УМК «Школа России» Математика 4 класс Тема урока «Встречное движение»

Автор: Трошина Нина Вячеславовна

 

 

 

 

Урок в 4 классе на тему

«Встречное движение»

 

УМК «Школа России»

Традиционная программа обучения

Учебник Математика

Авторы: М.И. Моро, М.А.Бантова и др.

 

 

 

 

 

 

 Учитель 

                         Трошина Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                  

Цель:

Образовательная:

   Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию   

   практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для  

   развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути  

   их решения учить применять на практике.

Задача:

-Создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.

 

Развивающая:

Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.

Задача:

-Развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание, мышление.

 

Воспитательная:

Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд. Воспитание чувства дружбы и товарищества.

Задача:

 — Избавление детей от чувства неуверенности в себе. Воспитание интереса к уроку.

 

Вид урока —  урок применения знаний и умений.

Медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в MsOffice  2007

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.

Комментарии: данный урок проводится в 4 классе (обучение по традиционной системе).

На уроке применяется индивидуальная работа, фронтальный опрос учащихся, самопроверка, работа в парах. Проводится 1 физкультминутка.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ход урока:

 

1. Друзья мои!

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет математических чудес необычайных

Откроем мы всего за полчаса.

Орешек знанья тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова:

«Хотим все знать!»         Слайд 2.

 

—  Эти слова пусть будут девизом нашего урока. На этом уроке мы будем решать  разные задачи.

I. Самоопределение   к деятельности.

-А пока, чтоб работать быстро и ловко,

Нам нужна ума тренировка!

 

Математическая разминка. Слайд 3.

1)    Цепочка примеров.

Д: 450: 9 = 50 + 63 = 113 – 13 = 100 х 10 = 1000

2) Расположите дроби в порядке возрастания.  Слайд 4.

8/19     4/19     2/19     9/19     11/19     14/19     10/19     1/19

Ж           И         В          Е           И           Е           Н           Д  

 

Ученики записывают дроби в нужном порядке у себя в рабочих тетрадях

 

  Самопроверка записи – на слайде (клик мышкой)   Слайд 4.

— Прочитайте, что у вас получилось? (клик мышкой)

Дети: 1\19,  2\19, 4\19, 8 \19, 9\19, 10\19, 11\19, 14\19.

— Что такое движение?

Д: — Движение – это перемещение  …   в пространстве 

Запомните. Это ключевое слово нашего урока.

— А математическая разминка – это движение мысли.   

 

 II. Актуализация знаний.                     

— Какие величины не используются в задачах на движение? Слайд 5.

Дети: тонны, центнеры, м2, кг

— По каким признакам можно разделить данные величины на группы?

Д: скор, время, расст.

 — Запишите у себя в тетрадях, дополните таблицу. (проверка по слайду) Слайд 6.

— Что такое скорость? Почему она измеряется в таких единицах?

Д. Скоростью называют расстояние, пройденное за единицу времен.

— Ребята, какие действия можно производить с величиной?

Д:  — Измерять, сравнивать, складывать, вычитать, умножать, делить/

— Какие ещё величины характеризуют процесс движения?

Д: Расстояние, время

-Какими буквами мы обозначаем скорость, время, расстояние?

-Соберите формулы (на партах, один у доски на магнитах)

Проверка. Проговаривание формул.

 

III.                 Постановка учебной задачи (слайды, чтение темы)

-А какой может быть скорость движения предметов в зависимости от направления?

Д: — Скорость сближения, скорость удаления. Слайд 7.

 Посмотрите на слайд, как движутся объекты, определите тему урока. Какие задачи мы сегодня будем решать?

Д: Задачи на встречное движение. Слайд 7.

Фронтальная работа с проговариванием вопросов подводящего диалога вслух.

 —Составьте задачу по рисунку. Слайд 8.

Д: Из двух пунктов навстречу друг другу вышли два поезда.  Один двигался со скоростью 70 км\час, а другой 80 км\час. Время в пути 2 часа.

— Какие величины известны?

-Какие нет?

— Какое время для этих поездов?

— Что значит 2 часа?

— С помощью чего мы решаем задачи на движение?

— Начертите чертеж.    

-Проверьте.

—  Мы можем сразу ответить на вопрос задачи?  Почему?

-Можно ли узнать расстояние, которое прошел первый поезд?

-Второй?

-А теперь мы можем узнать все расстояние?

Д: можем, сложить расстояния, которые прошли 2 поезда вместе.

— А есть ли другой способ решения задачи?

Д: думаем, что да

— Как по – другому  можно найти расстояние, более  коротким, рациональным способом?

