Создание образовательного маршрута обучающихся начальных классов на основе учета природосообразного подхода

Автор: Кошелева Татьяна Александровна

В начальных классах ребенок проходит огромный путь в своем развитии. В первом классе у ребят преобладает наглядно-действенное мышление, а к концу четвертого класса необходимо, чтобы уровень мышления ребенка позволял ему рассуждать, делать умозаключения по законам логики.

Но само по себе словесно-логическое мышление не сформируется. Что же делать? Каким методам работы отдать предпочтение? На протяжении многих лет хорошо себя зарекомендовало применение в работе  индивидуальных образовательных маршрутов, которые отражают процессы изменений в развитии и обучении ребенка. С помощью индивидуального образовательного маршрута  происходит своевременная коррекция образовательного процесса.

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория».

Понятие «индивидуальная образовательная траектория» обладает более широким значением и характеризуется несколькими направлениями реализации:

•          содержательным (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут),

•          деятельностным (специальные педагогические технологии),

•          процессуальным (организационный аспект).

Индивидуальная образовательная траектория включает в себя индивидуальный образовательный маршрут.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая образовательная программа, которая позволяет обучающемуся быть в позиции субъекта выбора. Задача педагогов – осуществление  педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

При этом применяемые учителем методики должны использовать ресурс наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Наглядность, которую мы предлагаем ребенку, должна помочь понять и усвоить новый материал, сконцентрировать внимание ребенка на предмете изучения.

С.Л. Рубинштейн писал: «Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее; понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие – мышлением; действие – первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления – это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и действием выявляется» [Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.: ил, с.333]

Поэтому наряду со сдержанным, методически обоснованными иллюстрациями, в начальных классах широко используются предметные дидактически материалы. На уроках арифметики ребята использую богатый счетный материал: палочки, бруски, пособие «дцать», объемные геометрические и плоские фигуры, предметы, необходимые для иллюстрации задач и т.п.

На уроках чтения, для понимания смысла прочитанного, используются предметы быта, гербарии, утварь.

На уроках русского языка обучение строится с использованием схем-деревьев, презентаций, иллюстративного материала. Важно отметить, что используемая дидактическая наглядность выполнена в сдержанной манере, так как ребенку важно понимать, что учёба — это труд, а не развлечение, и относиться к нему следует серьёзно.

Учитывая особенности развития ребенка младшего школьного возраста, в гимназии создаются индивидуальные образовательные маршруты детей.

Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности каждого ребенка, развитие ценностных ориентаций ученика.

В гимназии осуществляется  мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей и т.д.

Одним из условий для работы с одаренными детьми является реализация программы по работе с мотивированными детьми, которая является одной из составляющих основной образовательной программы начального общего образования.

Содержание ИОМ определяется комплексом факторов:

• особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

• профессионализмом педагога;

• возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности учащихся;

Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:

— осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации обучающегося;

— осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ обучающегося;

— организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ.

Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту основана на следующих принципах:

— индивидуальный, дифференцированный подход к образовательному процессу, продуктивной, творческой деятельности обучающегося и педагога;

— программы дополнительного образования, научное общество обучающихся, позволяющих реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей;

— качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья.

В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит возможность самоопределения обучающегося.

Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор пути движения учащегося к поставленной цели.

×
×