8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Концертмейстерский класс

Автор: Юлия Сергеевна Орлова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Детская музыкальная школа №1»

г. Петропавловск-Камчатский

 

 

Утверждено методическим советом МБУ ДО «ДМШ №1»

«23» декабря 2019г.

 

 

 

Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства

 

«Концертмейстерский класс»

 

Специальность: «Фортепиано»

Уровень: Детская музыкальная школа

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Орлова Ю.С.,

концертмейстер МБУ ДО «ДМШ №1»

Рецензент: Мурзина О.В.,

 

Директор МБУ ДО «ДМШ №1»

 

 

г. Петропавловск-Камчатский

2019г.

 

Содержание

1.     Пояснительная записка

2.     Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета

3.     Формы и методы контроля, критерии оценок

4.     График промежуточной и итоговой аттестации

5.     Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

6.     Методические рекомендации

7.     Содержание учебного предмета:

·        Требования к уровню подготовки обучающихся

8.     Годовые требования:

a)     первый год обучения – 7 класс;

b)    второй год обучения – 8 класс;

9.     Ожидаемые результаты обучения по программе

Список нотной литературы

Список методической литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    Пояснительная записка

 

Настоящая программа предполагает обучение детей по предмету «Концертмейстерский класс» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано». Возраст обучающихся — с двенадцати до шестнадцати лет. Срок освоения программы – 2 года.

Программа создана с учётом учебных планов и федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано».

Необходимость создания программы обусловлена отсутствием типовой образовательной программы по данному предмету и сроку обучения.

Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:

— выявление одарённых детей в области музыкального искусства;

— создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

— приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано в качестве концертмейстера, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

— воспитание у детей культуры совместного музицирования в качестве концертмейстера;

— приобретение детьми опыта творческой деятельности;

— овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

— подготовку одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Цель программы: приобщение обучающихся к концертмейстерской практике, а также приобретение ими начальных профессиональных знаний, умений и навыков в области совместного музицирования с солистами (вокалистами, инструменталистами).

Задачи программы:

— создание условий для формирования устойчивого интереса у обучающихся к совместному музицированию в качестве концертмейстера;

— формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными и культурными ценностями разных народов;

— формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства по концертмейстерскому классу.

Программа предполагает индивидуальный подход к обучающимся.

Форма проведения аудиторного учебного занятия — индивидуальный урок. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом. Продолжительность занятия – 40 минут.

 

 

 

2.    Объём учебного времени,

предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета

 

 

Распределение по годам обучения – 7,8 класс

Количество недель аудиторных занятий — 33

Аудиторные занятия в часах – 33ч (1ч в неделю)

(обязательная часть)

Аудиторные занятия в часах – 16.5ч (0,5 ч)

(вариативная часть)

Самостоятельная работа в часах – 82ч

Консультации (часов в год) – 2ч

 

В самостоятельную работу обучающихся входят следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашних заданий, посещение концертов, участие в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.

Домашняя подготовка обучающихся включает следующие виды самостоятельной работы:

— изучение музыкальных произведений (партии фортепиано и партии солиста);

— изучение музыкальной терминологии;

— детальная работа над технически трудными местами (пассажами, скачками, звуковедением и т.д.) в музыкальных произведениях;

— чтение нот с листа;

— подбор по слуху;

— транспонирование;

— закрепление концертмейстерских навыков.

Консультации проводятся с целью подготовки обучающегося к контрольным точкам (академическим концертам и другим мероприятиям). Консультации могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени. Если консультации проводятся рассредоточено, то резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающегося.

 

 

3.    Формы и методы контроля, критерии оценок

 

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся, обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях оперативного контроля за качеством освоения программы.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения: качества реализации образовательного процесса; качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету; уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определённом этапе обучения.

В соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ промежуточная аттестация проходит в виде академического концерта один раз в полугодие, на котором обучающийся исполняет два разностилевых, разножанровых, разнохарактерных произведения.

Качество выступления оценивается характеристикой, учитывающей достигнутые успехи и недостатки, отношение к занятиям и работоспособность обучающегося и отражается в оценке по пятибалльной системе, которая выставляется коллегиально.

