Автор: Бартуханова Татьяна Владимировна
Как запланировать, организовать и провести урок ИЗО по ФГОС
Качественная подготовка к уроку – один из основных навыков, который должен быть у педагога. Учитель ИЗО не исключение. Чтобы изобразительное искусство позитивно влияло на творческое развитие школьников, важно правильно планировать уроки ИЗО.
Главная задача школы – дать образование, воспитать и развить детей. Эту задачу школа решает через систему всех предметов, в том числе и через уроки ИЗО. Искусство заставляет школьников эмоционально переживать различные события, а это значит, что у занятий ИЗО сильный воспитательный характер.
К чему должен стремиться учитель ИЗО на своих уроках
· Эстетически воспитывать и развивать вкус школьников. Эстетическое воспитание – это приобщение человека к искусству, к формам прекрасного в жизни. Оно же включает художественное и нравственное воспитание.
· Помогать детям познать мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать увиденное.
· Раскрывать значение рисунка в жизни человека, учить пользоваться рисунком в трудовой деятельности и в общественно полезной работе.
· Давать знания элементарных основ реалистического рисунка, знакомить с основными техниками и приёмами творчества. Прививать любовь к труду, воспитывать аккуратность и настойчивость в работе.
· Знакомить обучающихся с выдающимися произволениями Русской и зарубежной мировой художественной культуры. Прививать интерес и любовь к изобразительной деятельности.
· Развивать творческие способности школьников, давать верное направление эстетическому восприятию мира.
Как правильно запланировать урок ИЗО
Чтобы грамотно запланировать занятие по ИЗО, на котором возможно решить основные задачи обучения, предлагается пошаговая инструкция. В памятке перечислены все шаги, а ниже приведены примеры, что делать на каждом шаге.
КАКИЕ ШАГИ НАДО ПРОЙТИ, ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО СПЛАНИРОВАТЬ УРОК ИЗО
ШАГ 1: Определить тему урока
ШАГ 2: Определить цель урока по выбранной теме
ШАГ 3: Определить вид занятия
ШАГ 4: Определить тип урока
ШАГ 5: Продумать структуру урока
ШАГ 6: Подобрать дидактические материалы
ШАГ 7: Подобрать содержание учебного материала
ШАГ 8: Выбор технологий, методов и приёмов обучения
ШАГ 9: Запланировать подведение итогов
ШАГ 10: Подумать над рефлексией урока
ШАГ 11: Оформить технологическую карту
Рассмотрим подробно каждый шаг и приведем примеры, которые упростят работу учителя.
ШАГ 1: Определить тему урока. В вашем конспекте тема может звучать, как в примере ниже.
ПРИМЕР
Как официально можно назвать тему урока в конспекте
«Рисунок гипсовой вазы», «Натюрморт из предметов быта», «Составление узора в круге», «Осень в лесу», «Виды и жанры изобразительного искусства».
Тему урока для обучающихся и для конспекта урока рекомендуется формулировать по-разному. Для конспекта можно официозно, например «ОСЕНЬ В ЛЕСУ», а если хотим с первых минут урока увлечь детей, для них тему лучше сформулировать в более интересной манере, например «ЗАГАДКИ ОСЕННЕГО ЛЕСА» или «ЛЕСНОЙ СВЕТОФОР».
ШАГ 2: Определить дидактическую цель урока на тему, которую выбрали.
Подумайте, чему вы хотите научить школьников, какими навыками и знаниями они будут обладать после урока по конкретной теме.
ПРИМЕР
Какие цели урока можно запланировать
1. Темы «Рисунок гипсовой вазы» и «Натюрморт из предметов быта». Цели:
– учить детей изображать предметы сложной формы;
– формировать понимание особенностей конструктивного строения формы;
– развивать пространственное и образное мышление;
– учить пользоваться изобразительными средствами рисунка и живописи.
2. Тема «Составление узора в круге». Цели:
– развивать творческие способности и художественный вкус учащихся;
– знакомить с элементарными законами композиции и образцами народного творчества;
– приобщать к декоративно-прикладному искусству, показать роль искусства в жизни людей.
