Компетентностный подход в профессиональном образовании

Автор: Ушакова Елена Васильевна

Компетентностный подход

в профессиональном образовании

 

Ушакова Елена Васильевна доцент, к. с.-х н.,

 ВолГАУ,  Волгоград, Россия

 

Компетенция – это комплекс индивидуальных характеристик специалиста, необходимых и достаточных для эффективного и гарантированного осуществления его профессиональной деятельности в заданных условиях и на заданном уровне качества.

 

Компетентностный подход возник в недрах рыночной экономики. Когда социум перестали устраивать знания как потенциал, ему нужен результат практического воплощения этих знании. В настоящее время востребованы люди гибкие, мобильные, принимающие обоснованные решения, способные к самореализации. Поэтому образование должно принимать иные формы и иметь иные содержательные приоритеты. Целью компетентностного подхода в образовании является социализация обучающихся, успех которой определяется способностью решать возникающие  проблемы (то есть успех определяется компетентностью).

В современном профессиональном образовании, как на уровне профессионального сообщества, так и на уровне государственных структур наметилась тенденция описания профессионального образования как процесса развития необходимой компетентности специалиста. И хотя пока это произошло только на словах и на бумаге, но будем надеяться, что «процесс пошел». Но естественным образом встает вопрос, что же понимать под компетентностью?

Как правило, под компетентностью понимают владение специалистом набором необходимых для его работы компетенций, либо соответствие данного специалиста требованиям его должности, либо способность специалиста эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. И поскольку ключевым словом в определении компетентности является слово «компетенция», то именно его и стоит точно определить.

Определения понятие «компетенция» разнятся. Более того, в качестве примера компетенций иногда приводят и отдельные навыки (управление конфликтом), и свойства личности (общительность, ответственность, аналитический склад ума), и психологические установки (ориентация на достижение). Но ведь сам по себе, ни один из этих компонентов (знания, навыки, установки и т.д.) не является компетенцией по отношению к деятельности специалиста, а является лишь одним из ее элементов.

Но, тем не менее, если выделить суть, то все эти примеры и определения говорят об одном и том же — о неких индивидуальных характеристиках, позволяющих специалисту быть эффективным в своей области деятельности. Правда, иногда под компетенцией понимают требование должности к специалисту, но, на мой взгляд, это о том же, но в другом контексте.

Компетенция – это комплекс индивидуальных характеристик специалиста, необходимых и достаточных для эффективного и гарантированного осуществления его профессиональной деятельности в заданных условиях и на заданном уровне качества.

Выделяют следующие виды компетенций:

1.     Базовые

2.      (учебно-познавательные, личностные, социальные, трудовые и коммуникативные);

3.     Предметные (способность решать задачи по изучаемому предмету);

4.     Жизненные (например: способность защищать свои права).

Что касается профессиональной компетентности, то следует отметить, что она не сводится к набору знании, умений и навыков, а  определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной деятельности.

Профессиональная компетентность – способность превращать специальность в средство формирования личности.

Она включает в себя следующие составляющие: знание предмета; результативность обучающихся; способность к взаимодействию между обучающимися, преподавателями, коллегами, администрацией; владение методиками; способность к саморазвитию знание психологии; желание работать.

Методы данного подхода должны учитывать субъектную позицию обучающихся; субъект становится инициатором и активным участником действий. К таким методам относится проектная технология, технология критического мышления и другие.

Характерной чертой компетентностного подхода является диалогичность, что подразумевает свободу высказывания мнения обучающихся, учет их психотипов (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), проблемность, открытость преподавателя, побуждение к рефлексии (побуждение к оценке сделанного).

Таким образом, внедряя компетентностный подход в области образования, можно не только улучшить психологический климат, но  и воспитать талантливых специалистов.

Список литературы

 

1. Белых Т.В., Козловская Н.В. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 1 – С. 76-76

2. Учебно-методическое пособие: Компетентностный подход в образовании/ Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.А. Соколова. – АПКиППРО, 2005. 98с.

×
×