Итоговая аттестация по учебному предмету проводится с целью оценки освоения образовательной программы с учётом результатов работы обучающегося за год: выступлений на академических концертах, в школьных, городских, областных конкурсах и фестивалях, публичных концертах. По итогам завершения курса изучения учебного предмета обучающемуся выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.    График промежуточной и итоговой аттестации

 

 

Вид контрольного прослушивания: академический концерт;

 

Срок сдачи: декабрь, май;

 

Программные требования: два разностилевых, разножанровых разнохарактерных произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.     Критерии оценок текущего контроля успеваемости,

промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

 

Оценка «5» («отлично»):

— артистичное поведение на сцене;

— увлечённость исполнением;

— художественное толкование средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;

— слуховой контроль собственного исполнения;

— корректировка игры при необходимой ситуации;

— свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;

— понимание музыкальных форм произведений;

— выразительность интонирования;

— единство темпа;

— ясность ритмической пульсации;

— яркое динамическое разнообразие.

Оценка «4» («хорошо»):

— незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

— грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;

— недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;

— стабильность воспроизведения нотного текста;

— выразительность интонирования;

— попытка передачи динамического разнообразия;

— единство темпа.

Оценка «3» («удовлетворительно»):

— неустойчивое психологическое состояние на сцене;

— формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;

— слабый слуховой контроль собственного исполнения;

— ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;

— темпо-ритмическая неорганизованность;

— слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;

— однообразие и монотонность звучания.

Оценка «2» («неудовлетворительно»):

— частые «срывы» и остановки при исполнении;

— отсутствие слухового контроля собственного исполнения;

— ошибки в воспроизведении нотного текста;

— низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;

— отсутствие выразительного интонирования;

— метро-ритмическая неустойчивость.

6.    Методические рекомендации

 

Приобщаться к совместному музицированию обучающимся необходимо как можно раньше. За годы обучения в музыкальной школе, обучающиеся имеют возможность овладеть первоначальными навыками концертмейстерской деятельности.

Увлечь ученика основами концертмейстерского мастерства можно только при условии заинтересованности в этом преподавателя. Дети должны испытывать радость от совместного музицирования. Итог такой работы – это классные, отделенческие, школьные концерты, конкурсы, концерты на городских сценах, выступления на конкурсах и фестивалях различных уровней. В школе учатся дети с разными музыкальными способностями, трудолюбивые и нерадивые, но участие в открытых выступлениях придаёт уверенность в своих силах любому ученику.

Первая проблема, с которой сталкиваются и преподаватель, и партнёр по совместному музицированию (вокалист или инструменталист) — это поверхностное знание текста учеником-концертмейстером исполняемого произведения. Приходя в класс, обучающийся должен быть убеждён в том, что его исполнение в достаточной степени удовлетворяет требованиям преподавателя. Это приучает ученика к вниманию, к точному выполнению всех замечаний, к систематичности в домашних занятиях и, главное, к ответственности перед партнером по совместному исполнению.

Совместное исполнение требует от участников безупречного, уверенного метро-ритмического чёткого и в то же время живого, гибкого, выразительного исполнения. В камерном ансамбле или ансамбле с вокалистами ритмика пианиста должна откликаться на особенно выразительные интонации, возникающие в партиях инструменталиста или певца.

Особенно важно для преподавателя пробуждать и развивать у обучающегося умение слышать то, что он исполняет сам и что исполняет партнёр. Необходимо очень строго отмечать малейшие неточности при неполном совпадении звуков, добиваться единого дыхания на паузах, одновременного снятия зву­ков аккордов, соблюдения общности штрихов – того, что принято называть синхронным исполнением.

Совместное музицирование способствует воспитанию артистических навыков, благодаря чему партнёры учатся владеть собой на сцене, держаться увереннее, независимее, раскованнее. Это положительно сказывается и на сольных выступлениях обучающихся.

Важная художественная задача совместного разно-тембрового звучания – динамика исполнения, динамическое развитие. Всегда неприятно динамическое однообразие, когда оба исполняющих инструмента звучат на mf или f. Очень важно добиться от исполнителей тонких звуковых оттенков, красивого пиано, тончайшего пианиссимо.

