Автор: Шерстобитов Владимир Викторович
«Внедрение регионального компонента на уроках истории как одна из форм активизации учебного процесса, формирования нравственных и эстетических качеств личности учащихся».
На современном этапе перед школой стоит задача повышения интереса к истории не только государства, но и малой родины: края, района, поселения, духовной культуре народов, исторически проживающих на этой территории. Формирование достойных преемников традиций и культуры. Многосторонние знания о родном крае, где человек родился, живет, учится, работает, где веками жили его деды, прадеды; усвоение сведений о природно-географических, экономических, культурологических особенностях способствуют осознанию человеком себя как личности, как достойного гражданина своего региона и страны, способствуют расширению исторического кругозора, воспитанию патриотических чувств и гордости за свой край, а в целом воспитанию нравственной целостной личности, без чего сегодня не может существовать и развиваться ни одно общество, ни один народ.
Использование на уроках национального регионального компонента призвано как раз решать эту нелёгкую задачу. Знакомство с известными людьми, историческими достопримечательностями способствуют пробуждению интереса к истории земли, края. Бесспорные ценности — это отчий дом, школа, улица, на которой ты живёшь, всё родное и близкое, что тебя окружает. Эффективность такой работы будет достигнута, если в ней будут учтены и реализованы такие принципы как целостность, взаимосвязь с мировой культурой, самобытность, творческая направленность.
Расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области региональной культуры в различных формах учебного процесса, развитие национального сознания и самосознания, толерантности, творческого потенциала учащихся посредством активизации учебного процесса, формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся путём приобщения их к традициям родного народа, других народов, достижениям общечеловеческой и национальной культуры, способствуют формированию у учащихся желаемых интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, т.е. общечеловеческих ценностей. Поэтому изучение краеведения в школьной программе не только нужно, но и необходимо. Наиболее актуально реализовывать национально-региональный компонент на уроках истории и обществознания.
Чтобы работа была плодотворной необходимо увязать исторические представления о прошлом региона с историей России и мира, предъявить учащимся проблему развития региональных отношений на территории Северного Кавказа до его присоединения к России и отношений с центром страны на последующих этапах развития, а также проблему взаимоотношений и взаимовлияния культур «коренных» и «пришлых» народов. Широкий круг материалов позволит более объективно выявить не только сложные и противоречивые явления, но и много положительного в этом процессе, создать возможность критики идей сепаратизма и национализма, а также раскрыть роль и место родного края в мировом историческом процессе. Решение этой задачи реализуется на основе отбора материала о наиболее значимых исторических процессах, происходивших в нашем регионе и установления взаимосвязи с изучаемыми курсами истории. Краеведение дополняет уроки истории. Например, мы поверхностно объясняем далекое прошлое региона и конкретизируем исторические факты, начиная примерно с X века нашей эры, но куда пропали еще почти 2 тысячи лет. Почти не рассматривается время мощнейшей цивилизации скифов, а если упоминается то только вскользь. А ведь на протяжении 500 лет они проживали на этой территории и оставили после себя массу археологических памятников. Мало кто помнит, что в районе села Сотниковского в 1970-е годы велись раскопки скифского могильника – это живая, а не книжная история. Краеведческие факты конкретизируют, иллюстрируют исторические события и процессы региональной истории, создают возможность лучше познать повседневную жизнь человека. Второй особенностью внедрения регионального компонента является принцип интеграции. Материалы истории родного края должны включатся блоками (модулями) в федеральные программы по истории с учетом хронологических и закономерных связей. Принцип интеграции регионального компонента с общим курсом истории в основной школе создает методические возможности для наилучшего решения задачи — формирования системы знаний путем повторения основных понятий. Кроме того, выявление особенностей исторического развития родного края, понимание их взаимосвязи с историей Отечества и мира способствует достижению основной цели исторического образования – овладению совокупностью знаний об историческом пути и опыте народов России и человечества. Выделять историю Ставропольского края как отдельный курс нежелательно, это приведет к перегрузке школьников, так как предъявляемая информация не увязывается с получаемой базой знаний по истории. Материалы региональной и местной истории, в первую очередь, реализуют воспитательные задачи обучения. Факты и персоналии позволят детям понять прошлое родного края, мысленно воссоздать образ жизни своих родственников и земляков в прошлом, их духовный мир и роль их труда в развитии края. На уроках создается возможность личностного осмысления прошлого, ибо носителями ценностных отношений выступают поколения земляков, в том числе родные и близкие. Размышления об их созидательном труде, об их вкладе в развитие материальной и духовной культуры края становятся основой для переживания нравственных, патриотических, чувств, что является первой ступенью выработки соответствующих ценностных установок. Изучение традиционной культуры этносов Северного Кавказа позволит обсуждать проблему уникальности каждого и его вклад в развитие общемировой культуры, формировать эстетические, национальные и нравственные ценности, а также стремление сохранять и преумножать культурное достояние родного края. Региональная история вносит свой вклад в развитие гуманитарной культуры школьников, создает дополнительные возможности для овладения умениями работы с различными источниками исторических знаний, в процессе которой развивается историческое мышление школьников, умения анализировать, сопоставлять оценки исторических событий, явлений прошлого и современности. Краеведческие материалы позволяют включить учащихся в творческие виды деятельности (сбор информации по определенной теме, в том числе оформление записей воспоминаний, анализ и оценка краеведческих фактов, аргументация критического отношения к ним и т.д.)
Основными элементами, применяемыми на уроках истории в целях воспитания гражданственности через реализацию национально-регионального компонента являются:
— факты местного значения, используемые в качестве примеров при изучении основного содержания федерального курса;
— проявление региональных особенностей при рассмотрении общих тенденций развития российского общества;
— воспитание патриотизма и гражданственности при изучении местного материала с учетом общего и особенного в развитии региона;
— становление социальной ответственности личности через отношение к конкретным проблемам развития региона как части России;
— развитие умений получать социальную информацию и самостоятельно ориентироваться в ней через расширение круга источников, отражающих региональный материал.
В данной статье я попытался рассмотреть актуальность социокультурного компонента содержания обучения и то, насколько продуктивна передача учащимся знаний о культуре и истории на региональном уровне, какими путями лучше вносить знания о регионе, чтобы не нарушить целостности урока. Ну и конечно мотивационный аспект обучения как средство активизации творческой деятельности учащихся.