3. Тема «Осень в лесу». Цели:
– учить детей видеть прекрасное в окружающей жизни;
– воспитывать любовь к родной природе;
– приобщать к реалистическому искусству;
– учить понимать достоинства метода реалистического искусства;
– расширять познания в области композиции и цветоведения.
ШАГ 3: Определить вид занятия. Когда вам известны тема и цель урока, нужно решить, какой вид занятия лучше подойдет в конкретном случае. Учитывайте интересы и возрастные особенности школьников.
ПРИМЕР
Какие виды занятий выбирают ваши коллеги
Рисование с натуры (рисунок или живопись); декоративное рисование; тематическое рисование; беседа об искусстве.
ШАГ 4: Определить тип урока. Часто уроки бывают смешанного типа. Подумайте, из чего конкретно будет состоять ваш урок по выбранной теме. Например, это может быть урок сообщения нового материала в игровой форме.
ПРИМЕР: Какие бывают типы уроков
1. Игровой урок
2. Интегрированный урок (Интегрированный урок – это особый тип урока, который объединит в себе обучение сразу по нескольким темам, учебным блоком и даже дисциплинам)
3. Урок сообщение нового материала.
4. Урок повторение и закрепление знаний, умений и навыков.
5. Урок выявление знаний, умений и навыков путём проверки и оценки.
6. Урок смешенного типа.
ШАГ 5: Продумайте структуру урока. Учитывайте, что она должна соответствовать ФГОС.
ПРИМЕР
Что входит в структуру урока по ФГОС
Организационные моменты; проверка домашнего задания; объяснение нового материала; самостоятельная работа обучающихся; закрепление пройденного материала; подведение итогов; рефлексия.
ШАГ 6: Обеспечьте урок учебно-дидактическими материалами. Подготовьте их заранее. Проверьте, будет ли видно всем ученикам с их мест наглядные пособия. Продумайте, как улучшить обзор.
ПРИМЕР:
Что можно использовать в качестве средств наглядности
Используйте репродукции картин, предметы для натюрморта, изобразительные средства для учеников (краски, кисти) и т. д. Включайте в урок современные дидактические средства (презентации, учебные фильмы, картины, таблицы, карточки, схемы).
ШАГ 7: Подобрать содержание учебного материала. Помните, что он должен быть интересным и эмоциональным. Детям скучны сухие факты.
ПРИМЕР:
Какой учебный материал можно дать школьникам на уроке
Биографии художников, описание течений изобразительного искусства, профессиональные темы.
ШАГ 8: Выбор технологий, методов и приемов обучения. Старайтесь делать уроки разнообразными, удивляйте учеников.
ПРИМЕР:
Какие технологии и методы можно выбрать для занятия
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: проблемного и разноуровневого обучения, здоровье сберегающие, модульного обучения, проектные и исследовательские методы, ИКТ технологии.
АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ: игровые, эвристические, критического мышления, кейс – стади.
ШАГ 9: Подведение итогов. Решите, как будете оценивать знания, умения и навыки учеников, подводить итоги урока.
ПРИМЕР:
Как можно подвести итоги
Выбрать хорошую работу и неудачную, но не из этого класса и сохранить анонимность (чтобы не ранить чувство ребёнка), объяснить обучающимся, что верно и что ошибочно в каждом рисунке. Свои объяснения проиллюстрировать рисунком на классной доске.
ШАГ 10: Подумайте над рефлексией урока. Многие учителя упускают этот итоговый этап, а он крайне важен: только так дети могут окончательно осознать, какие новые навыки у них появились. Выбирайте разные способы рефлексии, это заинтересует и мотивирует детей.
Пример:
Как можно провести рефлексию по итогам урока
Предложите ученикам ответить на вопросы или завершить фразы:
1. Что нового вы узнали на уроке? («Сегодня я узнал…»)
2. Что тебе было особенно интересно? («Мне было интересно…»)
3. Что для тебя было трудно? («Мне было трудно…»)
4. Что ты делал на уроке? («Я выполнял задание…, я рисовал…»)
5. Чему ты научился? («Я научился…теперь могу…»)
6. Что тебя удивило? («Меня удивило…»)
ШАГ 11: Оформить технологическую карту урока. Это завершающий этап подготовки к занятию. Карта поможет вам провести качественный урок и ничего не упустить.
