8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Автор: Марина Константиновна Губанова

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

 

Губанова Марина Константиновна

консультант ПМПК при Управлении образования города Харцызска

 

За последние годы, количество детей с проблемами здоровья только увеличивается, несмотря на различные мероприятия, проводимые в нашем обществе, начиная ещё до рождения ребёнка. В результате, сегодня всё чаще звучит термин «инклюзивное образование». В основе его лежит идея о том, что все дети субъекты с различными образовательными потребностями. В следствии чего разрабатываются такие педагогические подходы, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности, повысив эффективность обучения и воспитания.

Одним из специалистов, который реализует психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ) в инклюзивном образовательном пространстве, является учитель-логопед. Целью его деятельности является — создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.

В связи с направлением системы общего образования на инклюзивную практику, возросли требования к учителю-логопеду, реализующему сопровождение детей в инклюзивном образовательном пространстве, что касается всех направлений деятельности:

Ø  диагностическое (дифференциальная логопедическая диагностика, для определения структуры и степени выраженности речевого нарушения);

Ø  коррекционно-развивающее (разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционно-развивающего воздействия);

Ø  организационно-методическое (подборка и разработки методов и примеров коррекционно-логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития);

Ø  консультативно-просветительское (взаимодействие с родителями детей с речевой патологией и специалистами психолого-педагогического сопровождения);

Ø  профилактическое (профилактические мероприятия).

 

Диагностическое направление работы.

 

Диагностическое направление, подразумевает углублённое изучение ребёнка с ОВЗ. Выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании и социализации ребёнка, отслеживание динамики общего и речевого развития. Диагностическое изучение состоит из трёх этапов:

1. Первичное логопедическое обследование — в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) позволяет судить об уровне речевого развития ребёнка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ.

2. Промежуточное логопедическое обследование предусматривается в процессе оказания логопедической помощи, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребёнка (как в устной, так и письменной речи)

3. Итоговая диагностика – в последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая), представляет собой углубленное логопедическое изучение, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.

Коррекционно-развивающее направление.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ, включает в себя разработку и реализацию коррекционно-развивающих, индивидуально-ориентированных программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а также оказание помощи педагогическому коллективу. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития, подбор дидактических и методических материалов.

В содержание данного направления входят следующие аспекты:

Ø  Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных
программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми
образовательными потребностями.

Ø  Организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по
коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию
коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

 

Организационно-методическое направление.

 

Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается:

 

Ø  в разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ;

Ø  в помощи в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ;

Ø  в подборе дидактических и методических материалов;

Ø  в ведении документации (речевая карта ребёнка с речевыми нарушениями, перспективный и календарный план работы, индивидуальные работы на каждого ребёнка, годовой отчёт о результатах коррекционного обучения);

Ø  участие в методических объединениях, заседаниях ПМПК

В целях создания необходимых условий для детей с ОВЗ на базе общеобразовательной организации и реализуя инклюзивную практику, учитель-логопед постоянно совершенствует свой научно-методический потенциал, изучая информацию о системе инклюзивного образования, изучает предлагаемые новые нормативно-правовые документы.

 

 

Консультативно-просветительское направление работы включает:

 

Ø  консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных на исправление письма и чтения, а также их профилактику;

 

Ø   консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики.

 

Профилактическое направление деятельности

заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.

Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ в составе:

1.   Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ (моноблок — ПК);

2.   Портативное устройство для чтения книг (для незрячих и слабовидящих), которая представляет собой складную камеру, подключающуюся к компьютеру.

3.   Видеоувеличитель (для слабовидящих)- подключив к компьютеру, увеличивает текст до необходимого для прочтения размера;

4.   Клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой (съёмная накладка предотвращает одновременное нажатие 2-х клавиш).

5.   Беспроводной ресивер.

6.   Гарнитура (для глухих и слабослышащих)- контактные накладные наушники с микрофоном;

7.   Система звукового поля (для глухих и слабослышащих)- предназначена для совместного обучения учащихся с разными возможностями слуха. Динамики аудиоколонок мягко усиливают голос педагога, равномерно распространяют его по помещению. Система позволяет передавать голос преподавателя учащимся с нарушениями слуха (непосредственно в слуховой аппарат, кохлеарный имплант или в наушники). У детей повышается: внимание и успеваемость; развиваются навыки слушания; более интенсивное развитие собственной устной речи.

8.   Компьютерный джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками (для обучающихся с НОДА – с нарушениями опорно-двигательного аппарата) выполняет функцию мыши. Джойстик не требует навыков мелкой моторики; реагирует на легкие прикосновения пользователя с нарушением моторики.

9.   Выносная кнопка большая (для обучающихся с НОДА);

10.                       Компьютерная программа для коррекции ОНР – игровые упражнения по коррекции всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи.

11.                       Аппарат «Монолог» для коррекции заикания (в комплект входит аппарат со встроенным аккумулятором, гарнитура (наушники), зарядное устройство)

Действие аппарата на речь заикающегося проявляется в снижении выраженности судорожных проявлений дефекта (меньше становится тонических и клонических судорог) благодаря следующим приёмам:

Звукозаглушение собственной речи – выполняет роль отвлечения от речевого акта. В качестве заглушающего фона используется «Белый шум», акустически напоминающий шум прибоя.

Звукоусиление – эффект наступает благодаря изменению громкости собственной речи.

Метроном – метод ритмической стимуляции речи. Заикающимся предлагается читать и пересказывать текст под ритмические удары метронома. Исследования показали, что как только речь переходит на скандированное, метрическое произнесение, заикание проходит, так как все слова выравниваются по слоговой динамике.

 

Таким образом, хотелось бы отметить, что логопедическое сопровождение занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ. Нарушения речи данной категории детей, являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи, способствует развитию их познавательной деятельности, лучшему усвоению школьной программы, дальнейшей социальной адаптации. Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.  Но и не стоит забывать, что эффективность коррекционно-речевого процесса в школе зависит от успешной взаимосвязи в работе логопеда, учителя, педагога-психолога и медицинских работников.

«Нас трое: ты, я и болезнь.

Если ты объединишься с болезнью,

То я ничего не смогу сделать для тебя.

Если же объединимся ты и я, то вместе мы победим болезнь».

Гиппократ.

 

Список литературы

 

1. «Технологии психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающие преемственность организации образовательного процесса в условиях реализации современных ФГОС общего образования: методическое пособие для педагогических работников образовательных организаций общего образования» / автор Д.В. Лубовский, И.Б. Умняшова, А.Ю. Шеманов, Н.Я. Семаго, Е.В. Самсонова. – Москва : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2017. – 160 с. – (20 лет вместе с детством (1997-2017)) .

 

Ресурсы Интернет

 

1. http://psychlib.ru/resource/pdf/documents/tpp-2017/tpp-2017.pdf

2. https://urok.1sept.ru/articles/662412 

3. https://multiurok.ru/files/loghopiedichieskoie-soprovozhdieniie-obuchaiushchi.html

 

 

×
×