Нравственное воспитание детей через музыкальную деятельность

Автор: Дуланова Лариса Валерьевна

Тема: « Нравственное воспитание детей через музыкальную деятельность».

МБДОУ детский сад №15 «Ручеек»

музыкальный руководитель: Дуланова Л.В.

 «Нравственность – основа всех человеческих ценностей»                                                                                       Альберт Эйнштейн

В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где среди важнейших принципов определен принцип построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в современном обществе. В документе отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и народным традициям.

 Ввести маленьких  детей в прекрасный мир музыки, воспитывая  на ее основе  добрые чувства, прививая нравственные качества – какая  это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в  дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Моя цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Одной из главных задач  для меня  является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом»  утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», — гласит старинная  мудрость.

   Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной  образовательной деятельностью, ставлю следующие задачи:

1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой.

2. Активизация познавательной деятельности детей.

3. Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.

4. Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.

    Для решения этих задач я задействую все виды музыкальной деятельности  и использую такие  формы организации музыкальной деятельности, как музыкальные занятия, беседы-концерты, праздники и развлечения, родительские собрания, литературно-музыкальные гостиные.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека.

  Нравственное воспитание  средствами  музыкального искусства  состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку  через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка  к окружающему миру.  

 Главное, что должен делать музыкальный руководитель, — научить смотреть и видеть, слушать и слышать, развивать внимание, умение выражать свое отношение к произведениям искусства. Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, но основным видом   является слушание музыки. Необходимо научить ребенка ориентироваться в мире музыки, привить вкус.

Приобщая детей к шедеврам мирового искусства, знакомя их с произведениями великих композиторов П.Чайковским («Времена года»), М.И.Глинка («Жаворонок»), Д.Кабалевский («Клоуны»), Римским-Корсаковым («Снегурочка») и другими мы влияем на чувства, настроения ребенка, духовный, внутренний мир ребенка через его эмоции и переживания.

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие. Ведь то, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте.

Слушая народную музыку  и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора, но и  привить любовь  к   ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и творческих навыков.

Все народные песни, а также народные мелодии, используемые мною в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио и видео-записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра.

 Музыкальные игры, являясь одним из видов музыкальной деятельности, так же, формируют и развивают духовные качества ребенка. Например, такие музыкальные народные игры, как:«Плетень», «Горелки», «Гори, ясно» «Где, был Иванушка?», «Земелюшка-чернозем», «Золотые ворота», «Дед Мазай». Дети с удовольствием играют в эти игры на праздниках, развлечениях и на прогулках. Хороводы стали постоянным элементом развлечений, связанных с народными традициями. 

 Театрализация сказок («Теремок», «Заячья избушка», «Колобок» и др.), инсценирование песен («Как и наших у ворот», «Как на тоненький ледок» и др.), помогают детям проявить свои творческие способности или просто выразить свое внутреннее состояние и эмоции.

 Пение является одним из ведущих видов музыкальной деятельности. 

Правильно подобранный репертуар является одним из основных механизмов, влияющий на формирование общечеловеческих ценностей детей.

 Песня  учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду.

   Музыкально-ритмические  движения,  так же являются  важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка.

  Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку,  в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь  музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно -физическому.

Главное в работе музыкального руководителя — не только воспитать отдельный талант или развить его исполнительские качества, а в том, чтобы дети полюбили музыку, и она стала для них духовной потребностью и необходимостью.
В последнее время тема патриотического воспитания становится актуальной. Многолетней традицией нашего детского сада стали организация проведения внутри садовских мероприятий, посвящённых Дню Защитника Отечества и празднику Победы. И дети, и сотрудники детского сада возлагают цветы  к памятнику И.В.Панфилова; к вечному огню, зажженному в честь, погибших  на войне петровчан, проводятся литературно – музыкальные композиции. Вместе с родителями дети готовят рисунки, делают поделки. Эти праздники очень любимы детьми.

Уважение и любовь к мамам, бабушкам, семейным ценностям, дружбе, воспитываем через музыкальную деятельность на таких праздниках, как: «День Матери», «8 Марта», «Мама, папа, я — спортивная семья». Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что в человеке, достаётся ему от матери». Все совместные праздники родителей и детей, безусловно, играют огромную роль в духовно – нравственном воспитании будущего поколения. Приобщение наших детей к истокам народной и православной культуре  происходит в течение всего  года, больше всего любим детьми праздник «Масленица». Этот веселый, шумный праздник проходит на улице с песнями, хороводами, играми, аттракционами и, конечно же с настоящими русскими блинами.

 Тема прославления нашего русского народа  является  приоритетной в нравственно-патриотическом, духовном и эстетическом воспитании наших воспитанников. Для каждой возрастной группы я подобрала интересный и доступный фольклорный  материал. Игры «Зайчик», «Золотые ворота», «Вышел Ваня погулять», «Гори ясно», «Дед Мазай», «Плетень»  дети с удовольствием используют в самостоятельной игровой деятельности, на прогулках и дома. Но воспитать ребенка нравственно с высокими духовными качествами не возможно без тесной совместной работы с семьей. Здесь важна разъяснительная работа с родителями о роли музыки в жизни ребенка. Информация по этим и другим вопросам, предлагается мною родителям в «Уголке музыкального руководителя». 

 Приобщаясь к музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты и морали, окунается в ценный духовный опыт многих поколений. Закончить освещение темы хочу словами писателя Р.Роллана: « Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его». Музыкальное искусство это великая сила, влияющая на разум и душу ребенка.

 

×
×