Образец таблицы – карты:
Этап урока |
Виды работы, формы, методы, приёмы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формирование УУД |
Планируемые результаты |
|
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
|
Тему урока для обучающихся и для конспекта урока рекомендуется формулировать по-разному. Для конспекта можно официозно, например «ОСЕНЬ В ЛЕСУ», а если хотим с первых минут урока увлечь детей, для них тему лучше сформулировать в более интересной манере, например «ЗАГАДКИ ОСЕННЕГО ЛЕСА» или «ЛЕСНОЙ СВЕТОФОР».
Тему урока для обучающихся и для конспекта урока рекомендуется формулировать по-разному. Для конспекта можно официозно, например «ОСЕНЬ В ЛЕСУ», а если хотим с первых минут урока увлечь детей, для них тему лучше сформулировать в более интересной манере, например «ЗАГАДКИ ОСЕННЕГО ЛЕСА» или «ЛЕСНОЙ СВЕТОФОР».
Тему урока для обучающихся и для конспекта урока рекомендуется формулировать по-разному. Для конспекта можно официозно, например «ОСЕНЬ В ЛЕСУ», а если хотим с первых минут урока увлечь детей, для них тему лучше сформулировать в более интересной манере, например «ЗАГАДКИ ОСЕННЕГО ЛЕСА» или «ЛЕСНОЙ СВЕТОФОР».
Самое важное
· Планирование урока ИЗО состоит из 11 обязательных шагов, пройдя которые преподаватель сможет заинтересовать обучающихся темой урока и выполнить требования ФГОС
· Тему уроков для обучающихся и для конспекта занятия рекомендуется формулировать по-разному. Для конспекта можно официозно, для детей в более интересной манере.
· Не забывайте устраивать рефлексию по итогам занятия. Она помогает обучающимся осознать, какие новые навыки и знания они приобрели.
Как организовать урок ИЗО поэтапно
Каждый урок делится на строго регламентированные по времени этапы, как того требует ФГОС. Это позволит ничего не упустить из виду и не распыляться на то, что не слишком важно. В итоге учитель сможет добиться высоких образовательных результатов. Из каких этапов должен состоять урок ИЗО, вспомним далее.
Организационный этап урока
Перед уроком подготовьте свое рабочее место. Принесите необходимые материалы. В начале урока установите в классе дисциплину, настройте детей на учебную работу. Отметьте отсутствующих в классном журнале. Если на предыдущем уроке давали задание на дом, проверьте его. Укажите на типичные ошибки и объясните, как эти ошибки исправить.
СОВЕТ
Приучайте детей заранее готовиться к уроку
Требуйте, чтобы школьники заранее раскладывали принадлежности для рисования в определенном порядке, а после работы убирали их в отведенное место.
Этап сообщения нового материала
На этом этапе расскажите детям о целях и задачах изучения новой темы. Объясните, как следует выполнять задание. Иллюстрируйте свои пояснения наглядными пособиями – схемами, чертежами, методическими таблицами. Задавайте классу вопросы, чтобы убедиться, что ученики усвоили материал.
ПРИМЕР:
Как может проходить этап сообщения нового материала
Урок в 1-м классе. В начале урока учитель читает стих «Снежинка»
Робкой потревоженной пушинкой
Падает над городом снежинка.
Ниже, ниже – кругом, прямо, криво.
Ах! и до чего ж она красива!
Я любуюсь и пройти не смею.
Я не знаю, что мне делать с нею.
Вот сейчас она, сию минуту,
Упадет под сапоги кому-то.
Я тянусь к ней доброю ладонью –
У меня тебя никто не тронет!
На ладони долго ль до беды –
Крошечная капелька воды.
Я хотел спасти тебя, снежинка, –
А несу в руке твою слезинку.
