качеств дошкольника. Волевые действия еще только начинают развиваться в старшем дошкольном возрасте. Для ребенка проявить волю – это действовать в соответствии с правилами, выполнять задания учителя, самостоятельно выполнять упражнение по образцу. Готовность к школе требует от ребенка проявлять настойчивость и сдерживать бурные эмоции, если что-то не получается.
Эмоционально-волевая готовность, понимается как:
- Способность управлять своими эмоциями и поведением.
- Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.
- Стремление преодолевать трудности.
- Стремление к достижению результата своей деятельности.
- Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.
- Умение ориентироваться на заданную систему требований.
- Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.
Учебная деятельность дошкольников опирается на игровые упражнения, однако она способствует формированию предпосылок к организованному обучению
Как развивать- давать ребёнку различные поручения, поручать домашние дела, не забываем про игры-соревнования, игры с правилами.
Личностная готовность, умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми:
*Потребность в общении.
*Способность устанавливать отношения с другими детьми.
*быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;
*общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;
*доброжелательность и отсутствие агрессивности.
Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Помогут сюжетные игры, организация самостоятельных покупок в магазине. Учите ребёнка ка правильно себя вести в той или иной ситуации Что ты будешь делать если заблудился, к кому можно обратиться за помощью, как сказать и т.
Ели у ребёнка бесконтрольное поведение (преобладание «хочу» над «можно»),
чрезмерная игривость, непоседливость, крикливость, трудности общения с незнакомыми взрослыми (нежелание контактировать или наоборот, непонимание своего статуса)
Неспособность следовать инструкции (ребенок быстро отвлекается, не понимает, с чего начать и что делать дальше)
Низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделять сходство, различие
Это говорит о его неготовности к школьному обучению и может быть причиной тяжёлой адаптации и в последующем неуспеваемостью в школе.
Как можно помочь ребенку:
1. Выбор школы.
Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником — Возможно, ему полезно ещё на один год отложить поступление в школу, походить на подготовительные занятия. Или же вам нужно серьёзно подойти к выбору школы и образовательной программе: нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.
2. Самостоятельность.
Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.
3. Коллектив.
Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам, и к большому коллективу ему будет очень тяжело.
Перед вами портрет будущего первоклассника
Как выглядит готовый к школе первоклассник: у него есть желание учиться; может довести начатое дело до конца; способен преодолевать трудности при достижении поставленной цели; умеет концентрировать свое внимание на чем-либо и удерживать его; понимает с какой целью он будет учиться в школе; не сторонится общества; комфортно чувствует себя в коллективе; умеет знакомиться со сверстниками; имеет навыки аналитического мышления – способен что-либо сравнивать
Подводя итог выше сказанному, уважаемые родители, ответьте сами себе на вопрос
Готовы ли Вы к школе? Готовы ли:
· Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками.
· Сдерживать свои эмоции, не кричать, не унижать и не обижать.
· Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.
· Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.
· Не вмешиваться в его занятия с которыми он справляется
· Помогать , когда он просит
Эти рекомендации помогут вам
Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка.
2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка.
4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу.
5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущей учительницей вашего ребенка.
6. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро.
7. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.
Еще всем родителям нелишне знать, что мы все грешны высокими амбициями и ожиданиями по отношению к своим детям. И бывает очень сложно детям дотянуться до той планки, которую мы ставим.
Бесспорно, проще стучать кулаком по столу и требовать: «Учись хорошо, слушай учительницу!». Гораздо сложнее помогать ребенку, ежедневно разбираясь в его проблемах, подбадривать в случае неудачи и хвалить за успехи.
Помните: ребенок-это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы это будем делать, зависит образ будущей личности