По мере усложнения художественных целей расширяются и технические задачи совместной игры. Возникает необходимость преодоления трудностей полиритмии, использования специфических тембровых возможностей, педализации, обеспечения единства художественного замысла, повышения общей стилистической грамотности и технической подготовки. Эти требования следует предъявлять к начинающему концертмейстеру постоянно, совершенствуя приобретённые навыки аккомпаниаторского мастерства и усложняя репертуар.

Выбор репертуара должен способствовать воспитанию художественного вкуса и соответствовать техническим и творческим способностям обучающегося.

Концертмейстерское ремесло включает в себя много составляющих , но результатом является гармоничное, естественное музыкальное целое с солистом. Общая звуковая картина складывается из музыкального взаимодействия солиста и концертмейстера.

Работа концертмейстера уникальна, и пианист, овладевший мастерством аккомпанемента, всегда будет чувствовать свою востребованность и в сфере музыкального исполнительства, и в сфере домашнего музицирования.

Искусство аккомпанемента по художественному значению близко к искусству ансамблевого исполнения. Характер и роль аккомпанемента зависят от эпохи, национальной принадлежности автора и стиля музыки. Нередко из простого сопровождения он превращается в равноправную партию ансамбля. В инструментальной и вокальной музыке XVIII-XX веков аккомпанемент выполняет выразительные функции, «договаривает» не высказанное солистом, подчеркивает и углубляет психологическое и драматическое содержание музыки, создает изобразительный фон.

Занятия этим видом творчества позволят значительно расширить репертуарные рамки пианиста и разнообразно проявить себя в общении с инструментом.

Для успешной реализации данной программы необходимо наличие в школе квалифицированных специалистов, имеющих практический концертмейстерский опыт, знающих обширный репертуар, представляющих его сложности и особенности, а также владеющих методикой преподавания данного предмета.

Преподавателям, которые не могут опереться на свой опыт, желательно проделать самостоятельную работу по изучению репертуара, систематизировать его по уровню сложности, по видам фактуры, по жанровым и стилевым особенностям, чтобы затем проще было подбирать репертуар для каждого конкретного обучающегося, с учётом его игровых возможностей и интеллектуального развития.

Непременным условием реализации программы является также наличие в школе квалифицированных иллюстраторов (солистов), чей исполнительский опыт и профессиональная заинтересованность помогут в обучении.

Результат обучения, зависит от степени одарённости обучающегося, его заинтересованности, мотивации к обучению и трудолюбия. Развитие концертмейстерских умений и навыков в дальнейшем будет зависеть от желания обучающегося и его самостоятельной работы.

Техническое оснащение занятий:

— учебная аудитория для индивидуальных занятий;

— фортепиано (пианино или рояль);

— стулья для обучающегося, преподавателя и солиста (вокалиста или инструменталиста);

— пюпитр для нот (для солиста);

— подставки на стул (для обучающегося).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.    Содержание учебного предмета

 

Требования к уровню подготовки обучающихся:

 

·        выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объёме учебной информации,

·        приобретение навыков творческой деятельности,

·        умение планировать свою домашнюю работу,

·        осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,

·        умение давать объективную оценку своему труду,

·        формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,

·        уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимание причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности,

·        определение наиболее эффективных способов достижения результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.    Годовые требования

 

Первый год обучения — 7 класс:

 

1.     Освоение первоначальных концертмейстерских навыков;

2.     Понятие специфики концертмейстерской практики с солистами-инструменталистами;

3.     Изучение особенностей исполнения музыкальных произведений с солистами-вокалистами;

4.     Знания фактуры фортепианного сопровождения;

5.     Изучение партии солиста;

6.     Владение навыками выполнения цезур;

7.     Владение навыком синхронного исполнения;

8.     Умение слышать общий объём звучания;

9.     Соблюдение динамического баланс;

10. Знания гармонической основы произведений;

11. Сценическое поведение концертмейстера.

В течение учебного года обучающийся должен освоить 6-10 разностилевых, разножанровых, разнохарактерных произведений.