Далее учитель говорит: «Когда падал снег, я тоже ловила снежинки, но только на рукавичку, и они не растаяли. Я их смогла рассмотреть и нарисовать».
На рисунках учителя показано, как с помощью линий делается основа для снежинки, а затем каждая линия украшается. Учитель рассказывает, что изобразить снежинки можно на листе голубого или синего цвета с помощью гуаши и тонкой кисти.
Этап самостоятельной работы учеников
После объяснения нового материала предложите детям сделать что-то самостоятельно. Например, выполнить рисунок. Внимательно следите за ходом работы. Пока дети рисуют, обходите класс, делайте замечания, давайте пояснения. Если требуется, исправляйте рисунки учеников. Учитывайте возрастные особенности рисования.
ПРИМЕР:
Какие возрастные особенности рисования есть у младших школьников
1. Рисуют слишком быстро. Ученики младших классов основываются на первом впечатлении, когда рисуют. Дети торопятся и не умеют анализировать результаты своих действий. Поэтому особое внимание необходимо уделить методической последовательности построения изображения.
2. Рисуют толстыми линиями. Большинство младших школьников рисуют четкими толстыми линиями, которые не стереть резинкой. Словесно и наглядно показывайте и разъясняйте детям, зачем нужно рисовать тонкие, едва заметные линии. Например, объясните, что тонкие линии легче подправить. А при раскрашивании красками тонкие линии не будут заметны.
3. Любят яркие простые цвета. Ученики пытаются передать основной цвет и форму предметов, рисовать так, чтобы было «красиво». В рисунке ребенок передает то, что знает, а не видит. Младшим школьникам свойственно увлечение яркими цветами, поэтому важно научить их видеть, чувствовать красоту сложных цветовых сочетаний.
После знакомства с теплыми и холодными, звонкими и глухими цветами дети перестают воспринимать цвет сам по себе, он становится средством выражения творческого замысла. Например, ученики 2-го класса уже способны не только увидеть, но и выразить при помощи цвета настроение светлой радости, тихой грусти или состояние тревожного беспокойства.
4. Рисуют с увлечением и не просят о помощи. Дети с головой уходят в рисование, и кажется, что всякое вмешательство здесь излишне, что никакой помощи со стороны учителя не требуется. Это не так. Когда вы проявляете интерес к рисунку ребенка, это, во-первых, мотивирует его к дальнейшей работе. Во-вторых, позволяет ему понять, в каком направлении он сможет усовершенствоваться в работе над рисунком. Давая оценку детскому рисунку, старайтесь не разочаровать маленького художника, отмечая положительные качества его работы.
Этап подведения итогов работы и завершения урока
Урок можно считать законченным, если подведены его итоги. В изобразительном искусстве это выставки детских работ с последующим их обсуждением. Вывешивая на классную доску, по возможности, все детские рисунки за урок, учитель решает одновременно четыре педагогические задачи:
1. Транслирует на весь класс результаты урока: школьники видят, кто как выполнил поставленное задание.
2. Получает возможность еще раз что-то повторить из учебного материала, обсудить навыки, которые дети отрабатывали на уроке.
3. Разбирает ошибки школьников и задает направление, чтобы следующие работы получались у детей лучше.
4. Поощряет школьников за усилия, которые они приложили на уроке, тем самым повышая их учебную мотивацию.
ПРИМЕР:
Что можно сказать детям на этапе подведения итогов
Учитель: «На доске вы видите работы, которые у нас получились на сегодняшнем уроке. Как вы считаете, удалось ли нам справиться с задачей и нарисовать то, что мы задумали? Что особенно хорошо получилось в наших рисунках?»
Успешность урока ИЗО зависит от заинтересованности педагога выбранной темой. То есть, когда вы ведете занятие, вам самому должно быть интересно. Ваш интерес и отношение к теме передается детям. Если педагог равнодушен, отстранен, формален на уроке, ученики это остро чувствуют, становятся безразличными к любой теме. Формальными и неинтересными становятся и их рисунки, поскольку учитель не смог «поднять» ребенка до уровня творческой самореализации.
