проблемы обучения

Автор: Евстропова Елена игоревна

ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ИЛИ ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА»

 

 Евстропова Е.И.,М. В. Храпова, Суворова М.В.

ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж»

 

Вовсе времена  подготовка на специальности «Лабораторная диагностика» основывалась на умении «делать руками». В настоящее время в связи с внедрением большого количества анализаторов  это условие, казалось, отходит на второй план. Тем не менее,  роль «рукоделия» высока. С одной стороны,  использование высокотехнологичных методов повлекло за собой изменение требований при приеме абитуриентов на специальность «Лабораторная диагностика». На сегодняшний день практически нет ограничений по здоровью. Это  создает проблемы при обучении людей с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья.

С другой стороны высокие требования  Федерального государственного образовательного стандарта и стандартов Ворлдскилс Россия  по специальности  значительно усложняют подготовку студентов с ограниченными возможностями здоровья. Соблюдение требований профессиональной безопасности при работе со  спиртовками, агрессивными реагентами, сложным оборудованием  требует не просто соблюдения правил безопасности, но и точности выполнения действий, нарушение которых приводит к аварийной ситуации. Часть исследований в соответствии с инструкциями проводится в ламинарных боксах и вытяжных шкафах, это также вызывает сложности.

В Новосибирском медицинском колледже накоплен достаточный опыт по обучению таких студентов. В целом процесс обучения строиться с учетом практико-ориентированного подхода  с акцентом на самостоятельную работу. Для студентов с ограниченными возможностями (проблемы со слухом, зрением, опорно-двигательным аппаратом) используются разнообразные методические пособия, такие как обучающие фильмы, презентации, алгоритмы выполнения. Алгоритмы выполнения строятся с учетом требований профессиональных компетенций, стандартов и возможностей студентов. Структура и содержание алгоритмов максимально приближено к таковым по чек листам, используемым на этапе внешнего независимого контроля – демонстрационном экзамене и первичной аккредитации специалистов со средним медицинским образованием.

Основным направлением в подготовке является индивидуальная работа с преподавателем. Многократная демонстрация и пошаговое повторение позволяет освоить манипуляции в должном объеме. Хорошие результаты получены при вовлечении студентов-консультантов в данный процесс. Успевающие студенты могут выступать наставниками для коллег с ограниченными возможностями. Такой подход помогает создать благоприятную психологическую обстановку и дает возможность преподавателю не только контролировать процесс, но и оценить подготовку студента – наставника. А так же способствует формированию не только профессиональных, но и общих компетенций – коммуникабельность, навыки работы в команде, что особенно актуально при подготовке медицинских лабораторных техников. Большое внимание в процессе обучения уделяется внутри профессиональной ориентации студентов с ограниченными возможностями. Лучшее освоение компетенций по одному из направлений позволяет определиться с местом будущей работы.

 

 

×
×