Автор: Кошелева Татьяна Александровна
В начальных классах ребенок проходит огромный путь в своем развитии. В первом классе у ребят преобладает наглядно-действенное мышление, а к концу четвертого класса необходимо, чтобы уровень мышления ребенка позволял ему рассуждать, делать умозаключения по законам логики.
Но само по себе словесно-логическое мышление не сформируется. Что же делать? Каким методам работы отдать предпочтение? На протяжении многих лет хорошо себя зарекомендовало применение в работе индивидуальных образовательных маршрутов, которые отражают процессы изменений в развитии и обучении ребенка. С помощью индивидуального образовательного маршрута происходит своевременная коррекция образовательного процесса.
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория».
Понятие «индивидуальная образовательная траектория» обладает более широким значением и характеризуется несколькими направлениями реализации:
• содержательным (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут),
• деятельностным (специальные педагогические технологии),
• процессуальным (организационный аспект).
Индивидуальная образовательная траектория включает в себя индивидуальный образовательный маршрут.
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая образовательная программа, которая позволяет обучающемуся быть в позиции субъекта выбора. Задача педагогов – осуществление педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
При этом применяемые учителем методики должны использовать ресурс наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Наглядность, которую мы предлагаем ребенку, должна помочь понять и усвоить новый материал, сконцентрировать внимание ребенка на предмете изучения.
С.Л. Рубинштейн писал: «Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее; понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие – мышлением; действие – первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления – это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и действием выявляется» [Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.: ил, с.333]
Поэтому наряду со сдержанным, методически обоснованными иллюстрациями, в начальных классах широко используются предметные дидактически материалы. На уроках арифметики ребята использую богатый счетный материал: палочки, бруски, пособие «дцать», объемные геометрические и плоские фигуры, предметы, необходимые для иллюстрации задач и т.п.
На уроках чтения, для понимания смысла прочитанного, используются предметы быта, гербарии, утварь.
На уроках русского языка обучение строится с использованием схем-деревьев, презентаций, иллюстративного материала. Важно отметить, что используемая дидактическая наглядность выполнена в сдержанной манере, так как ребенку важно понимать, что учёба — это труд, а не развлечение, и относиться к нему следует серьёзно.
Учитывая особенности развития ребенка младшего школьного возраста, в гимназии создаются индивидуальные образовательные маршруты детей.
Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности каждого ребенка, развитие ценностных ориентаций ученика.
В гимназии осуществляется мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей и т.д.
Одним из условий для работы с одаренными детьми является реализация программы по работе с мотивированными детьми, которая является одной из составляющих основной образовательной программы начального общего образования.
Содержание ИОМ определяется комплексом факторов:
• особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
• профессионализмом педагога;
• возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности учащихся;
Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:
— осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации обучающегося;
— осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ обучающегося;
— организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ.
Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту основана на следующих принципах:
— индивидуальный, дифференцированный подход к образовательному процессу, продуктивной, творческой деятельности обучающегося и педагога;
— программы дополнительного образования, научное общество обучающихся, позволяющих реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей;
— качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья.
В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит возможность самоопределения обучающегося.
Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор пути движения учащегося к поставленной цели.