Опыт работы над пьесами из фортепианного цикла С.Прокофьева «Детская Музыка»

Автор: Усенко Мария Евгеньевна

Фортепианные произведения С. Прокофьева – одна из наиболее интересных страниц его творчества. Цикл «Детская музыка», опус 65, созданный в 1935 году, состоит из 12 легких пьес. «Детская музыка» – это картинки природы и детских забав, зарисовка летнего дня с утра до вечера.  Музыка привлекает новизной стиля, пленяет интонационным строем мелодий, гармоническими красками, модуляциями, свойственными зрелому композитору.    Прокофьев, работая над детским циклом, идет своим путем,  он ограничивает круг тем. Прежде всего, его интересовала та реальность, та сторона жизни, с которой дети сталкиваются повседневно. Этим и объясняется отсутствие необычных персонажей, сказочных и экзотических зарисовок. Сборник занимателен тем, что дети имеют возможность «узнать» себя в искусстве. Прокофьев смотрит на мир глазами ребенка, входит в этот мир.

Если говорить о технически полезных пианистических приемах, которые использует С.Прокофьев в цикле «Детская музыка», то мы увидим в пьесах примеры быстрых гаммообразных пассажей, кластеры, органный пункт, остинатные ритмические фигуры,пальцевые репетиции, скачки, игру двойными нотами, перекрещивание рук с переносом левой или правой руки на две и более октавы, игру в далеких регистрах и большой охват клавиатуры. Пьесы помогают решению координационных задач, игры противоположными штрихами, различной динамикой, выработке различных штрихов, их множественным комбинациям, развитию полифонических навыков.

 

Методические рекомендации к пьесам

 

«Утро» — первая пьеса цикла. Рекомендована к изучению в 5-6 классе.В пьесе «Утро» композитор использует прозрачную фактуру. С. Прокофьев сопоставляет аккорды высокого и низкого регистров, а между ними свободно и легко звучит светлая, простая, «утренняя» мелодия. Далеко отстоящие друг от друга голоса, перекличка регистров, «эхо», отвечающее аккордам в басах, создают ощущение пространства, воздуха, передают наивный восторг  ребёнка   и самого автора, растворившегося в нем, перед высоким небом и  далеким горизонтом.

Написана пьеса в трёхчастной форме с развёрнутой средней частью, где крайние части воспринимаются как вступление и кода. В I и III частях отображаются мягкие тона утреннего пейзажа, пасторальность звучания.

Характер крайних частей созерцателен, темп andante tranqvillo, тональность C-dur. Особых технических трудностей в пьесе нет, поэтому она дана в репертуаре 5 класса,  но ученику предстоит здесь очень кропотливая и тщательная работа над звуком, интонационной выразительностью, динамикой и педалью. Не все учащиеся справляются с этими задачами в 5 классе, поэтому можно рекомендовать работать над этой пьесой и в 6-ом классе.

Исполняя пьесу «Утро», важно избежать суеты при перемещении рук из крайних регистров к среднему и при приеме игры через руку, добиться плавности в движении.На первом этапе  необходимо проучить с учеником отдельно аккордовую фактуру   под счет на педали (временно опустив мелодическую линию). Добиваться  стройности и мягкости в звучании аккордов.

                                                                        Прокофьев «Утро» 1-4 такты              

 

 

 

Далее необходимо обратить внимание на линию мелодии в средних голосах. Трудность заключается в том, что мелодическая фраза, разорванная аккордами, не должна потерять своей цельности. Можно использовать прием «подтекстовки» (Светлый лучик ранним утром  появился).

Во втором предложении мотивы варьируются, появляются хроматизмы, динамически детализируются, поэтому от ученика требуется большая работа над интонацией и осознанный слуховой контроль. Только после полного усвоения учеником элементов фактуры, нахождения нужного звучания можно приступить к объединению материала.

Средняя часть пьесы состоит из двух ясно обозначенных разделов.

