Автор: Мурко Маржанат Алиевна
Креативное мышление на уроках математики как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении
Мурко Маржанат Алиевна
Учитель математики, педагог-психолог
МБОУ «СОШ пос. эркен-Шахар»
Пос. Эркен-Шахар, Ногайский район, Карачаево-Черкесская Республика
«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными, талантливыми? Тогда помогите им сделать первые
шаги по ступенькам творчества, но не
опаздывайте и, помогая, … думайте сами»
Б.Н. Никитин
Слова Б.Н. Никитина заставляют задуматься о том многом, о котором порой не приходится думать многим родителям. И вот, дети с разным уровнем развития попадают к нам в школу.
Первое сентября! Утро. На улицах нарядные дети в школьной форме с цветами. Возбужденные, радостные лица, сияющие глаза, звон детских голосов. Давайте всмотримся внимательнее в этот мир детей. Ведь в школьный двор вливается поток разнообразных творческих личностей. Давайте увидим каждый побег этого удивительного дерева жизни! И не позволим никогда, чтобы маленький хрупкий зеленый побег обломался от неправильного воспитания. Дадим им стать самыми настоящими плодоносными ветвями.
Идя в школу к детям, я каждый раз задаю себе вопрос:
— готова ли я сделать еще один шаг в помощи учащимся понять
предмет и полюбить его;
— сумею ли я увлечь детей своим предметом и своим
профессиональным мастерством;
— смогу ли я включить учеников в познавательную деятельность;
— ждут ли меня и мои уроки мои ученики?
Основной задачей своей педагогической деятельности я считаю обучение школьников различным приемам умственной деятельности, самостоятельному выявлению закономерностей, поиску истин. Это в свою очередь способствует решению воспитательной задачи – формированию целеустремленной личности, способной ставить перед собой цели и находить оптимальные пути их достижения.
Современная школа испытывает потребность в учителе, не только знающем свой предмет, способном объяснить учащимся новый материал, но и умеющем управлять учебной деятельностью учащихся. Неудовлетворенность традиционными формами обучения, не позволяющими обеспечивать удовлетворение собственных образовательных потребностей ученика, привела к задаче – формированию современной школой ключевых компетенций учащихся.
Для меня очень важно решение такой задачи, как заинтересовать ученика, привить любовь к предмету. Для решения такой нелегкой задачи необходимо повернуться лицом к личности ребенка, к его интересам, его способностям, его возможностям, одним словом к его духовному развитию; поощрять учебные успехи, а не только указывать на недостатки; сделать учение эмоциональным, а не только умственным процессом; помочь каждому ребенку в ходе учения открывать и понимать не только усваиваемые знания, но и себя и свои возможности; воспитать творческую смелость в постановке и решении познавательных и личностных задач.
Я уверена, что настрой, с которым я приду в класс, фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха, степень включенности учащихся, дисциплину на уроке, качество урока, успешность процесса и результат. Вот и получается, что я обязана внести в класс свой взгляд, свое лицо, настроение таким образом, чтобы за дверью кабинета остались проблемы и переживания, чтобы моя уверенность, благожелательность, организованность стали очевидны для учащихся и дали бы им необходимый настрой для уверенной и защищенной познавательной работы. Мы все прекрасно знаем, что большинство детей в связи с перегрузкой, перенапряжением, страхом, тревогой (особенно в процессе пристрастного опроса в начале каждого урока), унизительными эпитетами в школе и семье получают стресс, в результате чего постепенно падает интерес к учению, что существенно затрудняет усвоение новых знаний. Я выработала свою методику опроса и она оправдывает себя уже 25 лет. Она заключается в том, что мои учащиеся отвечают только по желанию. Стараюсь задать в индивидуальном порядке такие вопросы, чтобы был очевиден успешный ответ. Здесь очень важен залог успеха. Мы все знаем своих детей очень хорошо и не секрет, что некоторому контингенту детей очень важна похвала, поддержка, психологический комфорт во время работы детей с повышенной мотивацией. Письменное домашнее задание задаю по выбору ребенка. Из данных в учебнике упражнений для домашней работы я задаю детям по выбору 1-3 номера. В данном случае нет «проигравших». Все дети выполняют посильную работу. Хочу отметить, что учащиеся с повышенной мотивацией стараются выбирать достойные задания. А самое главное, я не ставлю отметку «2» за домашнее задание. Это я заявляю с большой гордостью. Ну не выучил ребенок урок, ну не захотел он выполнить на сегодняшний день домашнее задание, ну не было у него настроения или по какой либо причине учить уроки. Ну и поставите вы ему эту двойку. А через два три урока этот ученик будет знать весь материал, допустим, правила или алгоритм решения уравнений и т.