Автор: Трошина Нина Вячеславовна
Урок в 4 классе на тему
«Встречное движение»
УМК «Школа России»
Традиционная программа обучения
Учебник Математика
Авторы: М.И. Моро, М.А.Бантова и др.
Учитель
Трошина Н.В.
Цель:
Образовательная:
Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию
практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для
развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути
их решения учить применять на практике.
Задача:
-Создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.
Развивающая:
Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.
Задача:
-Развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание, мышление.
Воспитательная:
Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд. Воспитание чувства дружбы и товарищества.
Задача:
— Избавление детей от чувства неуверенности в себе. Воспитание интереса к уроку.
Вид урока — урок применения знаний и умений.
Медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в MsOffice 2007
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.
Комментарии: данный урок проводится в 4 классе (обучение по традиционной системе).
На уроке применяется индивидуальная работа, фронтальный опрос учащихся, самопроверка, работа в парах. Проводится 1 физкультминутка.
Ход урока:
1. Друзья мои!
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет математических чудес необычайных
Откроем мы всего за полчаса.
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
«Хотим все знать!» Слайд 2.
— Эти слова пусть будут девизом нашего урока. На этом уроке мы будем решать разные задачи.
I. Самоопределение к деятельности.
-А пока, чтоб работать быстро и ловко,
Нам нужна ума тренировка!
Математическая разминка. Слайд 3.
1) Цепочка примеров.
Д: 450: 9 = 50 + 63 = 113 – 13 = 100 х 10 = 1000
2) Расположите дроби в порядке возрастания. Слайд 4.
8/19 4/19 2/19 9/19 11/19 14/19 10/19 1/19
Ж И В Е И Е Н Д
Ученики записывают дроби в нужном порядке у себя в рабочих тетрадях
Самопроверка записи – на слайде (клик мышкой) Слайд 4.
— Прочитайте, что у вас получилось? (клик мышкой)
Дети: 1\19, 2\19, 4\19, 8 \19, 9\19, 10\19, 11\19, 14\19.
— Что такое движение?
Д: — Движение – это перемещение … в пространстве
Запомните. Это ключевое слово нашего урока.
— А математическая разминка – это движение мысли.
II. Актуализация знаний.
— Какие величины не используются в задачах на движение? Слайд 5.
Дети: тонны, центнеры, м2, кг
— По каким признакам можно разделить данные величины на группы?
Д: скор, время, расст.
— Запишите у себя в тетрадях, дополните таблицу. (проверка по слайду) Слайд 6.
— Что такое скорость? Почему она измеряется в таких единицах?
Д. Скоростью называют расстояние, пройденное за единицу времен.
— Ребята, какие действия можно производить с величиной?
Д: — Измерять, сравнивать, складывать, вычитать, умножать, делить/
— Какие ещё величины характеризуют процесс движения?
Д: Расстояние, время
-Какими буквами мы обозначаем скорость, время, расстояние?
-Соберите формулы (на партах, один у доски на магнитах)
Проверка. Проговаривание формул.
III. Постановка учебной задачи (слайды, чтение темы)
-А какой может быть скорость движения предметов в зависимости от направления?
Д: — Скорость сближения, скорость удаления. Слайд 7.
Посмотрите на слайд, как движутся объекты, определите тему урока. Какие задачи мы сегодня будем решать?
Д: Задачи на встречное движение. Слайд 7.
Фронтальная работа с проговариванием вопросов подводящего диалога вслух.
—Составьте задачу по рисунку. Слайд 8.
Д: Из двух пунктов навстречу друг другу вышли два поезда. Один двигался со скоростью 70 км\час, а другой 80 км\час. Время в пути 2 часа.
— Какие величины известны?
-Какие нет?
— Какое время для этих поездов?
— Что значит 2 часа?
— С помощью чего мы решаем задачи на движение?
— Начертите чертеж.
-Проверьте.
— Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
-Можно ли узнать расстояние, которое прошел первый поезд?
-Второй?
-А теперь мы можем узнать все расстояние?