 

 

Примерный репертуарный список:

 

Вокал и фортепиано

·        Абаза Г., сл. Тургенева Т. «Утро туманное»

·        Аренский А., сл. Фета А. «Осень»

·        Бах И.С., сл. Шемели Г.К. Хорал «Уходит день»

·        Бородин А., сл. Пушкина А. «Для берегов отчизны дальной»

·        Варламов А., сл. Плещеева А. «Листья шумели уныло»

·        Варламов А., сл. Цыганкова Н. «Красный сарафан»

·        Варламов А., сл. Лермонтова Ю. «Белеет парус одинокий», «Благодарность», «Ангел»

·        Вивальди А., сл. Боночини Пассакалья «Снова слёзы и стоны рекой»

·        Гендель Г. Ф. «Дигнарэ»

·        Гурилёв А., сл. Огорёва Н. «Внутренняя музыка»

·        Гурилёв А., сл. Дьякова А. «Пробуждение»

·        Гурилёв А., сл. А.А. «Гаданье»

·        Каччини Д. «Аве Мария»

·        Листов Н. «Я помню вальса звук прелестный»

·        Мартини Ж.П., сл.н.а. «Восторг любви»

·        Моцарт В., сл. Вербека О., пер. Сикорской Т. «Тоска по весне», «Фиалка», «Вечерние думы»

·        Моцарт В. «Ария Керубино» из оперы «Свадьба Фигаро»

·        Фомин Я., сл Германа П. «Только раз»

·        Форэ Г., сл. Верлена П. «Пробуждение»

·        Чайковский П., сл. Клименко И. «Отчего»

·        Чайковский П., сл. Хвостовой А. «Нет, только тот, кто знал»

·        Шуберт Ф., сл. Шобера Ф., пер. Райского Н. «К музыке»

·        Шишкин Н., сл Языкова М. «Ночь светла»

·        Яковлев С., сл. Пушкина А. «Элегия»

 

Скрипка и фортепиано

·        Бакланова Г. Хоровод

·        Бах И. С. Ария; Гавот

·        Бах И.С. Лур.

·        Бетховен Л. Менуэт

·        Боккерини Д. Менуэт (для двух скрипок)

·        Верачини Ф. Ларго, Аллегро

·        Вилла Лобос Э. «Пусть мама баюкает»

·        Глюк К. Бурре

·        Госсек Ф. Гавот

·        Дженкинсон Э. Танец

·        Комаровский В. Русская песня

·        Люли Ж. Гавот

·        Марчелло А. Адажио

·        Масснэ Ж. «Размышление»

·        Моцарт В. Гавот-рондо из ба­лета «Безделушки»

·        Моцарт В. Ария из оперы «Волшебная флейта»

·        Мусоргский М. «Слеза»

·        Перголези Д. Две арии

·        Рамо Ж. Менуэт; «Тамбурин»

·        Ридинг О. Концерт Соль мажор

·        Рубинштейн А. Мелодия

 

Флейта и фортепиано

·        Бах И.С. Бурре из Английской сюиты № 1 ля минор

·        Бетховен Л. Песня

·        Гайдн Й. Анданте

·        Гендель Г. Адажио соль минор

·        Люли Ж.Б. Гавот

·        Моцарт В. Ария из оперы «Дон-Жуан»

·        Перселл Г. Ария и рондино; Ария и танец; «Дудочки»

·        Ревуцкий Л. Песенка

·        Цыбин В. «Листок из альбома»

·        Цыбин В. Мелодия

·        Чайковский П. «Сладкая грёза»

·        Чайковский П. Вальс

·        Чайковский П. Старинная французская песенка

·        Шапорин Ю. Колыбельная

·        Шуман Р. «Веселый крестьянин»

·        Шуман Р. Мелодия

·        Шуман Р. Песенка

 

Инструментальный ансамбль и фортепиано

·        Аноним. «Зелёные рукава»

·        Бах И.С. Волынка

·        Боккерини Л. Менуэт

·        Глюк Х. Анданте

·        Глинка М.И. «Жаворонок»

·        Градески Э. Регтайм «Мороженое»

