8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Бреславлевич

Автор: Ермаков

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
text-align:justify;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,sans-serif;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}

 «Постановка голоса на уроках вокала во Дворце творчества детей и молодежи»

 

В актуальные задачи обучения детей и молодежи вокалу входит не только овладение прочными музыкально-теоретическими знаниями и практическими вокально-исполнительскими навыками, но и постановка голоса, поскольку плохо поставленный голос может в будущем стоить певцу творческой карьеры [10].

Анализ существующей научной литературы, посвященной постановке.

 голоса, собственные педагогические наблюдения и накопленный педагогический опыт на базе занятий с детьми во «Дворце творчества детей и молодежи» являются прочной основой для успешной постановки голоса на уроках вокала.

Постановка голоса – это выработка правильных голосовых, речевых, певческих навыков, развитие и тренинг голоса для профессиональной работы [5]. Признаками поставленного голоса являются такие качества как: звучность, гибкость, тембровая определенность, сила, полетность, чистота интонации, богатство эмоциональных оттенков, мелодичность, владение регистрами и способность выдерживать нагрузку без усталости ротоголосового аппарата [8].

Постановка голоса связана в первую очередь с положением гортани, развитием дыхательного аппарата, работой брюшной полости, формированием и совершенствованием дикции обучающегося [3], поэтому воспитание вокальных навыков занимающихся во «Дворце творчества детей и молодежи» имеет комплексный характер. От педагога требуется знание функциональных особенностей голосового аппарата, владение методами эффективного развития разных видов музыкального слуха, готовность собственного голоса к педагогическому показу и свободному использованию различных вокальных художественно-выразительных средств [2].

Процесс постановки голоса включает в себя слуховое восприятие, умственные операции и вокальное воспроизведение, что делает необходимым применение наглядно-слухового, демонстрационного и объяснительного методов обучения [1].

На уроках вокала во «Дворце творчества детей и молодежи» педагоги опираются на общие принципы и этапы в работе:

     овладение техническими вокальными приемами,

     приобретение понятий и навыков в использовании резонаторов,

     позиции (зевка), атаки звука,

     работа с артикуляционным аппаратом,

      развитие и совершенствование дыхания.

Достижение качества вокального звучания осуществляется за счет ровности звукоряда: ровнаой инструментально выстроенной гаммы; правильной артикуляции; свободы мышечного и голосового аппарата [7].

Важным аспектом звукообразования является постоянная связь с психофизиологией личности, поэтому при работе над постановкой голоса педагоги «Дворца творчества детей и молодежи» учитывают физиологические особенности организма обучающегося, в том числе возрастные мутационные периоды; основы фониатрии; возможные дефекты речи [4].

Постановка голоса предполагает наличие знаний об устройстве голосового аппарата, умение представлять работу органов голосового аппарата, контроль и управление работой этих органов. Для этого программа занятий вокалом предусматривает теоретические уроки, где учащиеся знакомятся с необходимыми анатомо-физиологическими основами [6].

Уроки вокала традиционно имеют следующую структуру: подготовительный этап, основная часть урока, заключение. Урок вокала начинается с вокальных упражнений, которые не только разогревают голосовой аппарат и мышцы, но и направлены на развитие музыкального слуха и координации между слухом и голосом. Основная часть урока посвящается активизации голосового аппарата учащегося с помощью вокальных упражнений, вокализов, а также с помощью работы над репертуаром. В постановке голоса важную роль имеет дыхание. Упражнения по звукообразованию и постановке дыхания можно разделить на несколько групп:

     пение с закрытым ртом в высокой позиции гортани, с направлением звука в область переносицы в целях активизации головного резонанса;

     пение на полном «зевке» ровным звуком строго на legato в целях выравнивания открытых и закрытых гласных и тренировки диафрагмы;

     пение секунд и терций как основных интервалов вокала.

     пение на staccato, формирующее эластичную диафрагму; поется легко, без нажима, как бы укалывая звук, активно работая диафрагмой (на гласные «а», «о», «и» или на любой слог);

     пение гамм для тренировки дыхания и расширения диапазона голоса;

     пение слогов «ми», «ма», «мо» с сочетанием элементов legato-staccato;

     пение арпеджио с равномерным распределением дыхания таким образом, чтобы основной упор делался на верхний звук;

     пение гамм и арпеджио на слоги «ми», «ма», «мо» [9].