 

                                                                 Прокофьев С. «Утро» 9-17 такты

 

 

 

 

 

В тактах с 9 – 17 на фоне сопровождения ломаных квинтовых и секстовых фигур (партия правой руки) в басу появляется новая величавая мелодия. Восходящая линия из низкого регистра, основанная на звукоряде До мажора, ассоциируется с восходом солнца, чему способствует пунктирный ритм, утяжеленность движения стоит ремарка gravamente, динамика mf, важно эту гамму декламационно-выразительно проинтонировать. Педаль запаздывающая, полутактовая. Сопровождение в правой не требует слитности звучания, исполнение ближе в нон легато. Определенную трудность может представлять координация при исполнении элементов фактуры, поэтому на начальном этапе необходимо проработать   мелодию с гармоническим изложением в правой руке.

Во втором разделе средней части (такты с 18-23) происходит  изменение фактуры.

 

                                                  Прокофьев «Утро» 18-23 такты

 

 

 

Мелодия излагается в верхнем голосе на фоне фигураций в левой руке.  Основная пианистическая сложность этого раздела в изложении мелодии аккордами и интервалами. В данном эпизоде следует уделить внимание  тщательной работе  над аппликатурой, развитию полифонических навыков ученика, т.е. умению распределить по вертикали разные градации звука в одной руке, а так же объединения во фразу интонационной мелодической линии, тонкости и чуткости в педализации.

Необходимо обратить внимание ученика на  интересные прокофьевские указания. Автор настойчиво напоминает о необходимости оставаться в пределах динамики piano: pp, p, mp -встречается на протяжении 29-тактной пьесы 13 раз. Композитор лишь однажды в данной пьесе дает ремарку dolce в «тихой кульминации» в первом разделе средней части.  Отдельного внимания   и  кропотливой работы требует педаль, именно правильно взятая педаль  позволит  утонченно и акварельно-прозрачно исполнить эту пьесу. Реприза укорочена, дополнена двутактным заключением. Темп берется достаточно подвижный, это  пьеса производит впечатление выразительно свободной льющейся речи.

 

«Раскаяние» — самая серьезная из 12 пьес цикла. Здесь преобладает психологизм музыкального повествования.Важно, чтобы юный исполнитель достаточно тонко проникся эмоциональным состоянием этой миниатюры, которую Прокофьев первоначально назвал «Стыдно стало».«Раскаяние» – это, пожалуй, единственная в цикле пьеса, затрагивающая область серьезных, печальных, даже мрачных чувств. Эта миниатюра тонко и выразительно рисует психологическую драму, тяжелый момент в жизни ребенка. Ему стыдно и горько за свой проступок, но искреннее раскаяние приносит прощение и пьеса заканчивается умиротворенно и нежно.

Музыка миниатюры затаенная, направленная скорее вглубь, чем вовне. Этому способствует и умеренный темп Moderato. Следует предостеречь от увлечения излишне медленным темпом. Выразительное, согретое теплым чувством исполнение этой пьесы не предполагает сентиментальности или растянутости движения.Пьеса трехчастна, с контрастной серединой.

При исполнении пьесы необходимо слышать и показывать сопоставление регистров, смену тембральной звучности, красочность обертонов, обыгрывание одних и тех же интонаций мелодии при различных фактурных решениях.Можно рекомендовать это произведения для  изучения учащимся в 6классе.

На раскрытие интонационного своеобразия материала направлены подробные исполнительские указания композитора. Ни одна из пьес цикла не имеет таких подробных и детальных авторских указаний.  Осторожное легкое Legato чередуется с tenuto, подчеркнутом во втором мотиве  ремаркой espressivo  .

 

 

                                                                 Прокофьев С. «Раскаяние» 1-14т.

 

 

 

 

 

 

 Во втором предложении, верхний голос которого расположен на октаву выше, происходит варьирование – появление опеваний, распевов, нижний голос теперь «поёт» в унисон с верхним. I часть завершается на доминанте, что создает ощущение недосказанности.

Середина, состоящая из восьми тактов, является небольшим контрастом по отношении к «плачущим» интонациям из первой части. В нижнем голосе проходит мелодия, насыщенная хроматизмами, полная размышлений и раздумий.

 

                                                    Прокофьев С «Раскаяние» 17-24 т.