·        Джоплин С. Регтайм

·        Итальянская народная песня «Санта Лючия»

·        Кванц Д. Анданте

·        Кырвер Б. Весёлая полька

·        Моцарт В. «Тоска по весне»

·        Монюшко С. Краковяк

·        Рамо Ж. Тамбурин

·        Рота Н. «Ромео»

·        Чайковский П. «Старинная французская песенка» из цикла «Детский альбом»

·        Уоррен Г. «Поезд на Чаттанугу»

 

Домра и фортепиано

·        Барток А. «Дорожная»

·        Бах И.С. Менуэт Ля мажор

·        Варламов А. «Вдоль по улице метелица метёт»

·        Гаврилин В. «Одинокая гармонь»

·        Гаврилов. «Шутник»

·        Гайдн Й. Менуэт

·        Глинка М. «Ходит ветер у ворот»

·        Гречанинов А. «Маленький попрошайка»

·        Гуммень И. Экосез

·        Гурилёв А. «Сарафанчик»

·        Дандио Ж. Старинная песенка

·        Ильина Р. «Козлик»

·        Качурбина М. Детская песенка «Мишка с куклой танцуют полечку»

·        Крылатов Е. «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»

·        Кюи Ц. «Мыльные пузыри»

·        Моцарт В. Паспье, Полонез

·        Остен Ч. «Кукушкин вальс»

·        Русская народная песня «Светит месяц» обработка Б. Андреева

·        Русская народная песня «Ах вы, сени» обработка В. Дителя

·        Сен-Сане К. Романс

·        Сигмейстер Э. Марш

·        Тобис Б. «Негритёнок грустит».

·        Тобис Б. «Негритёнок улыбается».

·        Чайковский П. Пьесы из «Детского альбома»: «Вальс», «Итальянская песенка», «Игра в лошадки», «Мазурка», «Марш деревянных солдатиков», «Полька», «Неаполитанская песенка», «Сладкая грёза», «Старинная французская песенка», «Шарманщик поёт»

·        Шостакович Д. Прелюдии

·        Шуберт Ф. Вальс

·        Шуберт Ф. Лендлер

·        Шуман Р. Марш

·        Шутенко К. «Весёлый заяц»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй год обучения — 8 класс:

1.     Совершенствование концертмейстерского мастерства;

2.     Интерпретация исполнения музыкальных произведений;

3.     Специфика концертмейстерской практики с солистами-инструменталистами;

4.     Особенности исполнения музыкальных произведений с солистами-вокалистами;

5.     Изучение партии солиста;

6.     Активизация внутреннего слуха;

7.     Предслышание действий солиста (дыхание, цезуры, изменение динамики, развитие кульминации, агогические отклонения, эмоциональный настрой);

8.     Знания фактуры фортепианного сопровождения;

9.     Синхронность исполнения;

10. Умение слышать общий объём звучания;

11. Соблюдение динамического баланса;

12. Агогика;

13. Передача общего эмоционального состояния, настроения и образа произведения;

14. Знания ладогармонической основы произведений;

15. Сценическое поведение концертмейстера;

        В течение учебного года обучающийся должен освоить 6-8 разностилевых, разножанровых произведений.

 

Примерный репертуарный список:

 

Вокал и фортепиано

·        Аренский А., сл. Фета А. «Осень»

·        Бородин А., сл. Пушкина А. «Для берегов отчиз­ны дальней»

·        Варламов А. «Одиночество»

·        Варламов А., сл. Глинки Ф. «Доктор»

·        Варламов А., сл. Головачёва Г. «Вздохнёшь ли ты?»