Д: можем, сложить расстояния, которые прошли 2 поезда вместе.
— А есть ли другой способ решения задачи?
Д: думаем, что да
— Как по – другому можно найти расстояние, более коротким, рациональным способом?
Д: можно узнать скорость сближения
-Что это такое?
Д: на сколько км они сближаются за 1 час
— На сколько км каждый час сближаются поезда?
-Каждый час расстояние между поездами будет увеличиваться или уменьшаться?
— Запишите этот вариант решения задачи. Почему он более короткий?
— Кто прокомментирует ответ?
— Кому не понятно решение задачи?
— Мы говорили о том, что в задачах на движение могут быть неизвестны разные величины. Есть задачи, которые нельзя решить первым способом.
2. Предлагаю посмотреть на экран. Составьте задачу. Слайд 9.
Д: «Из двух сёл выехали одновременно навстречу друг другу трактор и повозка с сеном. Скорость трактора 9 км/ч, а скорость повозки 7 км/ч. Расстояние между сёлами 30 км.
— Задайте вопрос?
Д: Через какое время они встретились.
— Что нужно для решения задачи? Сделайте чертеж. Проверим. ( на слайде) Слайд 9.
— Какая величина в задаче общая?
Д: расстояние
— Можно ли сразу найти время движения?
Д: нет, мы не знаем какое время двигался каждый.
— Что надо найти в этой задаче вначале?
Д: скорость сближения
( на доске по действиям).
Решение самостоятельно. Проверка.
— Что найдём? Как найти время? (самост, проверка)
Запись ответа (проверка)
Физминутка.
От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход.
Раз, два.
Он назад поплыл сначала.
Раза, два,
А потом поплыл вперёд.
Раз, два.
И поплыл, поплыл по речке
Набирая полный ход.
IV. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Слайд 10. Самостоятельное решение задач.
-Перед вами 3 задачи. Они разные по сложности. Выберите любую из них.
-Представьте в виде чертежа или таблицы. Решите самостоятельно.
1. Два мальчика плыли одновременно навстречу друг другу с двух концов бассейна со скоростью 20 м / мин. Через сколько минут они встретятся, если длина бассейна 100 м.
2. От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл со скоростью 29 км / ч, а другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами.
3. Из двух городов вышли одновременно навстречу друг другу два автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60 км/ч, а другого на 5 км больше. Найдите расстояние между городами.
— Кто решал первую задачу? И т. д.
— Проверка задач. ( на слайде) Слайд 11.
2. При движении по дороге всем участникам движения надо быть очень внимательными. И сейчас я вам предлагаю задание, которое развивает внимание. Найдите ошибки в решении примера. Решите правильно.
4001 053
832 974
————
3169 079 Слайд 12.
V. Рефлексия деятельности. Слайд 13.
-Составьте пословицу. «Тише едешь, дальше будешь»
— Как вы понимаете её?
Д: если двигаться медленнее и с осторожностью, соблюдая правила, можно проехать без происшествий.
— Как вы думаете, с одинаковой скоростью перемещаются предметы?
Д: конечно, нет.
Помогите мне, распределите скорость движения. (на слайде) Слайд 14.
Я приготовила для вас еще одно интересное задание. Это блиц, быстрый ответ на вопрос.
У вас на партах карточки с примерами, около каждого примера стоит номер. Задание, быстро решить примеры.
Карточки с примерами:
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
Итак, проверяем на таблице. (проверка по цепочке) Слайд 15.
-Какая цифра получилась?
Д: получилась цифра 5.
— В будущем мы все должны научиться решать задачи на движение только на 5.
Домашнее задание. Слайд 16.
Итоговая рефлексия. Слайд 17.
ü Какие виды работ выполняли на уроке?
ü Какое задание было для вас интересным?
ü Нужно ли быть внимательными при движении на дорогах и почему?
ü Пригодятся ли вам знания на расчёт пути, времени и скорости в жизни?
Спасибо за урок! Слайд 18.
Список литературы:
1. Я иду на урок в начальную школу: Математика. Книга
2. 2: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», 2000г.