Автор: Ирина Анатольевна Жупикова
Формы сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы с родителями по духовно — нравственному воспитанию дошкольников с ОВЗ.
учитель-логопед Жупикова И.А.
МДОУ № 43 г. Черемхово
«Воспитав человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, — значит
вырастить угрозу для общества».
Теодор Рузвельт
В современных условиях жизни и развития общества проблемы нравственности, нравственной культуры выдвигаются на одно из первых мест как основа гуманистического воспитания молодежи, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. То, какие нравственные и духовные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Процесс духовно-нравственного воспитания очень многогранен, сложен даже тогда, когда речь идёт о здоровых детях, а что говорить о детях с отклонениями в развитии.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно актуален этот процесс, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью. Дети с ОВЗ в связи со слабостью усвоения ими общих закономерностей и понятий, со свойственной им неразвитостью мышления, сравнительно поздно начинают разбираться в понятиях нравственности и морали, в вопросах общественного устройства. Довольно поверхностный характер носят их представления о том, что хорошо и что плохо. Поэтому они по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Семьи многих детей зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. С детства они видят жизнь с «черного хода» и оставляют в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт. Воспитание же дошкольников с ОВЗ в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым.
Эффективность духовно — нравственного воспитания дошкольников с ОВЗ возможна при взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей.
Самыми доступными средствами для духовно – нравственного воспитания ребенка с ОВЗ в коррекционной работе педагогов (учителя-логопеда и воспитателя) является родная речь и, в частности, художественное слово. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, стихотворениях, песенках, пословицах, поговорках и т.). Особое место в них занимает уважительное отношение к здоровому образу жизни, труду. В фольклорных произведениях содержится целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития для детей с ОВЗ.
Привлечь внимание родителей к решению задач духовно-нравственного воспитания детей через художественную литературу стало возможно через проведение акции «День чтения- дарения», где родители читают детям в группе книги, что способствует не только общению детей с родителями, но и прививает интерес к книге.
Девиз акции: «Как удивителен мир детской книги!».
Цель: Привлечение родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома.
Задачи:
· формировать культуру юного читателя и развивать у детей устойчивый интерес к книге как к источнику знаний, воспитывать бережное отношение к книге через объединённые усилия с родителями;
· создать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность воспитанников;
Мероприятия по проведению акции:
мероприятия |
ответственные |
1. Проведение беседы-консультации на тему «А у книжки именины!» |
воспитатель |
2. Рекомендации для родителей «Сказка на ночь — неотъемлемая часть эмоционального и речевого развития ребенка» |
учитель-логопед |
3. Беседы с детьми на темы: «Эту книжку я люблю!», «Моя любимая книга!», «Книги разные нужны, книги всякие важны» |
учитель-логопед |
4.Чтение детских сказок, рассказов, заучивание стихов с детьми дома |
воспитатель, учитель-логопед, дети и родители |
5.Выпуск буклетов для родителей: «Маленькая дверь в большой мир книг», «Советы по оформлению детской домашней библиотеки» |
учитель-логопед |
· 6. Изготовление книжек – малышек |
воспитатель совместно с детьми и родителями |
· 7. Рисование обложек любимых книг |
учитель-логопед совместно с детьми и родителями |
8. «Почитай мне мама книжку…» — чтение родителями книг из домашней библиотеки |
родители |
Результат:
Родители с ответственностью подошли к своей миссии — открыть и объяснить ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений через чтение детских книг.
Совместно с родителями было принято решение на перспективу:
· введение в практику чтение книг родителями в группах,
· дополнение книжного уголка новыми материалами (книжки и игры маминого, бабушкиного детства; книги различного содержания, назначения, оформления; книги – новинки).
Дети же остались с хорошими впечатлениями. Ведь любовь, поддержка, общение родителей особенно нужны детям с ограниченными возможностями здоровья, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития и является непременным условием воспитания духовно-нравственной личности.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости данной работы.
Список литературы и интернет ресурсов
1. Нравственное воспитание детей. www.adalin.ru, 2011г.
2. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. — М., Мозаика-Синтез,2010г.
3. Потаповская О., Гладких О. Духовно-нравственное воспитание детей и их родителей // Дошкольное воспитание. 2006. №1.