·        Вивальди А. Пассакалья «Снова стоны и слёзы рекой»

·        Гречанинов А., сл. Пушкина А. «Ночь»

·        Донауров С., сл.н.а. «Ожидание»

·        Лист Ф., сл. Редьица «В любви всё чудных чар полно»

·        Мартини Ж.П., сл.н.а. «Восторг любви»

·        Моцарт В.А. «Надежда», «Тоска по весне», «Фиалка», «Вечерние думы»

·        Моцарт В. «Ария Керубино» из оперы «Свадьба Фигаро»

·        Фомин Я. Сл Гермпна П. «Только раз»

·        Чайковский П. сл. Клименко И. «Отчего»; «Нет, только тот, кто знал»

 

Скрипка и фортепиано

·        Ариости О. Соната ми минор в четырёх частях

·        Бах И.С. Гавот

·        Боккерини Д. Менуэт (для двух скрипок)

·        Боккерини Л. Аллегро

·        Боночини Д. Ария

·        Брамс И. Венгерский танец № 2

·        Верачини Ф. Ларго, Аллегро

·        Вивальди А. Концерт Фа мажор, ч. 1

·        Григ Э. «Песня Сольвейг» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

·        Дженкинсон Э. Танец

·        Джоплин С. «Бетена» (концертный вальс)

·        Каччини Д. «Аве Мария»

·        Крейслер Ф. «Муки любви»

·        Раков А. Вокализ

·        Телеман Г. Концерт Фа мажор в трёх частях

·        Фибих З. Поэма

·        Чайковский П. «Ната-вальс

·        Чайковский П. «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик» (для двух скрипок)

·        Чернецкий П. Старинный романс

·        Шуберт Ф. «Вечерняя серенада»

 

Флейта и фортепиано

·        Аноним. Гальярда

·        Аноним. Дане для миледи

·        Аноним. Три бранля

·        Бах И.С. Гавот из английской сюиты № 3

·        Бетховен Л. Аллегретто из сонаты для фортепиано. Соч. 2 № 2

·        Бетховен Л. Вариация (из Вариаций на марш Дресслера)

·        Бэрд У. Куранта; Баллада «Уоллис Уайльд»

·        Гендель Г. Жига из сонаты Фа мажор для флейты и фортепиано

·        Глазунов А. Гавот из балета «Барышня-служанка»

·        Крейп М. Мелодия

·        Куперен Ф. «Вольта»

·        Липпман А. «Арлекино»

·        Моцарт В. Аллегретто из оперы «Волшебная флейта»

·        Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон-Жуан»

·        Моцарт В.А. Ария из оперы «Волшебная флейта»

·        Мусоргский М. «Слеза»

·        Телеман Г. Соната

·        Чайковский П. «Шарманщик»

·        Шуберт Ф. Романс

 

Инструментальный ансамбль и фортепиано

·        Аноним (Италия, XVI век). «Вилемелла»

·        Бах И.С. «Христос, ты освещаешь нашу жизнь»

·        Бах Ф.Э. Два дуэта для двух флейт и клавесина

·        Бетховен Л. Менуэт

·        Векерлен Ж.Б. «Нанетта»

·        Векерлен Ж.Б. «Менуэт Экзоде»

·        Вивальди А. Концерт ля минор

·        Гайдн Й. Два немецких танца

·        Гендель Г. Фуга (ансамбль скрипачей)

·        Дидли Д. Фокстрот

·        Жайн И. Аллеманда

·        Кингстейн Г. «Золотые зёрна кукурузы»

·        Леннон Дж. «Вчера»

·        Перголези Дж. Сицилиана

·        Рахманинов С.В. Итальянская полька

·        Страделла А. Аллегро

·        Чайковский П.И. «Немецкая песенка» из цикла «Детский альбом»

 

Домра и фортепиано

·        Городовская В. «Памяти Сергея Есенина»

·        Данкля С. Романс, Полька

·        Делиб Л. Пиццикато из балета «Сильвия»

·        Джоплин С. «Регтайм с остановками»

·        Джоплин С. «Розовый бутон»

·        Джоплин С. «Утешение»

·        Лоскутов А. Вальс

·        Лядов А. Колыбельная

·        Лядов А. «Музыкальная табакерка»

·        Мусоргский М. «Слеза»

·        Рахманинов С. Вокализ

·        Рубинштейн А. Мелодия

·        Русская народная песня «Ах ты, ноченька» обработка А. Новикова

·        Русская народная песня «Коробейники» обработка В. Цыганкова

·        Русская народная песня «Светит месяц» обработка А. Андреева

·        Телеман Г. Сонатина Ля мажор

·        Чайковский П. Русский танец

·        Чешская шуточная песня обработка Г. Грецкого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.    Ожидаемые результаты обучения по программе

