8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Формы сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы с родителями по духовно — нравственному воспитанию дошкольников с ОВЗ.

Автор: Ирина Анатольевна Жупикова

Формы сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы с родителями по духовно — нравственному воспитанию дошкольников с ОВЗ.

учитель-логопед Жупикова И.А.

МДОУ № 43 г. Черемхово

 «Воспитав человека интеллектуально,

не воспитав его нравственно, — значит

вырастить угрозу для общества».

Теодор Рузвельт

В современных условиях жизни и развития общества проблемы нравственности, нравственной культуры выдвигаются на одно из первых мест как основа гуманистического воспитания молодежи, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. То, какие нравственные и духовные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Процесс духовно-нравственного воспитания очень многогранен, сложен даже тогда, когда речь идёт о здоровых детях, а что говорить о детях с отклонениями в развитии.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно актуален этот процесс, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью. Дети с ОВЗ в связи со слабостью усвоения ими общих закономерностей и понятий, со свойственной им неразвитостью мышления, сравнительно поздно начинают разбираться в понятиях нравственности и морали, в вопросах общественного устройства. Довольно поверхностный характер носят их представления о том, что хорошо и что плохо. Поэтому они по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Семьи многих детей зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. С детства они видят жизнь с «черного хода» и оставляют в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт. Воспитание же дошкольников с ОВЗ в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым.

        Эффективность духовно — нравственного воспитания дошкольников с ОВЗ возможна при взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей.

        Самыми доступными средствами для духовно – нравственного воспитания ребенка с ОВЗ в коррекционной работе педагогов (учителя-логопеда и воспитателя) является родная речь и, в частности, художественное слово. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, стихотворениях, песенках, пословицах, поговорках и т.). Особое место в них занимает уважительное отношение к здоровому образу жизни, труду. В фольклорных произведениях содержится целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития для детей с ОВЗ.

         Привлечь внимание родителей к решению задач духовно-нравственного воспитания детей через художественную литературу стало возможно через проведение акции «День чтения- дарения», где родители читают детям в группе книги, что способствует не только общению детей с родителями, но и прививает интерес к книге.

Девиз акции: «Как удивителен мир детской книги!».

Цель: Привлечение  родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома.

Задачи:

·      формировать культуру юного читателя и развивать у детей устойчивый интерес к книге как к источнику знаний, воспитывать бережное отношение к книге через объединённые усилия с родителями;

·      создать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность воспитанников;

Мероприятия по проведению акции:

мероприятия

ответственные

1. Проведение беседы-консультации на тему «А у книжки именины!»

воспитатель

2. Рекомендации для родителей «Сказка на ночь — неотъемлемая часть эмоционального и речевого развития ребенка»

учитель-логопед

3. Беседы с детьми на темы:  «Эту книжку я люблю!», «Моя любимая книга!», «Книги разные нужны, книги всякие важны»

учитель-логопед

4.Чтение детских сказок, рассказов, заучивание стихов с детьми дома

воспитатель, учитель-логопед, дети и  родители

5.Выпуск буклетов для родителей: «Маленькая дверь в большой

мир книг», «Советы по оформлению детской домашней библиотеки»

учитель-логопед

·       6. Изготовление книжек – малышек

воспитатель совместно с детьми и родителями

·       7. Рисование обложек любимых книг

учитель-логопед совместно с детьми и родителями

8. «Почитай мне  мама книжку…» — чтение родителями книг из домашней библиотеки

родители

 Результат:

    Родители с ответственностью подошли к своей миссии — открыть и объяснить ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений через чтение детских книг.

Совместно с родителями было принято решение на перспективу:

·      введение в практику чтение книг родителями в группах,

·      дополнение книжного уголка новыми материалами (книжки и игры маминого, бабушкиного детства; книги различного содержания, назначения, оформления; книги – новинки).

     Дети же остались с хорошими впечатлениями. Ведь любовь, поддержка, общение родителей особенно нужны детям с ограниченными возможностями здоровья, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития и является непременным условием воспитания духовно-нравственной личности.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости данной работы.

Список литературы и интернет ресурсов

1.    Нравственное воспитание детей. www.adalin.ru, 2011г.

2.    Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. — М., Мозаика-Синтез,2010г.

3.    Потаповская О., Гладких О. Духовно-нравственное воспитание детей и их родителей // Дошкольное воспитание. 2006. №1.

×
×