Д: можно узнать скорость сближения

-Что это такое?

Д:  на сколько км они сближаются  за 1 час

— На сколько  км  каждый час сближаются поезда?

-Каждый час расстояние между поездами будет увеличиваться или уменьшаться?

— Запишите этот вариант решения задачи. Почему он более короткий?

 — Кто прокомментирует ответ?

— Кому не понятно решение задачи?

— Мы говорили о том, что в задачах на движение могут быть неизвестны разные величины.  Есть задачи, которые нельзя решить первым способом.

 

2. Предлагаю посмотреть на экран.  Составьте задачу.  Слайд 9.

Д:  «Из двух сёл выехали одновременно навстречу друг другу трактор и повозка с сеном. Скорость трактора 9 км/ч, а скорость повозки 7 км/ч.  Расстояние между сёлами 30 км.

— Задайте вопрос? 

Д: Через какое время они встретились.

— Что нужно для решения задачи? Сделайте чертеж. Проверим. ( на слайде) Слайд 9.

— Какая величина в задаче общая?

Д:  расстояние

— Можно ли сразу найти  время движения?

Д: нет, мы не знаем какое время двигался каждый.

— Что надо найти в этой задаче вначале?

 Д: скорость сближения

( на доске по действиям).

 Решение самостоятельно. Проверка.

 — Что найдём? Как найти время? (самост, проверка)

Запись ответа (проверка)

Физминутка.

     От зелёного причала

    Оттолкнулся теплоход.

    Раз, два.

    Он назад поплыл сначала.

    Раза, два,

    А потом поплыл вперёд.       

    Раз, два.

    И поплыл, поплыл по речке

    Набирая полный ход.

 

IV.                  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.  Слайд 10. Самостоятельное решение задач.

-Перед вами 3 задачи. Они разные по сложности.  Выберите любую из них.

-Представьте  в виде   чертежа или таблицы.  Решите самостоятельно.

1.     Два мальчика плыли одновременно навстречу друг другу с двух концов бассейна со скоростью  20 м / мин. Через  сколько минут они встретятся, если длина бассейна 100 м.

 

2.      От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл  со скоростью  29 км / ч,  а другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами.

 

3.     Из двух городов вышли одновременно  навстречу друг другу два автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60 км/ч, а другого на 5 км больше. Найдите расстояние между городами.

— Кто решал первую задачу? И т. д.

— Проверка задач. ( на слайде) Слайд 11.

 

2. При движении  по дороге всем участникам движения надо быть очень внимательными. И сейчас я вам предлагаю задание, которое развивает внимание.   Найдите ошибки в решении примера. Решите правильно.

 

4001 053

  832 974

————

3169 079       Слайд 12.

 

 

V. Рефлексия деятельности. Слайд 13.

-Составьте пословицу. «Тише едешь, дальше будешь»

— Как вы понимаете её?

Д: если двигаться медленнее и с осторожностью, соблюдая правила, можно проехать без происшествий.

— Как вы думаете, с одинаковой скоростью перемещаются предметы?

Д: конечно, нет.

Помогите мне, распределите скорость движения. (на слайде) Слайд 14.

Я приготовила для вас еще одно интересное задание. Это блиц, быстрый ответ на вопрос.

  У вас на партах карточки с примерами, около каждого примера стоит номер. Задание, быстро решить примеры.

 

Карточки с примерами:

                 
 

№1

400 : 200 =

 

 

 

 

№ 2

144 – 140 =

 

 

 

 

№ 3

63  : 9  =

 

 

 

 

№ 4

100 —  52 =

 

 

 

 
 

№ 5

450 — 150 =

 

 

 

 

№ 6

108 : 2 =

 

 

 

 

№ 7

200 — 184 =

 

 

 

 

№ 8

450 : 50 =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, проверяем на таблице.  (проверка по цепочке) Слайд 15.

-Какая цифра получилась?

Д: получилась цифра 5.

— В будущем мы все должны научиться решать задачи на движение только на  5.

 

Домашнее задание. Слайд 16.

 

Итоговая рефлексия. Слайд 17.

 

ü Какие виды работ выполняли на уроке?

ü Какое задание было для вас интересным?

ü Нужно ли быть внимательными при движении на дорогах и почему?

ü Пригодятся ли вам  знания на расчёт пути, времени и скорости в жизни?

 

 

Спасибо за урок! Слайд 18.

 

 

 

Список литературы:

 

1.     Я иду на урок в начальную школу: Математика. Книга

2.     2: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», 2000г.

 

 

×
×