По каким принципам выстраивать работу на уроке
Учителю ИЗО важно создавать на уроках ситуацию уподобления. Это значит, что дети эмоционально погружаются в произведения, которые разбирают с педагогом на уроках, учатся чувствовать их. Задача учителя – научить ребенка сопереживать и тонко чувствовать, понимать любое явление.
Важно создать атмосферу увлеченности на уроке. Для этого опытные педагоги соблюдают основные художественные принципы преподавания предмета «Изобразительное искусство». Выделим эти принципы ниже.
Принцип целостности эмоционального освоения. Чтобы раскрыть учебный материал, нужно использовать разные методы на уроках.
ПРИМЕР:
Какие методы можно использовать
1. Метод поэтапных открытий. Рассказывайте школьникам о неповторимости каждой темы, которые разбираете на уроках.
2. Метод единства восприятия и созидания. Старайтесь найти баланс между теорией и практикой. Даже самого интересного рассказа учителя недостаточно, так же как неразумно и заниматься только практическими заданиями.
3. Метод обобщающих уроков. Обобщающие уроки обычно строятся на материале отдельных тем или учебного предмета в целом. Они позволяют школьникам закрепить и систематизировать новые знания. Это делает знания детей более осознанными и прочными. Вдобавок ребенок тренирует навыки логического мышления.
4. Метод творческой интерпретации. Это специфический способ выражения творческого замысла. Школьник переводит знакомые формы окружающей действительности в условные, плоскостные, орнаментальные изображения.
Принцип постоянства связи с жизнью. Рассказывайте детям о связи ИЗО с обычной жизнью, чтобы обучение школьников было более осознанным. Например, расскажите, как знания о цветах и их сочетаемости помогают подбирать одежду и хорошо выглядеть.
ПРИМЕР:
Какие методы позволяют показать связь ИЗО с жизнью
1. Метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта. Обращайтесь на уроках к жизненному опыту детей, приводите примеры из окружающей действительности по каждой теме.
2. Метод внеклассной индивидуальной и коллективной деятельности. Давайте ученикам индивидуальные задания или поручайте им групповые проекты за пределами школы. Например, архитектуру можно изучать не по картинам и фотографиям, а гуляя по улицам города.
3. Метод оформления работами учеников интерьера школы. Оформляйте с учениками школьные тематические выставки.
Принцип опоры на апогей в искусстве. Представляйте детям произведения искусства в чистом виде (портрет, натюрморт, пейзаж). В обобщающих беседах предлагайте ученикам собирать специфические признаки произведения. Выделяйте с детьми типичные черты. Обобщайте, заостряйте их внимание на важном. Постепенно вы познакомите школьников с языком и содержанием разных видов искусства.
Принцип единства формы и содержания. Развивайте у школьников внимание к внутренним и внешним особенностям изучаемых предметов. Предлагайте понаблюдать, а потом нарисовать. Учите описывать словами, звуками, жестами.
ПРИМЕР:
Что дети могут изобразить при помощи жестов
Попросите школьников показать, как кошка нежится на солнце, как готовится к прыжку, как потягивается и т. д.
Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков. Развивайте у детей интерес к произведениям искусства и желание самостоятельно заниматься творчеством. Пробуждение в ребенке творческой активности – важный и трудный процесс, который требует от учителя полной отдачи и огромных эмоциональных усилий. Помните, что вдохновить способен только вдохновленный, любящий свое дело человек. Рассказывайте школьникам увлеченно о художниках, музеях, картинах. Советуйте места, которые стоит посетить, или фильмы, которые важно посмотреть. Делитесь собственным опытом и впечатлениями.
Самое важное
· Чтобы дети увлеклись вашим предметом, важно, чтобы вам самому было интересно то, что вы разбираете на уроках. Вдохновить может только вдохновленный.
· Следуйте основным этапам организации урока, чтобы методически правильно провести занятие, ничего не упустить.
· Основные художественные принципы преподавания предмета «Изобразительное искусство», которые учитель возьмет в работу, позволят сделать уроки интереснее и успешнее.
Источник информации: academy.action—mcfr.ru;