«Машина Голдберга» (1 — 3 класс)

Автор: Голунов Василий Валерьевич

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования» Каслинского муниципального района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

Конспект занятия

Тема: «Машина Голдберга»

 

 

Объединение «Образовательная робототехника».

Целевая аудитория: обучающиеся 7-9 лет.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Автор: Голунов Василий Валерьевич

педагог дополнительного образования

                                                                    МКУ ДО «ЦДО» КМР

 

 

 

 

 

 

 

г.Касли

 2023

Введение: В процессе преподавания робототехники у учеников младших классов в дополнительном образовании, у меня возникла идея не просто поверхностно познакомить обучающихся с «машиной Голдберга», а методично изучать её от простого к сложному. К тому же конструирование машины не требует использование дорогостоящего оборудования. К сожалению, в интернете не нашлось необходимой методики для проведения таких занятий, и я решил сам разработать серию уроков с разбором основных принципов работы «машины Голдберга» для начальных классов. Предлагаю первое ознакомительное занятие – «Машина Голдберга».   

Цель занятия: Формирование у обучающихся младшего школьного возраста интереса и желания заниматься робототехникой, посредством создания «машины Голдберга».

Задачи:

Образовательные:

познакомить обучающихся с понятием «Машина Голдберга»;

— разобрать её устройство и принцип действия;

— напомнить правила техники безопасности в процессе работы.

Развивающие:

— способствовать формированию логического мышления.

Воспитательные:

— воспитывать терпение, усидчивость, волю для достижения конечного результата;

— воспитывать бережное отношение к материально-технической базе.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Методы получения новых знаний:

словесный (введение, беседа, разъяснение, инструктаж);

— наглядный (демонстрация видеоматериала по теме, наглядные пособия схем механизмов);

— практическая работа (выполнение задания).

Методы организации взаимодействия и накопления социального опыта:

— временная работа в группах (например по 3-5 обучающихся);

— создание ситуации совместных переживаний (организация взаимодействия обучающихся в процессе выполнения задания).

Форма занятия: Практическое занятие, направленное на получение новых знаний с объяснением материала и просмотром видеоматериала.

Оборудование: Интерактивная доска для видеоматериала, бумага для рисования, карандаши, детали любого конструктора, распечатанные наглядные пособия.

Ход занятия:

1.    Организационная часть:

— приветствие обучающихся;

— правила поведения и техники безопасности во время занятия.

2.    Сообщение цели и задач занятия:

Педагог: Ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с понятием «машина Голдберга». Мы с вами узнаем об авторе «машины», рассмотрим несколько схем исполнения «машины», посмотрим видеоматериал, а точнее мультфильм с использованием «машины Руба Голдберга», затем вы приступите к практической работе по созданию своего механизма.

3.    Актуальность занятия:

Педагог: Скажите, какой предмет мы изучаем? (Ответы). Правильно, мы с вами занимаемся робототехникой, поэтому изучение работы «машины Голдберга» поможет нам понять и закрепить простые законы физики, а умение конструировать важно для нас, как для будущих инженеров и технологов. В России это направление достаточно популярно, ежегодно проходят различные конкурсы, фестивали, соревнования «машины Голдберга.

4.    Мотивация:

— А теперь, внимание на экран (показ мультфильма «Машина Голдберга и кот Леопольд»(http://www.youtube.com/watch?v=jJB9GvxFGzU)).

Итак, вы только что увидели один из вариантов работы «машины Голдберга» в мультипликации.

5.    Сообщение нового материала:

Рубен Люциус Голдберг (4 июля1883г.- 7 декабря 1970г.) – американский карикатурист (для детей более понятно – автор комиксов), скульптор, писатель, инженер и изобретатель. Более всего Голдберг известен серией комиксов, где фигурирует так называемая «машина Руба Голдберга». это устройство, выполняющее очень простое действие чрезвычайно сложным образом — как правило, машина состоит из ряда простых, не связанных между собой устройств, выполняющих механические движения, действие каждого из них вызывает следующее  действие до тех пор, пока  не будет достигнут конечный результат.

Другими словами — это длинная последовательная цепочка взаимодействий по «принципу домино».  (https://ru.wikipedia.org/wiki/Машина_Голдберга),   (https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница).

Рассмотрим некоторые из них.

6.    Этапы изучения:

-Работа в группах:

Предлагаю обучающимся разделиться на 3 группы по желанию (смена деятельности), если необходимо – корректирую состав групп, раздаю распечатанные варианты «машины Голдберга». Каждая группа даёт характеристику своей схеме, т.е. какое конечное действие выполняет машина, и поэтапный принцип работы.

1.    Машина для включения (выключения) компьютера. Первая группа, расскажите по схеме принцип работы этого механизма.

 

 

Молодцы, переходим к следующей «машине».

2.    Соковыжималка.

 

 Вторая группа, что можете сказать об этой «машине». (Ответы).

Совершенно верно, итак, ещё одна машина.

3.    Машина для скрепления бумаги степлером.

 

И третья группа озвучит нам принцип работы. (Ответы). Всё верно!

7.    Этап осмысления:

Педагог: Ребята, как вы думаете, что общего во всех представленных машинах? (Ответы: шар, наклонная плоскость, блок, рычаг, весы, груз). Правильно, именно эти элементы являются основой «машины Голдберга». Применение каждого из них мы будем разбирать на следующих занятиях.  А как вы думаете, сколько места могут занимать эти «машины? (Ответы). А можно создать «машину» большего размера? (Ответы).

У Голдберга есть очень громоздкие «машины», занимающие всю комнату, например машина для включения телевизора:

 

Давайте вместе рассмотрим, как это работает. (Фронтальный опрос по каждому действию). Молодцы! Хочу заметить, что некоторые звенья этой машины совершенно не надёжны, потому что в них используются живые существа, но я думаю, что от этого машина становится только интереснее.

Ребята, как вы понимаете, очень много конструкций таких «машин» остаются только на бумаге, потому что их невозможно реализовать в реальности. И в этом есть и свои плюсы, потому что «машину Голдберга» можно изобретать в любом месте, в любое свободное время, на листе бумаги или мелом на асфальте, из любого подручного материала, в классе и в домашних условиях. Но при этом, не нужно забывать первое правило робототехники: «Робот или создаваемый нами механизм не может причинить вред человеку». А любое изобретение начинается с эскиза (рисунка). Вот этим мы сейчас и займёмся.

8.    Практическая работа:

Педагог: А теперь я предлагаю вам придумать и нарисовать свою «машину» (например, настольная игра, задание: закатить мяч в ворота). А на следующем занятии вы попробуете собрать свои схемы из деталей конструктора и подручного материала и проверить работу своих машин. (Вариант рисунка может быть таким, а можно поменять действия местами).

 

 

9.    Подведение итогов. Рефлексия:

(Фронтальный опрос).

— Что такое «машина Голдберга» и почему это именно машина?

— Кто основатель идеи?

— Какие знания мы получаем при создании «машины Голдберга»?

— Что вам было интересно на занятии, что запомнилось, что показалось трудным?

У меня на столе стоят два контейнера, рядом лежат балки из конструктора зелёного цвета (материал понял, занятие понравилось) и красного цвета (ничего не понял, занятие не понравилось). Прошу каждого подойти и положить балку в контейнер по своему настроению.

Ребята, у нас всё получилось! Спасибо за работу на занятии! До свидания!

×
×