«Активные методы обучения в ДОУ. «Кластер»

Автор: Блажкова Анна Александровна

Сегодня в центре внимания — ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому ставлю перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно -образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.  Немаловажную роль в жизни играет речевое здоровье дошкольника — это сохранность всех компонентов речи (фонетико-фонематической стороны, лексического состава, грамматического строя) и дальнейшее развитие речевой функции, а также ее полноценное использование для общения личности в социуме.   Моя задача состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. В создании условий для такого обучения помогают новые педагогические технологии, одной из которых является технология «Кластер».

Кластер пришел к нам из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами. Кластер – (в переводе с английского – скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Метод кластера позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Данный метод универсален, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.  Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На этапе проработки содержания темы кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На этапе подведения итогов (рефлексии) понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Цель работы по технологии «Кластер»: формировать у детей навыки связной речи, умения систематизировать учебный материал и свои оценочные суждения. Цель достигается в результате решения задач:

1.    Проводить работу от простого к сложному.

2.    Развивать все компоненты устной речи детей.

3.    Способствовать практическому овладению воспитанниками нормами речи.

4.    Поощрять свободу высказывания.

5.    Учить систематизировать большой объем информации.

6.    Поддерживать инициативность, самостоятельность, интерес детей.

7.    Воспитывать коммуникативные навыки.

Ожидаемые результаты.

·        Дети научатся ставить вопросы и свободно высказываться.

·        Научатся выделять главное.

·        Смогут устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения и переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом.

·        Научатся сравнивать, анализировать, проводить аналогии.

·        Научатся систематизировать большой объем информации.

·        Научатся сотрудничеству и взаимодействию с детьми и взрослыми.

·        Достигнут высоких результатов в обучении.

Как составляется кластер? В центре листа наша тема, вокруг нее картинки – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией или стрелочкой с темой. У каждой крупной смысловой единицы свои картинки и т.д. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Образовательная деятельность с применением метода кластера дает возможность дошкольнику проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности. В целом, нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию обучающихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  

 

Успех в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться. Поэтому педагог всегда должен быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность в радостный акт познания. Только от активности педагога, нацеленности на поиск, овладении и внедрении в практику образовательных инноваций, зависит, как быстро будут происходить изменения в его педагогической деятельности.

 

×
×