  

 

 

 

 

Верхний голос, в виде мелодических фигураций, предполагает легкое, воздушное legato (pocolegato),что в сочетании с далеко отстоящем басовом голосом создает особый пространственный эффект. Здесь отражен процесс просветления чувств томящегося стыдом ребенка: меняется фактура, появляется «утешительный» B-dur, который оттеняет долгие размышления.

Музыка III части возвращается основному тематическому содержанию, изложенному в первом разделе, хотя отличается фактурным уплотнением в партиях обеих рук.

                                                Прокофьев С. «Раскаяние» 25-28 т.

 

 

 

Это способствует динамическому нарастанию к кульминации(f) пьесы в конце части меняющейся внезапным pp через один такт. Динамика пьесы умеренна — от p-mf.

 

 

 

Прокофьев С. «Раскаяние» 34-37 т.

 

 

 

 

Фактура миниатюры полифонична, местами это ярко выраженное двухголосие. Многочисленные вилочки в партитуре несут скорее не динамические изменения, а интонационные движения, являясь отражением психологических душевных переживаний. Следует выразительно исполнять все изгибы мелодических фигураций, выявить песенное начало прокофьевского мелодизма. Уделить большое внимание деталям, особенно области штрихов. Все мотивы должны произноситься подобно вздохам.

Пьеса требует кропотливой интонационной работы, использования основных интонационных формул: тяготения слабых долей в сильные, при интонировании повторяющихся звуков – тяготение к последнему, интонирование широких интервалов с большим чувством напряженности, выразительное исполнение хроматизмов. Педаль в «Раскаянье» фактурно необходима, подчинена чистоте интонирования мелодии.

 

Еще одна пьеса цикла, «Тарантелла». Это итальянский танец со стремительным движением. Композитор для передачи характера динамичного танца использует множество острых акцентов, неожиданные смены тональностей. Всё здесь весело, красочно, как на карнавале!

Огромную дисциплинирующую роль играет темпоритм. Композитор рекомендует играть ее в темпе Allegro. Это именно тот темп, который дает возможность точно выполнить рекомендации композитора в области акцентировки и артикуляции. Акцентировка везде принадлежит автору и следует избегать дополнительных акцентов. В начале фразы, после акцентируемого звука следует сразу уменьшить силу звука и исполнять остальное легко. Акценты часто не совпадают в партиях обеих рук, что составляет некоторую трудность для исполнителя. Восьмые, отмеченные знаком staccato, снимаются остро, но легко.

 

          Прокофьев С. Тарантелла 1-8т

 

 

Для достижения большей внутренней насыщенности ведущего голоса необходимо линию сопровождения слышать и проводить как выразительную мелодию. Поэтому большое внимание следует уделить проработке партии левой руки. Педаль в крайних частях минимальна, выполняет функцию ритмической организации.

В средней части пьесы появляется смена тональности на одноименный мажор(D-dur). Сам характер мелодии становится ликующим, устремленным ввысь, полетным, появляются короткие лиги, обилие скачков в мелодии, далекие регистры.изменяется артикуляция.

Необходимо сразу выучить наизусть партию каждой руки, уметь их играть «вслепую». Эта часть представляет безусловную координационную трудность для учеников. Практически все дети начинают замедлять темп из-за двигательной неловкости, которая идет от недостаточной координации. Необходимо при соединении обоих элементов фактуры добиваться сохранения независимости, достигнутой в каждой руке.

Над этим можно поработать следующим способом: мелодию играть очень легко, почти «немым» прикосновением. При этом все внимание направить на сохранение ритмичности триолей в левой руке, временно отдавая им ведущую роль. При достижении согласованности в звучании голосов постепенно повышать роль мелодии, возвращая ей выразительность, активизируя игровые движения в соответствии с фразировкой.

Работа производится в среднем темпе. В результате мелодия должна «плыть» на фоне непрерывной линии триолей в левой руке без акцентирования и подчеркивания отдельных звуков. Мелодичность и крупное дыхание этого эпизода больше подчеркнет его контраст с крайними частями. 

         Прокофьев С. Тарантелла 33-40т

 

Завершает пьесу небольшая кода (Pocomenomosso), которая является как бы апофеозом всего произведения. Сыграть коду надо более торжественно. Работа над пьесой способствует развитию координации, воспитанию бойцовских качеств, сценической выносливости. Пьеса рекомендована для педагогического репертуара 6 класса.

