Автор: Мерк Екатерина Викторовна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№4», г. Черногорск
Екатерина Викторовна Мерк, учитель начальных классов.
Реализация интеграционных подходов для совершенствования образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
В соответствии с модернизацией отечественного образования активно обсуждаются вопросы содержания школьного образования, переоценки учебного процесса, внедрения стандартов второго поколения, соответствия учебных программ уровню ФГОС, а также изменения, касающиеся воплощения вышеперечисленного посредствам применения новых технологий, методов и типов уроков.
Одним из таких новшеств современной методики является интегрированный урок. Эта технология активно внедряется в школьные программы и связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы.
Начальная школа является первой ступенью обязательного общего образования, где все ученики, без исключения, являются своего рода факелами, которых нужно зажечь. Поэтому учителю начальных классов просто необходимо использовать различные инновационные технологии. ФГОС предполагает не только формирование у детей универсальных учебных действий (УУД), но и требует от учителя компетентности, педагогического мастерства, рефлексивной составляющей своего самообразования.
Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.
Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. В современной школе предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Введение интегрированных уроков позволит учителю преодолеть эти противоречия и с первых шагов обучения научить ребенка представлять мир, окружающий его, как единое целое
Цель интегрированных уроков – обучение учащихся умениям самостоятельно применять знания из разных дисциплин при решении новых вопросов и задач. Они имеют определенные преимущества:
— повышают мотивацию, формируют познавательный интерес;
— способствуют формированию целостной научной картины мира ;
— способствуют развитию устной и письменной речи;
— способствуют развитию изобразительных и музыкальных умений и навыков;
— развивают в большей степени воображения, мышления, памяти;
— способствуют увеличению темпа выполняемых, учебных операций.
Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков дает сочетание предметов:
— обучение грамоте (чтение, письмо) – математика;
— чтение – русский язык;
— чтение – музыка – рисование;
— математика – труд;
— ознакомление с окружающим миром – музыка – рисование – труд.
При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
Интегрированные уроки положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание их, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у детей, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.
Специфика преподавания в начальной школе заключается во многом в том, что один учитель ведет сразу несколько предметов от математики до литературы. Интегрированные уроки в начальной школе помогают детям лучше усвоить информацию, осознав предлагаемый спектр знаний в комплексе. Специфика проведения интегрированного урока Интеграция учебных предметов широко навязывается современной педагогической системой. Многие опытные педагоги считают, что связывая несколько научных дисциплин друг с другом, они помогают ребенку в комплексе усвоить информацию, добиваясь лучших учебных результатов. Плюс начальной школы в том, что практически все уроки здесь ведет один человек, а значит, он может легко проводить межпредметные связи. Легче всего связывать друг с другом гуманитарные предметы или наоборот технические.
Зачастую педагоги придумывают и более творческие задания. Так, например, педагог может взять отрывок из изученного литературного произведения и переписать его на доску с допущением орфографических ошибок. Цель детишек в данном случае — отыскать все ошибки и постараться их исправить, с применением известных им правил русского языка. Устанавливать межпредметные связи между техническими и гуманитарными предметами довольно сложно, но и здесь следует проявлять фантазию. Так, например, читая какой-то отрывок на уроках литературы, педагог может попросить детей посчитать количество слов в нем. Также можно сделать одновременный упор и на математику, и на русский язык, попросив посчитать только глаголы или существительные. Задание обычно получается очень веселым, а детки попутно тренируют свои навыки в тех или иных предметах. Основное достоинство интегрированного метода обучения в том, что он помогает детям всегда использовать свои знания на практике.
Урок по математике под названием «Цифры, которые нас окружают» идеально подойдет для младших классов. На таком уроке преподаватель может не только рассказать о том, какие бывают цифры, но и привести примеры их использования в истории (в виде дат), в русском языке (в виде количественной характеристики) и так далее. В результате, дети познакомятся с разнообразными цифрами, узнав и некоторые исторические даты, а также особенности письменного изображения чисел. Сложности внедрения интегрированных уроков выше уже упоминалось, что даже некоторым опытным педагогам не удается грамотно использовать интегрированные уроки. Так, например, сложности могут возникнуть с усвоением новой темы в концепции параллельного изучения другого предмета. Дети могут элементарно начать путаться в исторических датах и математических цифрах из-за того, что учитель излагал материал в интегрированной методике. Именно поэтому многие педагоги советуют использовать такие уроки для повторения изученного материала, а не для изучения нового.
Поскольку учитель работает именно с младшими школьниками, ему необходимо продумывать максимальное количество игровых заданий. Например, урок литературы можно посветить теме «Сложные слова в известных произведениях». Учитель отберет несколько отрывков из учебного материала по литературе, а дети должны будут отобрать те слова, что им не понятны. Далее необходимо устроить игру на тему «Угадай правильное определение». Педагог предложит варианты определений, а дети должны будут соотнести их со словами. На этом уроке можно подискутировать и на тему того, какое определение подойдет тому или иному слову. Учитель может попросить детишек использовать выбранные слова в предложении и так далее. Все эти конкурсы будут интересны детям в возрасте 7-9 лет, потому что они игровые, но при этом, они будут влиять и на интеллектуальное развитие ученика. Огромное преимущество интегрированных уроков в том, что они не только влияют на лучшее усвоение той или иной информации, но еще и развивают логику, мышление.
Как видим, интеграция является необходимой в начальной школе, так как обеспечивает оптимальные условия для развития творческой личности. Одновременный контакт ученика с различными видами творческой деятельности не только обеспечивает системное, целостное восприятие предметов и явлений, но и эмоциональное благополучие учащихся на учебном занятии, направляет каждую личность к самореализации собственного потенциала, т.е. способствует обогащению учащихся опытом через их чувства. А такие знания являются крепкими и личностно значимыми.
Основной задачей образования на современном этапе является формирование конкурентоспособной личности. Новые образовательные стандарты, направлены именно на реализацию этой задачи. Перед школой возникает необходимость перестраивать учебный процесс в соответствии с запросами общества. Одним из путей реализации нового государственного стандарта преподаватели нашей школы видят в проведении интегрированных уроков.
Выводы
Интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес. А это и есть один из путей реализации системно-деятельностного подхода в образовании в условиях внедрения ФГОС ООО