Подготовка исполнителя к публичному выступлению

Автор: Воробьева Ольга Николаевна

Публичное выступление – результат  напряженного творческого труда музыканта-артиста и является для него ответственным актом, стимулирующим его дальнейший творческий рост. Различные свойства натуры исполнителя: воля, интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия – все  это, в той или иной мере проявляется во время публичного выступления. Но сценическое, творческое волнение артиста никогда не должно выходить за свои эстетические пределы и переходить в сферу обыденного «переживания». Подготовка к концертному выступлению наиважнейший этап формирования музыканта-исполнителя, а успешность его выступления на сцене будет напрямую зависеть не только от качества и надежности выученных произведений, но и от уровня его психологической готовности к общению с публикой. В большинстве случаев успешно на сцене выступает  тот, кто оказался более выносливым, более работоспособным, более собранным, более крепким физически и морально. Великий Ференц Лист утверждал: «Техника рождается из духа».

                Как же настроиться на нужный ритм перед выступлением и донести до слушателя лучшее, на что способен, какие механизмы включить для достижения успеха на сцене и как воспитать в себе любовь к общению с публикой? Эти вопросы волнуют, сегодня, множество музыкантов: преподавателей, занимающихся с юными музыкантами и  концертных исполнителей, давно выступающих перед публикой. Основополагающая роль  отводится подготовительному  этапу. Сразу возникают вопросы: сколько длится подготовительный период, какие приёмы саморегуляции психических состояний нужно применять и в какой момент, какие задачи на разных временных отрезках нужно успеть решить музыканту, как грамотно построить процесс подготовки так, чтобы он не превратился в сумбурное испытывание разных приемов и методик работы. Ценные советы по психологической подготовке исполнителя к концертному выступлению содержатся в книгах, статьях выдающихся музыкантов и педагогов — Л.С. Гинзбурга, Г.Г. Нейгауза, Г.М. Когана, В. Первушина, А. Готсдинера и других.

Цель работы: проанализировать причины возникновения эстрадного волнения, попробовать найти пути преодоления страха перед концертным выступлением, выработать  комплекс психотехнических приёмов, способствующих коррекции эстрадного волнения у учащихся.

Задачи:1.Определить комплекс мер для достижения оптимального сценического состояния;

2. Выявить потенциальные ошибки при подготовке к выступлению, а также выявить конкретные цели и задачи исполнителя в каждом периоде подготовки к публичному выступлению.

3. Обозначить основные периоды в подготовительной работе к концертному выступлению.

Подготовка к публичному выступлению – серьезное испытание, требующее большой предварительной работы, максимальной концентрации внимания, выдержки и самообладания во время исполнения. Исполнительство – это чрезвычайно сложный, тонкий процесс, который напрямую зависит от физического и морального состояния находящегося на сцене. Конкретные рекомендации по подготовке  не могут носить универсального характера. Да и создать подобную систему вряд ли возможно. Мы все разные. Каждый волнуется по-своему и наверное нигде так явно не проявляются индивидуальные различия, как в предконцертной и концертной обстановке.

Зачастую у учащихся чувство страха и боязни на сцене возникает по ряду причин:

·        неумение правильно настроить себя перед выступлением;

·        недоученный текст;

·        присутствие близких или знакомых людей в зрительной зале;

·        место проведения концерта;

·        значимость выступления;

·        ощущение собственной некомпетентности по отношению к другим участникам концерта;

·        недостаточный опыт публичных выступлений.

Это общие, хотя и немаловажные причины, которые способны «смутить» спокойствие ученика. Но есть еще и специфические трудности, характерные для исполнителей на струнно-смычковых инструментах. Такие как: равномерное распределение и ведение смычка, красивое звукоизвлечение, владение грифом, вибрация, незаметные переходы в позиции и другие. Отсюда следует, что юный исполнитель должен хорошо ориентироваться в позициях, уметь «управляться» со смычком, обладать четкой координацией обеих рук. Это требует достаточно больших физических усилий.

Основные факторы, способствующие возникновению дискомфорта, неуверенности и даже страха перед публичным выступлением и во время выступления, определены. Теперь рассмотрим некоторые способы их преодоления.

Обучение игре на инструменте требует индивидуального подхода, поэтому исходя из индивидуальных психических особенностей каждого учащегося, уровня его подготовки и степени выучки материала, педагог определяет в каждой конкретной ситуации, каким образом лучше подойти к выполнению поставленных задач. Подготовка к  выступлению включает в себя многое: определение программы; расчет времени для подготовки, а также верный настрой родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс.

Работа по воспитанию сценичности начинается ещё в детские годы. Именно в детском возрасте происходит формирование основ личности музыканта. Заметно, что во время публичного выступления ребенок волнуется меньше, чем исполнитель старшего возраста. Видимо, сказывается то, что музыкальная деятельность ребенка протекает больше в сфере интуитивно-эмоциональной, чем рационалистически-интеллектуальной. Детская психика направлена прежде всего на выражение положительных эмоций. Вот эта положительная направленность психики обучающегося музыке является серьезной предпосылкой для формирования ощущения удовлетворения от собственной игры, от общения со слушателем. Важно закрепить и развивать это чувство радости от выступления, сделать его потребностью. Чтобы научиться хорошо играть на сцене, необходимо как можно чаще выступать.