п., великолепно будет оперировать всеми этими правилами! А двойка уже в журнале, в конце четверти или полугодия она пагубно повлияет на итоговую отметку. Я категорически против опроса по накоплению оценок. Пусть ребенок получает удовольствие от каждодневных отличных ответов, от отличных оценок от похвалы и т. д. Ну дайте ему возможность ответить, если даже нет времени на уроке, то во внеурочное время. И вообще, прежде, чем что либо требовать от детей, я должна почувствовать и осознать, что я действительно научила, заинтересовала, организовала успешную учебно-познавательную деятельность детей, что у детей нет затруднений по данной теме. Письменные опросы тоже провожу на личностно-ориентированной основе. Каждый ученик имеет право выбрать себе оценку «3», «4» или «5». Для этого готовлю карточки по трем степеням сложности. Детям это очень нравится. Хотя многие немного переоценивают свои знания и умения и нередко выбирают повышенный уровень заданий. В тоже время неудовлетворительных отметок почти не бывает. А если даже и бывают, не обязательно их проставлять в журнал. Я провожу проверочные работы, работы по карточкам, самостоятельные работы чисто с диагностической целью перед контрольной работой или перед началом изучения нового материала и даю возможность пересдавать эти работы. Принципиально важно, чтобы ребят не мучил страх перед контрольной работой. Мои ученики этого не испытывают, так как они сами выбирают сроки их проведения (в пределах сравнительного усвоения материала), а это значит — они готовы к этому морально, испытывают психологический комфорт.
Не хотите плохих результатов по контрольным работам, не давайте работу неподготовленному классу. Если ученик получил оценку «3» или «2», а такое не исключено, я обязательно даю возможность исправить отметку и снова по желанию и в выбранное им время( в пределах разумных сроков). Ну а если неудовлетворительную отметку за контрольную работу получили хотя бы треть учащихся, то причину нужно искать только в своей работе . Рассматривать двойки не только как недоработку ученика, но и как свою недоработку. Значит, не научил. Считаю, вопреки всем требования по ведению школьной документации, отработать все моменты, ликвидировать пробелы в знаниях учащихся и дать повторную контрольную по данной теме. И, только при положительном результате (сравнительном), а это вполне реально, проставить отметки в журнал. Это еще один из залогов успешного обучения.
Уроки для меня и моих учеников – постоянный поиск, диалог, совместный труд, основанный на доверии и доброжелательности.
Этапы построения моих уроков:
— этап «настраивания контакта»;
— мотивационный этап;
— деятельный этап;
— диагностический этап;
— этап осмысления деятельности и ее результатов.
Итак, этап «настраивания контакта». Для этого этапа характерно выстраивание межличностных отношений, знакомство друг с другом. Изучение личностных характеристик.
На этом этапе я показываю свое позитивное отношение к ребенку. Заинтересованность в нем. Ставлю перед собой цель: добиться следующих результатов:
— спокойное, уравновешенное психологическое состояние ребенка;
— отсутствие страха;
— понимание того, что я – друг, который станет помощником в процессе обучения;
— первых сведений друг о друге.
Для достижения этой цели я отвожу достаточное время – в соответствии с ситуацией – до установления полного взаимопонимания. Иначе налаживание контакта растянется на длительный срок.
В начале работы с новым классом можно отвести время и для рассказа о себе, о своих взглядах, о своем отношении к жизни. Самое главное — не бояться потери учебного времени. Так как начало – «это больше половины целого» и от него зависит, насколько продуктивно будут проходить занятия в дальнейшем.
Следующий этап — мотивационный. На этом этапе нужно создать у ребенка внутреннюю мотивацию к изучению нового материала, учению вообще. Для этого необходимо выявить ЗУН ребенка, и тогда он сможет выразить свое отношение к новым знаниям.
В дальнейшем на моих уроках эти два этапа интегрируются, и даже можно сказать фактически сливаются, так как я с классом работаю в парадигме гуманно-личностного обучения длительный срок.
Для того чтобы учебный материал был переведен на уровень личностных смыслов и вызывал интерес у учащихся, необходимы следующие условия:
— связь изученного с реальной жизнью;
— практическое применение полученных знаний, способов деятельности;
— ощущение учащимися удовлетворенности от проделанной работы, продвижения вперед;
— творческий характер деятельности в обучении;
— отсутствие строгих алгоритмов, нормативно-регламентирующих предписаний по изучению предметных знаний;
— свободный выбор деятельности на любом этапе обучения;
— ответственность учащегося за свой выбор, действия;
— приоритет самостоятельной деятельности.
