Автор: Пухова Марина Анатольевна
Выстраивание системы мониторинга в условиях внедрения
ФГОС в начальной школе. Из опыта работы.
Пухова М.А. учитель начальных классов
Лицея № 34 г. Костромы.
Основная задача, стоящая перед начальной школой сформировать у ученика такие черты, как гибкость, конструктивизм, способность к самообучению для успешной адаптации в дальнейшей трудовой деятельности. Новые ФГОС, разработанные для начальной школы, нацелены на повышение качества образовательных услуг и создание условий для развития необходимых умений и навыков обучающихся.
В настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их пополнения и обновления. То, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Поэтому диагностико-технологическое управление качеством образования включает обязательное планирование мониторинга качества знаний, т.к. контроль и диагностика знаний и умений учащихся – обязательное условие результативного учебного процесса.
Без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность усвоения предмета учащимися, опора только на накопление отметок при отсутствии четкого понимания, что такое отметка, не позволяет объективно оценивать деятельность как учителя, так и ученика. Необходимы единые формы контроля за ходом учебного процесса и усвоением учащимися учебного материала.
Пожалуй, теперь одним из самых модных слов в педагогической среде является термин «мониторинг». Однако далеко не все хорошо представляют, что же это собственно такое.
Под мониторингом понимают:
«Непрерывное длительное наблюдение за состоянием среды и управление им путем своевременного информирования людей о возможном наступлении неблагоприятных критических или недопустимых ситуаций»[2]
«Мониторинг – это процесс непрерывного научно-обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовавшихся целей, задач и средств их решения»[1]
В нашем понятии, мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.
Наряду с различными формами, методами, видами контроля в начальной школе нами разрабатывается модель мониторинга, которая направлена на аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения. Целью мониторинга является отслеживание динамики качества образования и эффективность управления качеством образования. Задачи мониторинга: сбор информации, обработка, корректировка и ввод информации в базы данных, осуществление первичного анализа информации, создание прогнозов, аналитических материалов, совершенствование технологии мониторинга.
Педагоги нашего учреждения ведут мониторинг по следующим уровням: внутришкольный общий и индивидуальный.
Общий мониторинг осуществляется администрацией школы и проводится ежегодно в виде административных контрольных работ по предметам. Согласно требованиям ФГОС, мы используем стартовый, промежуточный и итоговый мониторинг. Мониторинг помогает путем анализа свести всю информацию знаний учащихся в одно целое, обобщить ее и получить общую картину результатов образовательного процесса.
Индивидуальный мониторинг осуществляется учителем и предполагает наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и класса в целом. Ведутся индивидуальные карты развития, карты достижений по предмету. Такие карты развития помогают проследить траекторию изменения интеллектуального развития ребенка, четко увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика, проанализировать соответствие достижения запланированным результатам, для осуществления необходимой коррекции, а так же инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка. Например, в индивидуальной карте развития учащегося, которую заполняет учитель, предлагаются следующие страницы: индивидуальный лист по результатам диагностики готовности к обучению в школе (из детского сада); результаты стартовой диагностики; результаты изучения воспитанности учащегося; входное психологическое обследование; входное логопедическое обследование; индивидуальные результаты исследования метапредметных УУД; результаты диагностических работ по русскому языку, математике (итоговые и промежуточные с текстами написанных работ); индивидуальная карта учащегося с рекомендациями и подписью родителей; индивидуальный лист для родителей с мониторингом учебной дисциплины и рекомендациями.
Безусловно, что четкая, целенаправленная, организованная система работы в большей степени будет способствовать достижению желаемого результата – портрета выпускника, представленного новыми образовательными стандартами.
Учителю необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, обучить приемам рефлексивной оценки. Проникновение в проблему ребенка позволит учителю увидеть ее с позиции самого ребёнка. В своей работе и учебной, и во внеурочной деятельности мы используем рефлексивный дневник, который называется «Маршрут самосовершенствования». В нём для заполнения учащимся предусмотрены интересные страницы, которые объединены в блоки. В 1 блоке «Я познаю себя» — самопрезентация, ребята могут заполнить рубрики: «Познакомьтесь, это я!», «Моя семья», «Порадуйтесь за меня, это мои друзья», « Правила успешной учебы», «Мотивация обучения» и другие.
2 блок «Я прогнозирую результаты, ставлю цель, умею планировать и действовать» подразумевает работу со страницами: «Мои прогнозы по предметам», «Рефлексивная карта учебного дня», «Что я умею к концу четверти, «Совпал ли мой прогноз с результатом – почему?», «Внеурочная деятельность» (Я готов поделиться своими знаниями с ребятами).
3 блок «Самоанализ и самооценка» включает страницы: «Самоанализ достижений по предметам», «Мои общие умения по предметам», «Итоги самопланирования», «Мои цели на следующий учебный год», «Хочу научиться».
При ведении такого дневника учащиеся могут развить навыки самооценки и самоконтроля, воспитать чувство причастности и собственной значимости в процессе обучения и воспитания в будущем. Мотивацией к такому виду работы может служить желание в учебно-воспитательной процессе уделить внимание не столько сумме научных знаний, сколько формирование у учащихся информационной, деятельностной и коммуникативной компетенций.
Такая система мониторинга помогает нам и в работе с родителями, которые выражают положительный отклик на каждом собрании.
Известный физик Ландау говорил: «Образование есть то, что остается, когда выученное уже забыто! А что остается у человека после того, как все выученное в школе забыто? У него остаются привычки, убеждения, навыки и умения».
Использованная литература:
1. А.С. Белкин «Основы педагогических технологий» (Краткий толковый словарь), Екатеринбург, 1995 г.
2. В.М. Полонский (Словарь – справочник), М.. «Новая школа», 1995 г.