 Главным составляющим успеха, на мой взгляд, являются умение и желание ученика терпеливо трудиться на всех этапах подготовительного пути, в том числе не бояться необходимой «черновой» работы, тщательно оттачивая все детали музыкального материала.  Важными качествами исполнителя являются артистизм, сценичность, исполнительская воля, способность в нужное время сконцентрироваться, чтобы собрать все детали в единое целое, «по максимуму выдать» достигнутые в период подготовки к выступлению результаты.

О. Бальзак так высказывался о воле: «Не существует больших талантов без большой воли… Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант – это развитая природная склонность, то твёрдая воля – это ежеминутная одерживаемая победа над инстинктами, над прихотями и преградами, которые воля осиливает, над всякими трудностями, которые она героически преодолевает».

Психологи отмечают ряд параметров волевого человека: настойчивость, целеустремлённость, упорство, смелость и решительность, самостоятельность и инициатива, самообладание и выдержка. Все эти качества тесно связаны с исполнительской деятельностью. Волевое начало в исполнении создаёт яркость, динамичность, ритмическую организованность и эмоциональность. Волевые люди в случае ошибки во время выступления, проявляют отличное самообладание. Значит, еще одним составляющим успешного выступления является воля музыканта.

Главными атрибутами воли являются внимание и уверенность. Их воспитание весьма важно. Чтобы выступление юного музыканта было ярким, запоминающимся нужна вера в свои силы и возможности. В. Горовиц так образно описывал состояние творческой убежденности: «На эстраде на меня нисходило чувство, что я король, властелин зала, полный и единоличный хозяин положения и это почти всегда вело к успеху»

Но очень важна  в творческом процессе – внутренняя сбалансированность и самокритика исполнителя, подведение итогов.

 Отдельное внимание стоит уделить выбору программы выступления, которая максимально могла бы раскрыть творческие, художественные, технические возможности учащегося. Здесь от преподавателя требуется особая мудрость, прекрасное знание возможностей ученика, его темперамента, энергетики, его сильных сторон, которые стоит подчеркнуть, и слабых, которые стоит максимально смягчить. Ученик должен чувствовать себя комфортно, получать удовольствие от исполнения. Нельзя завышать трудность программы, так как это вызывает внутреннюю, психологическую, зажатость и внешнюю скованность в положении за инструментом, в двигательном процессе, что неизбежно сказывается на всех сторонах исполнения. Лучше исполнять несложные произведения правильно и хорошо, чем посредственно играть трудные.

Непосредственной подготовке к  выступлению должна, прежде всего, предшествовать хорошо проделанная работа по выучиванию музыкального сочинения. В этот период учащийся обязан показать хорошее владение  материалом, программа должна иметь относительно законченный вид. Обязательные требования должны включать в себя: – твердо выученный наизусть текст; – четкое представление о форме; – знание и выполнение всех деталей и нюансов текста; – точную образную  характеристику; – рациональный выбор темпа; – умение исполнить сочинение от начала до конца без остановок, со всеми деталями, в необходимом темпе и характере.

В начальной стадии работы главная роль принадлежит сознательному освоению всех деталей музыкального произведения и его структуры в целом. Постепенно сознательно контролируемые игровые процессы автоматизируются и переходят в сферу подсознательного. Автоматизируется все, что относится к технологии исполнения, благодаря чему во время концертного выступления мы, не скованные техническими задачами, имеем возможность направлять все свое внимание на полноценное воссоздание художественного образа. Включение на сцене сознания в технологические процессы за редкими исключениями нежелательно и может подчас привести к забыванию текста.

 По мнению многих музыкантов, боязнь забыть текст, одна из главных причин, вызывающих волнение и даже некоторый страх у исполнителя.

Боязнь забыть текст может привести к скованности и психики, и аппарата. Иногда бывает, что и забудешь текст, — в этом случае надо постараться не заострять на этом серьезного внимания иначе от выступления к выступлению нервозность и недоверие к своей памяти будут усугубляться. Главное, чтобы такие моменты не западали глубоко в психику. Ф. Липс пишет: «Известны случаи, когда талантливые музыканты вообще вынуждены были отказаться от артистической карьеры вследствие выпадения памяти. Они никак не могли совладать с собой на публике, игра становилась судорожной, и терялись почти все лучшие исполнительские качества музыканта». Понятно, что одно дело — забыть текст во время домашних занятий, а другое — на публике, на глазах у всех. Многое зависит от того, как выучивался текст произведения. Нельзя заучивать текст по фразам, «зубря» их «от и до» по нескольку раз. Чаще всего выпадение памяти случается в эпизодах, заученных формально, механически. Запоминать следует музыку, а не формальную последовательность нот. Важно, чтобы интонация запоминалась с эмоциональной осмысленностью, под влиянием логики развития. Например, никто не забывает текст там, где продолжение как бы само напрашивается.