В процессе личностно—ориентированного обучении учащийся перестает быть объектом обучения, напротив — создаются возможности для его саморазвития, самостоятельного получения знаний, проявления своих способностей, самопознания, наблюдений, самопроверки в ходе практической деятельности, освоения новых идей и теорий, поисков эффективных путей решения проблем, развития творческого, критического мышления.
Вовлеченные в процесс критического мышления, ученики овладевают навыками самостоятельной работы, что способствует максимальному саморазвитию и критической оценки своего субъективного опыта. Ученику предоставляется возможность для самореализации, а работая в группах, развиваются такие качества как сотрудничество, ответственность, доброжелательность, толерантность. Реализуется не только образовательный, но и развивающий, и воспитательный потенциал урока. Так же критическое мышление обеспечивает способность применения полученных знаний в нестандартных ситуациях, оно является обязательным условием исследовательской деятельности.
Хочу остановиться на творческом характере деятельности в обучении. Ребенок должен мыслить самостоятельно. «Математические сведения могут применяться умело и с пользой только в том случае, если они усвоены творчески, так, что учащийся видит сам, как можно было бы прийти к ним самостоятельно» А.Н.Колмогоров. Наше время-это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразие, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
На этапе усвоения нового материала очень важен момент исследовательской работы, открытий новых приемов, свойств и т.д. Я обязана задействовать все возможные методы и приемы критического мышления, чтобы помочь ребенку выработать правильное видение того или иного вопроса. На уроках нужно создавать среду, которая характеризовалась бы такими чертами, как открытость, искренность, доступность. Нужно, чтобы дети не стеснялись высказывать свои рассуждения со всеми трудностями, ошибками и заблуждениями, способствуя тем самым свободному развитию ученика. Стимулирование творчества ученика является, по существу, самой главной проблемой преподавания и важнейшей установкой в профессиональной позиции учителя. Новый материал не преподносится учащимся разобранным. У нас есть «пробные ручки», т.е. ручки с зеленым цветом стержня. Например, нужно сложить дроби с одинаковыми знаменателями: 3/7 +2/7 . Дети выполняют действие в тетрадях «пробными ручками». В основном (процентов 75) у детей получается верно. Перед тем, как дать детям складывать дроби, четко нужно знать, что опыт детей позволяет опробацию новых умений, т. е. четко должны понимать, что означает знаменатель дроби, а что – числитель, и четко представлять себе, что при сложении дробей с одинаковыми знаменателями складываются доли. Дайте попробовать сложить, отнять и умножить десятичные дроби. Какая красота, какой восторг от правильных результатов! А как дети с большим удовольствием оспаривают свою правоту друг перед другом. А какое удовольствие они получают от того, что учитель ничего по новому материалу не объяснил и даже восхищен от познавательной деятельности учащихся!!! А как много значит похвала! Очень удачно проходит исследование равных дробей (маленькое открытие основного свойства дробей: если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же число, то получится равная дробь). Ведь детей 5-го класса это очень вдохновляет. В 6-ом классе красиво исследуется пропорция (основное свойство пропорции: в правильной пропорции произведение крайних членов пропорции равно произведению средних) и т. д. Практически, процентов 85 нового материала, можно давать попробовать детям самостоятельно исследовать, разобрать, понять. Творчество детей должно развиваться непринужденно, не ради оценок, не ради того, что это нужно делать, а прежде всего для удовлетворения души. Нужно строить работу так, чтобы у ученика, начинающего мыслить, рассуждать, обобщать без особого подъема постепенно улетучивались все лишние мысли и, чтобы он уходил с головой в самостоятельную, групповую познавательную деятельность. Ребенок, испытавших радость самостоятельного познания нового, даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других. Ведь лишить ребенка ощущения радости – самое настоящее преступление. Я думаю, что самый страшный порок в математике — это шаблонное обучение, т.е. работа по образцу или решение типовых задач по подобию, что является одним из пороков преподавания, которые мешают критически оценивать ситуацию.
В своей деятельности стремлюсь к тому, чтобы обучение было увлекательным для детей, помогало их нравственному становлению. Очень важно создание яркого, положительного образа предмета. От этого зависит заинтересованность учеников, их работоспособность.