Для постановки голоса выполняется четыре основных вида вокальных упражнений: выдержанные ноты, гаммы, арпеджио и украшения (мелизмы). Э.Р. Половинко предлагает начинать обучение вокалу с гласной «а», затем переходить к «о», «е», «у» и самой сложной – «и». Педагоги предлагают начинать обучение вокалу детей с примарных тонов, акцентируя внимание на взаимодействии головного и грудного резонаторов.

Детям помогает гармонический аккомпанемент на фортепиано или синтезаторе, поскольку аккордовая поддержка освобождает слух учащихся от излишнего контроля точного звуко-высотного попадания и направляет всё их внимание именно на работу с голосом и звукообразованием.

Помимо упражнений на основном этапе урока во «Дворце творчества детей и молодежи» уделяется внимание работе над вокализами. В процессе работы над вокализами учащийся овладевает певческими навыками, необходимыми для постановки голоса. На первом этапе обучения педагогу необходимо фиксировать задержку дыхания, взятого учеником на три секунды, после чего надо начинать звук. Извлекаемый звук должен свободно вибрировать. Важное внимание уделяется формированию хорошего зевка, который приводит все части рта в нужное положение. Работа над вокализами дает голосу необходимые навыки овладения вокальной техникой: движением гортани, дыханием, работой над гласными, атакой звука. Необходима тесная связь вокализов с упражнениями для голоса, используемыми в начале основного этапа урока [8].

Кроме этого, педагогами «Дворца творчества детей и молодежи» ведется регулярная работа по профилактике заболеваний голосового аппарата учащихся. Для этого исключается перегрузка голоса ребенка, особенно на начальном этапе работы и пение высоких либо низких звуков в несвойственной диапазону тесситуре; контролируется правильность дыхания и положения гортани; и др. Необходимо отметить, что условием успешной работы по постановке голоса на уроках вокала во Дворце творчества детей и молодежи»

является создание позитивного настроя среди учащихся. Для детей, имеющих проблемы с произношением согласных, твердых гласных и др., характерны чувства стыда и неуверенности, поэтому педагоги уже на первых занятиях стремятся устранить их, проявить особую чуткость и внимание.

Обучение во «Дворце творчества детей и молодежи» опирается на ряд важных принципов, среди которых: доступность и последовательность обучения, учитывание репертуарных и творческих интересов учащихся, реализация личностно-ориентированного подхода к обучению, выстраивание работы по типу «сотрудничества».

Учащиеся  «Дворца творчества детей и молодежи» имеют большие перспективы в дальнейшем обучении и формировании профессиональной певческой культуры.

 

 

 

Список литературы

 

1.                 Аксенова С.С., Габдиев М. Специфика методов обучения детей младшего школьного возраста основам эстрадного вокального искусства // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2020. – Т.19. – №1. – С.24–18.

2.                 Боровик Л.Г. Научные основы постановки голоса. – Челябинск, 2015. – 106 с.

3.                 Глубоковский М.Н. Гигиена голоса. – М.: Либроком, – 2021. – 128 с.

4.                 Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учебник для вузов. – М.: Владос, 2013. – 304 с.

5.                 Кац М.Л. Технологии обучения певческому дыханию подростков в классе эстрадного вокала // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2021. – Т. 20. – №1. – С. 172-180.

6.                 Круглова М.Г., Шихова Е.В. Специфика обучения вокальному ансамблю детей в учреждениях дополнительного образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2019. – Т. 18. – №3. – С. 145–152.

7.                 Малышева Е.Г., Крылов А.Ю. Постановка голоса. Техника речи. – Омск: Омск. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского, 2017. – 244 с.

8.                 Мелешкина Е.А., Переверзева М.В. Индивидуально-личностный подход в процессе занятий с детьми коллективным музыкально-исполнительским творчеством // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2018.  – Т.17.– № 3. – С. 67–75.

9.                 Храмцова М.В. Постановка голоса и вокальные упражнения для начинающего вокалиста // В сборнике «Молодежь и системная модернизация страны» сборник научных статей 4-й. – 2019. – С. 461-467.

10.            Шевченко Н.А., Сизова О.А., Храмова Л.А., Черняк Т.М. Некоторые методические проблемы работы с детским голосом // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – №57. – С. 266-273.

×
×