Существует три вида музыкальной памяти: зрительная, музыкально-слуховая и двигательная. Можно считать решающей для запоминания музыкально-слуховую память, включающую в себя и фактуру произведения, и образно-эмоциональную сферу. Однако ни в коем случае нельзя недооценивать двигательное запоминание, теснейшим образом поддерживающее слуховое. «Двигательные моменты, — писал советский психолог Б. Теплов, — приобретают принципиально-существенное значение… тогда, когда требуется произвольным усилием вызвать и удержать музыкальное представление». 

В процессе подготовки  программы выступления необходимо рационально планировать и организовывать рабочее время. Обучение игре на музыкальном инструменте требует каждодневных занятий. Однако далеко не всегда, даже при их наличии, мы наблюдаем у учащихся адекватную пользу. Связано это с тем, что во время занятий отсутствует четкая постановка целей и задач, которые необходимо достичь в отведенный период времени. Ясное целеполагание и есть то, что поможет использовать время с максимальной эффективностью. Для того чтобы ясно поставить цель самостоятельного занятия, необходимо хорошо спланировать последовательность действий. Невозможно решить все проблемы одновременно. Выделение первостепенных и второстепенных задач является обязательным условием и самостоятельной работы учащегося, и работы в классе. Движение  вверх происходит постепенно, этап за этапом. Попытки сделать все и сразу малоэффективны и влекут за собой недостаточно качественную проработку.

После того, как определена цель работы, необходимо определить, какие средства для ее достижения могут дать наилучший результат. Осознанность в достижении поставленной задачи также является обязательным условием самостоятельной работы. Определив небольшую, но конкретную цель, нужно стараться добиться результата сознательно, за минимальное количество проигрываний, а не автоматически, пока не получится само собой. Такой подход к работе в разы обеспечит большую продуктивность домашних занятий. Всегда нужно помнить, что два часа хорошей вдумчивой работы дадут несоизмеримо больше, чем пять часов бездумной. Часть работы может проходить и без инструмента. Очень полезно бывает изучение нотного текста глазами: вплоть до выучивания его наизусть без инструмента. Такая работа требует повышенного внимания, однако в перспективе значительно сократит время выполнения разного рода задач на инструменте.

Не менее важно четко определить причину того, что не получается. Выявление причины составляет 50% успеха. Следует помнить, что «не получается» как правило, не весь пассаж целиком, а какой-то из его звеньев. Любое трудное место почти всегда можно разбить на несколько простых. Для выявления того, где «не выходит», необходимо проиграть это место в медленном темпе, внимательно вслушиваясь в интонацию и в свои ощущения. Неудобство и сомнение – первые признаки того, что в этом месте есть проблемы. Следует еще раз проверить аппликатуру, ритм, а также посмотреть внимательно фрагменты, которые предшествуют трудному месту, или следуют за ним, поскольку зачастую проблема кроется именно в них.

Еще одной важной составляющей успешного выполнения технической задачи является наличие четкого ритма. Правильный и точный метроритм является тем остовом, на котором держится исполнение. Метроритм как организующее начало (а не формально правильное исполнение длительностей) – это не только важный формообразующий фактор, но и то, без чего невозможно ни техническое, ни художественное воплощение. В отдельных случаях рекомендуется работа с метрономом.

Творческое самочувствие при публичном выступлении  может проявляться в двух аспектах: «волнение-подъём» и «волнение-паника».

Известный советский музыкант и методист-исследователь Г. М. Коган очень метко объяснил  состояние «волнение-подъём»: «Известная взволнованность, приподнятость перед выступлением и во время его не только естественна, но и желательна, полезна, благотворна. Она спасает исполнение от будничности, способствует возникновению артистического подъема. Кто из исполнителей не испытал окрыляющего воздействия такого «волнения-подъема», когда чувствуешь, что сегодня «в ударе», все у тебя «само выходит», игра проникается особой выразительностью, каждый нюанс попадает в слушателя».

 

Причины неуверенности на сцене: «нечистая совесть» – сознание, что программа не полностью готова; преувеличенная скромность – неверие в себя; переутомление ученика. Способы борьбы с «волнением-паникой» включают в себя сосредоточение на технических и художественных задачах, а также повышение степени подготовленности учащегося к выступлению.

 

И педагог, и ученик должны быть уверены в том, что программа полностью готова. Исполнение программы целиком требует устойчивости внимания, которое вырабатывается в процессе тренировки не только на сцене, но и в период подготовки к выступлению. Иногда ученик отмечает: «Для себя уже играю, а для кого-нибудь другого ещё не получается». Причина состоит в неумении сосредоточить внимание в присутствии посторонних людей. Необходима специальная тренировка в игре для товарищей, на уроке по специальности в обстановке, приближенной к эстрадной, с полной эмоциональной отдачей.

На завершающей стадии работы над произведением полезно исполнять его без разыгрывания, целиком для выявления скрытых недостатков. Выученные произведения должны исполняться учеником свободно, ярко и с удовольствием. Не в последние дни надо отрабатывать поклоны, выход и уход со сцены. Необходимо внушить, что нельзя, ошибившись, исправлять, метаться туда-сюда, а только идти вперед, не опуская рук, не раскисая.

 

×
×