Работаю над формированием у школьников гибкости ума, что позволяет им найти много вариантов решения проблемы, системность и последовательность, благодаря которым решения до конца продуманные, будут реализовываться, всё это формирует людей, которые не бояться рисковать, и ответственны за свои решения.
Важным аспектом своей повседневной работы считаю – развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.
Опыт показывает, что уроки математики относятся к нелюбимым предметам. В связи с этим проблема привития интереса к математике является, и по сей день, актуальной.
Уже лет 18 как применяю бально-рейтинговую систему оценивания ЗУН учащихся на уроках. В конце урока проставляются отметки самими же учениками по набранным баллам в соответствии с определённым рейтингом ( заранее записываются количество баллов, соответствующее отметкам «5», «4» и «3», которые оглашаются после того, как все учащиеся посчитали общее количество баллов и вынесли на поля тетради ). Такая система оценивания очень стимулирует учащихся на плодотворную работу на уроке . Кроме письменных заданий , каждый ученик получает дополнительные баллы за устные ответы по теории по ходу рейтинговой работы ( бонусы) . Дополнительные баллы проставляются и за достойные домашние задании ( номера по выбору детей ).
Основная цель: создание условий побед каждого ученика и формирование личности с позитивной мотивационной направленностью, установкой на успех.
В основе лежат диагностики: состояние здоровья, школьная мотивация, предметный и психологический мониторинги. Для выявления достижений учащихся созданы «Портфолио» каждого ученика, где суммируются все достижения учащихся: творческие работы ( сообщения по темам, рефераты, проекты и т.д.) «листы индивидуальных достижений» ученика по предмету; учащиеся получают возможность самостоятельно выбрать форму домашнего задания; дополнительное образование за счет шестого дополнительного часа, который используется для изучения комбинаторики в 5-9 классах и теории вероятностей и математической статистики в 10-11 классах.
Наиболее привлекательным и эффективным в системе бально-рейтингового оценивания ЗУН учащихся прежде всего является то, что ученики получают отметки не на каждом уроке, а на определённых занятиях по определенным итоговым темам и разделам. При этом учитывается и поурочные знания учащихся, даётся возможность любому ученику исправить отметку, если для него она неприемлема.
Что нового я внесла в эту систему? На каждом уроке ученик выставляет в дневник отметку, показывающую уровень усвоения материала или уровень ЗУН по пройденной теме (рефлексия). Это делается совершенно в доверительной обстановке, дети сначала немного завышали свои отметки. Но, со временем они начинают анализировать и понимать, что это делается с целью помощи учителя в ликвидации пробелов в ЗУН. Вполне реальная картина вырисовывается в дневниках детей. От 7% до 11% колеблется расхождение в оценке учителя и ученика ЗУН. В результате дети не только получают возможность более успешного самовыражения, но и стараются быть боле дисциплинированными, самостоятельными, учатся отвечать за результат своей учебной деятельности.
1. В результате новой системы оценки происходит формирование положительной мотивации учебной деятельности.
2. Целенаправленно осуществляется личностно- ориентированный подход, помогающий самовыражению каждого.
3. Формируется уверенность родителей в том, что ребенок испытывает в школе душевный и рабочий комфорт.
4. Выявляется реальная «картина» знаний, умений, навыков учащихся по конкретным темам предмета.
5. Благодаря новой системе каждый ученик успешен при определенных усилиях с его стороны в конкретной деятельности.
Обобщая наблюдения за учащимися моих классов можно сказать, что дети уверены в себе, чувствуют себя более расковано, могут свободно выражать свои мысли, критически оценивать нестандартные ситуации. У них более развита вера в собственные силы, сформирован высокий уровень самостоятельности. Они осуществляют свободный выбор уровня сложности обучения. Умение самостоятельно оценивать свою деятельность дает возможность своим поведением, строить путь саморазвития. Уже несколько лет мои ученики сдают ОГЭ и ЕГЭ базовый уровень и профильный. ЕГЭ сдают успешно, несмотря на изменения в КИМах и на немаловажный фактор – разноуровневый потенциал обучающихся. В 2019, 2022 годах мои ученики ЕГЭ по математике сдали успешно : базовый уровень : «5» — 13; «4» — 9; «3» — 5
профильный уровень в баллах : 92 балла – 1 ученик;
82 б. — 2 ученика;
72 балла – 1 ученик;
62 б. – 3 ученика;
50б. – 2 ученика;
45 б.- 1 ученик.
Выпускники успешны в дальнейшем обучении в ВУЗах, трудоустроены, легко адаптируются в социуме.