 

«Дождь и радуга» — миниатюрное интермеццо, построенное на ярком контрасте двух начал. Два образа — и в названии, и в музыке. Простая двухчастная форма с маленькой кодой. Прокофьева по-детски выражает свое отношение к природе. «Воспринимая природу полно, чутко, ярко, он не любовался ею, а как-то сливался с ней»- вспоминала жена композитора.

Прокофьев использует звуки, как художник импрессионист – краски. Ассоциации могут быть вполне конкретные: падающие капельки, лужи, радуга и т.д. В тексте много авторских указаний, что характерно для композиторов 20 века (Скрябин, Рахманинов, Метнер). Это особенно ярко проявилось в мелодии, внимательно и точно надо следовать авторским указаниям (артикуляции).

Музыка первого раздела необычна. Мелодии нет — аккордовые пятна — кластеры состоящие из больших секунд, и, точно падающие капельки, медленные репетиции на одной ноте. Но всё очень понятно: это дождь. И не просто дождь, а последние его капельки. В конце каждой фразы аккордовый «туман» рассеивается в звучаниях чистых октав, разнесённых по разным регистрам. Тональный план пьесы тоже размыт.

 

Прокофьев С. Дождь и радуга 1-5т.

 

Задача I части – интонирование повторяющихся звуков, распределение звучности по вертикали в кластерах, определенность «верхушек».

Во II части на фоне мягкой поступи сопровождения в левой руке с высоты третьей октавы спускается тихая, нежная мелодия протянувшаяся через три октавы – это и есть многоцветная радуга. При интонировании мелодии обратить внимание на выполнение артикуляционных указаний (короткие лиги).

Прокофьев С. Дождь и радуга 10-14 т.

 

 

Интересен аккомпанемент. Линия терций звучащих в первой октаве образует восходящую мелодическую линию, вносяполифоничностьв этот раздел. Аккомпанемент требует отдельной проработки. Например, прежде чем соединить партии рук можно поиграть в аккомпанементе только первые (и услышать еще и скрытый мелодический голос), затем вторые доли, добиваясь пианистического удобства, независимости в игровых движениях рук.

Эта пьеса очень своеобразна с ее фоническими эффектами и смелыми наслоениями пятен. Многочисленные случаи употребления композитором диссонирующих аккордов, интервалов должны восприниматься как средство колористического воздействия на слушателя. Эти созвучия следует брать не резко, а певучим туше.Особое внимание надо обратить на педаль, здесь возможны самые смелые решения.

Пьеса раскрывает перед исполнителем интересные колористические возможности инструмента. Дает простор для творческого поиска.

 

Сегодня мы поговорили о нескольких пьесах из сборника С. Прокофьева «Детская музыка».

В нашей школе мы ежегодно проводим семинары по вопросам педагогической  и исполнительской работы с пьесами из детских циклов. На протяжении нескольких лет были проработаны и  исполнены «Детский альбом» П.И. Чайковского, «Детская музыка» С. Прокофьева, «Детский альбом» Г. Свиридова, «Бирюльки» С. Майкапара, пьесы для детей Д. Кабалевского, В. Ребикова.

Такая работа способствует не только обогащению репертуара учащихся, но и более полному пониманию стилистических особенностей композиторов, плодотворной работе над их произведениями и содержательной, осмысленной игре.

 Итогом работы были концерты, которые проходили в стенах школы для учеников общеобразовательных школ, для воспитанников детских садов, родителей.

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре  на фортепиано М. 1978.

2. Блок В.Музыка Прокофьева для детей.− М. Музыка, 1969.

3. Вопросы музыкальной педагогики вып.11., М. Музыка 1997г.

4. Дельсон В. Ю. Прокофьев «Детская музыка / Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева./  М., 1973.

5. Милич Б. Воспитание ученика –пианиста М.2002г.

6. Малинковская А.В. Класс основного музыкального инструмента.    Искусство фортепианного интонирования. М.2005г.

7. Смирнов М. «Об исполнении фортепианных произведений С.Прокофьева» /Вопросы фортепианной педагогики. Под общей редакцией В. Натансона/ М.1976г

 

×
×