«Развитие вокальных навыков для достижения качественного и красивого звучания в произведении».

Автор: Ляхова Наталья Александровна

«Развитие вокальных навыков для достижения качественного и красивого звучания в произведении».

Цель: с помощью определенных упражнений, добиться качественного и красивого звучания в произведении.

Задачи:

— создание эмоционального настроя

— развитие артикуляционного аппарата

— постановка певческого дыхания

— введение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой

— развитие голосового аппарата с помощью определенных упражнений

— развитие музыкального слуха

— развитие памяти, внимания, мышления

— воспитание культуры речи

Оборудование: синтезатор, музыкальная аппаратура, микрофон.

Способ организации деятельности обучающихся:

индивидуальная.  

Возраст: 6 лет

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Упражнения для постановки дыхания.

3. Упражнения для артикуляционного аппарата, дикции.

4. Распевание. Упражнения для чистоты интонации.

5. Работа над песней.

6. Исполнение песни.

7. Подведение итогов.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Приветствие, указание темы мастер-класса.

Добрый день. Сегодня на занятии мы будем развивать вокальные навыки, чтобы достичь качественного и красивого звучания в произведении.

2. Упражнения для постановки дыхания.

Перед началом пения, давай вспомним правильную певческую позицию (стоя, сидя).

А теперь выполним несколько дыхательных упражнений для подготовки дыхательного аппарата к пению.

-Представим что мы «нюхаем красивый цветок». Вдох носом – выдох. (Выполнили)

-Упражнение «Надуваем шарик»: медленно вдыхаем воздух через нос и сразу наполняемся диафрагмально, представляем, что надувается шарик. При выдохе — выдуваем воздух тонкой струйкой, шарик сдувается. (Выполняем)

 -«Шум леса», выдыхаем на звук «шшшш», усиливаем и ослабеваем звучание.

 -«Стрекочет цикада», на звук «цццц», усиливаем и ослабеваем звучание.

 — Еще одно упражнение, которое мы выполним, называется «Егорка», делаем глубокий вдох и на выдох считаем: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и так далее пока не закончится воздух и не захочется взять новый вдох.

3. Упражнения для артикуляционного аппарата, дикции.

Артикуляционные упражнения направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности.

Во время исполнения песни, мы знаем, что необходимо отчетливо произносить текст, четко выговаривать гласные и согласные буквы, чтобы он был понятен слушателю. Для этого мы разогреем органы, участвующие в произношении звуков (язык, небо, челюсти, щеки, гортань) — проведем артикуляционную гимнастику (каждое упражнение делаем по 4 раза).

«Сытый хомячок».

Одновременно надуваем обе щеки воздухом, задерживаем дыхание на

несколько секунд и сдуваем. Потом надуваем щеки поочередно, как будто

полощем рот, или перекатываем во рту шарик.

— «Голодный хомячок».

втягиваем обе щеки, задерживаем втянутое положение на несколько секунд и

возвращаем щеки в исходное положение.

«Шпага».

поочередно тыкаем в щеки языком, как шпагой.

— «Жвачка».

жуем язык как жвачку

«Лошадка»

    Цокаем языком

— «Комарик» — язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук «З-З-З-З».

«Пятачок» — на счет раз – вытянуть губы вперед, на счет два губы расплываются в улыбке, не показывая зубов

Хорошая дикция очень важна, для этого давай  произнесем скороговорки:

— «От топота копыт пыль по полю летит».

— «Андрей – воробей не гоняй голубей!»

Упражнения помогут сделать речь осмысленной и доступной для собеседника, слушателя.

4. Распевание. Разминка голосового аппарата. Работа над чистотой интонации.

Распевка – это небольшое вокальное упражнение. Начинаем распевку в среднем, диапазоне голоса. После того, как пропели один раз, распевку повторяют поднимая тональность на полтона выше и т.д., пока не дойдут до вершин диапазона голоса. Потом точно так же, но опускаясь по полутонам вниз, можно прорабатывать нижние ноты голоса.

 

Распевки:

  • На звуке «м» губы сомкнуты, зубы разомкнуты, поем на улыбке. Для разогрева голосового аппарата поем До- ре-ми-ре-до (до ноты соль вверх).
  • Разминка голосовых связок (релаксация) на звук «р» вверх и вниз по звукоряду гаммы.
  • Гамма вверх и вниз на «лю-ли-лю-ле»
  • Звук «ё» на стаккато пропеть сверху вниз.
  • «Звукоряд». Каждый звук называется нотой звукоряда. Все знают названия 7-ми нот звукоряда, давай их назовем (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Возьмем правильное дыхание и исполним вверх  и вниз ноты звукоряда.
  • «У-О-А-М», произнесем звуки (у, о, а, м) А – Широко открываем рот и растягиваем губы, О – немного округляем ,У — вытягиваем вперед трубочкой , а теперь исполним распевку по полутонам вверх.
  • «Да-дэ-ди-до-ду» исполним (вверх и вниз).
  • «Ма-ма-ма, мамочка моя» пропевание по звукам трезвучия вверх и вниз.

5. Работа над песней «Мама моя». (Слова: А. Афлятунова. Музыка: В. Канищева).

Во время работы над вокальным произведением обращаем внимание на чёткое произношение слов, особо обращая внимание на артикуляционный аппарат и его дикцию, также на чистоту интонирования, певческое дыхание. Произведение учим по фразам. (Текст проговариваем медленно, вместе с педагогом в ритме. Исполняем тему 1 куплета по нотам. Вспоминаем движения).

6. Исполнение песни. Исполнения песни под минусовую фонограмму с микрофоном.

7. Подведение итогов. Мы поработали над основными вокальными навыками: певческим дыханием и опорой звука, дикцией и артикуляцией, высокой вокальной позицией, интонированием, ровностью звучания и применили это в работе над произведением.

Список использованной литературы

1. Попков Н.Н . «Постановка голоса для вокалистов».

2. Федонюк В.Г. «Детский голос. Задачи и методы работы с ним».

3. Ручинская Т.И. «Методика преподавания вокала».

4. Козлова Л.Б. «Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста».

5. Новикова И.В. «Методика постановки детских эстрадных голосов в классе эстрадного вокала».

6. Стрельникова А.Н. «Дыхательная гимнастика».

 

×
×