Формирование функциональной грамотности учащихся при реализации проекта «Разговоры о важном».

Автор: Гамеза Евгения Васильевна

Формирование функциональной грамотности учащихся при реализации проекта «Разговоры о важном».

Гамеза Евгения Васильевна,

БОУ «Тарская СОШ №4» г. Тара

 Все классные руководители уже достаточно хорошо погружены в тему проведения « Разговоров о важном».  Ценности, которые обозначены в проекте Министерства образования Российской федерации в свете современных негативных тенденций информационного общества,  становятся трудноформируемыми у подрастающего поколения. Эта тема так актуальна и важна для нашей страны, тем более в нынешнее время. «Разговоры о важном» вошли в обновленные программы воспитания в школах.  Весь методический материал по урокам – поурочный план, презентации, видеоматериалы, интерактивные упражнения, методические рекомендации облегчают  работу педагога в разы. Естественно, учитель может корректировать материал под свой лад.

Какой же основной смысл данных уроков? В первую очередь, формирование ценностного отношения школьников к нашей великой Родине, к России, к природе, к ее уникальной культуре, к богатейшей истории, поэтому в фокусе нашего внимания будут события, люди, их действия и идеи. Основной формат работы — это беседа, беседа по душам с детьми. Для того чтобы достичь личностных результатов, достучаться до сердец ребят в этом воспитательном мероприятии мы должны создать атмосферу сотрудничества, доверия и доброжелательной ситуации в рамках этой внеурочной деятельности.

Как этого достичь? Рекомендуют придерживаться 4 принципов: интерес, сотрудничество, доверие, а не назидательность. Позволить детям самим рассуждать, делать выводы.

Темы уроков «Разговоры о важном» охватывают темы, целью которых является внедрение ценностей детям в разных направлениях.

Педагоги отмечают, что «Разговоры о важном» позволяют более предметно беседовать с детьми о каких-то знаменательных вехах в жизни общества, в жизни нашей страны.

Некоторые  сравнивают «Разговоры о важном» с «Уроком мира» или политинформацией, которые существовали ранее. Но те занятия, как правило, были построены в форме монолога. Учитель или кто-то из учеников готовил доклад, например по мотивам периодической печати, остальной класс — слушал.

А «Разговоры о важном», как уже говорилось выше, должны быть именно разговорами — то есть дискуссией педагога и детей, построенной вокруг определенных тем.

«Разговоры о важном» — не отдельный предмет, по этим занятиям нет аттестации, за них не ставятся оценки. Но это часть внеурочной деятельности, которая, согласно закону «Об образовании», является дополнительной учебной программой.

Хотелось бы напомнить основную цель ООП НОО. Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО): это обеспечение выполнения требований Стандарта по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Реализуя данный проект «Разговоры о важном» мы  постепенно продвигаемся к достижению основной цели обучения.

Ещё одним моментом в обновленной ООП НОО является формирование функциональной грамотности обучающихся.

Отличительными  чертами  школьника с развитой функциональной грамотностью является:

 умение успешно решать разные бытовые проблемы;

умение общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;

использовать базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;

выстраивать межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.  

Акцент на функциональной грамотности — делает ребят вовлеченными в познавательный процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях.

Федеральный государственный образовательный стандарт включает задачу по формированию функциональной грамотности младших школьников и школьников среднего звена.

Например, читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения. С целью развития читательской грамотности — учителя начальной школы в рамках занятий «Разговоры о важном» используют рабочие листы, направленные на формирование умения рассуждать. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике. 

Например, в рабочих листах по теме «День учителя» (3 октября),  мы видим короткие тексты и задания к ним, направленные на развитие умения рассуждать, делать выводы, строить предложения по заданным картинками (по картинкам расскажи, чему вас учат учителя?) и обобщать, полученную информацию.

Формировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью. Ребенок с развитой  математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения. На  уроках «Разговоры о важном» математическое содержание заданий связывает основные математические знания учащихся с явлениями в окружающем мире. Мы работаем с рабочими листами, готовим поделки для близких и родных, где также требуются математические знания.

Например, вопрос на и иллюстрации с математическими данными, на сравнение чисел. (Арктика и Сибирь -ширина)

При формировании естественно-научной грамотности помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. На основе «Разговоров о важном» разрабатываются подобные задания, включаются в рабочие листы.  Также используются любимые мультфильмы детей по теме занятия. Например, на занятии «»Ко дню музыки» был использован мультфильм, связывающий  умение играть ноты на простых стаканах с водой и другие способы извлечения звуков в обычной жизни.

Формирование креативного мышления это, все что связано с творчеством: способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение. Креативное мышление связано не только с творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета. Творческий потенциал неразрывно сопутствует ежедневным задачам, решать которые при определенных условиях можно быстрее и проще. Прошу обратить внимание на рисунки, которые предлагают дети начальной школы, в них отражены основные аспекты темы «День отца». На  следующем слайде 18 представлены фото ребят, изготовивших поделку для своих бабушек или дедушек, по теме «День пожилого человека». Ребята с фантазией подошли к изготовлению открытки, они использовали сочетание различных цветов. Так же на этом занятии развивались и математические компетенции (умение проводить измерение, соотношение размеров объектов).

 В заключении мне хотелось бы сказать , что ребенок младшего школьного возраста очень восприимчив ко всем формам воспитания. Известно, что пережитое и усвоенное в детстве надолго закрепляется в памяти. По мнению Льва Семеновича Выготского, переосмысление потребностей и переоценка ценностей — важный момент на этапе взросления. В 6-10 лет ребенок не просто познает сущность нравственных категорий, он учится оценивать свои и чужие поступки. Наша задача привить патриотизм, любовь к Родине, к нашей великой стране, уважать традиции, показать способы самореализации и развития.

 

×
×