 

Результатом освоения дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» по учебному предмету «Концертмейстерский класс» являются:

— сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, в том числе:

— знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального), основных принципов аккомпанирования солисту;

— умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;

— умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учётом характера каждой партии;

— навыки по разучиванию с солистом его репертуара;

— наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в качестве концертмейстера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список нотной литературы

 

Вокал и фортепиано

v Балакирев М. Избранные романсы. М., «Музыка», 1974

v Балакирев М. Избранные романсы. М., «Музыка», 1974

v «Белеет парус одинокий». Сборник избранных романсов. Составитель А. Луканин. М., «Музыка», 1975

v Булахов П. Избранные романсы. М., «Музыка», 1980

v Вокальные произведения композиторов ХХ века. М., 2002

v Глинка М. Избранные романсы. М., «Музыка», 1975

v Левина З. Музыкальные картинки на стихи Э. Мошковской. М., «Музыка», 1976

v Портнов Г. Песенки сверчка. Цикл песен-романсов на стихи английских поэтов. С.-П., «Композитор», 2001

v Сорочан Г. Я благодарен женщине за всё. С.-П., «Композитор», 2001

v Старинные русские романсы. Составитель М. Городецкая. М., «Музыка», 1995

 

Скрипка и фортепиано

v Вавилов Г. Романс и скерцо для скрипки и фортепиано. С.-П., «Композитор», 2002

v Старинные сонаты, вып 1. М., «Музыка», 2004

v Учусь играть в позиции. Составители Е. Сопова, С. Сосина. Томск, 2009

v Учебное пособие для начинающих скрипачей. Хочу играть концерт. Составитель А. Петропавлов. С.-П., «Композитор», 2002

v Фантазии на темы А. Алябьева, А. Варламова, А. Даргомыжского для скрипки и фортепиано. Составитель М. Шпанова. М., «Музыка», 2004

v Хрестоматия для скрипки. ДМШ 5-6 классы. М., «Музыка», 1990

v Юный скрипач, вып. 2. Составитель К. Фортунатова. М., «Музыка», 1964

 

Флейта и фортепиано

v Альбом флейтиста. Переложение лучших образцов классической музыки и оригинальные пьесы. Составитель А. Корнеев М., «Кифара», 2006

v Золотой репертуар флейтиста. Пьесы для начинающих. Составитель Н. Семёнова. С.-П., «Композитор», 1998

v Старинная музыка. Составитель Е. Орехова. М., «Музыка», 2004

v Хрестоматия игры на флейте. Составитель Н. Платонов. М., «Музыка», 1988

 

Инструментальный ансамбль и фортепиано

v Альбом популярных пьес «Волшебная флейта». Переложение для блокфлейты-сопрано и фортепиано И. Пушечника. М., «Музыка», 2006

v Пушечников И. Школа ансамблевого музицирования для блокфлейты сопрано. I часть «Дуэты», II часть «Трио», III часть «Квартеты». С.-П., «Композитор», 2007

v Хрестоматия для скрипки. 1-2 классы ДМШ. Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. М., «Музыка», 1996

v Хрестоматия для флейты. Пьесы, этюды, ансамбли. 3-4 классы ДМШ. Составитель Ю. Должиков. М., «Музыка», 2004

v Хрестоматия для блокфлейты. Пьесы и ансамбли. 1-3 классы ДМШ. Составитель И. Оленчук. М., «Современная музыка», 1998

v Хрестоматия для скрипки. ДМШ 5-6 классы. М., «Музыка», 1990

v Хрестоматия для скрипки и фортепиано. III-VII классф детских музыкальных школ в 2-х тетрадях. Общая редакция С. Шальмана. С.-П., «Композитор», 1999

v Чайковский П. Избранные пьесы для скрипки и фортепиано. Старшие классы. М., «Музыка», 1996

v Юный скрипач, вып. 2. Составитель К. Фортунатова. М., «Музыка», 1964

 

Домра и фортепиано

v Азбука домриста. Тетради 1-2. Составитель И. Дьяконова. М., «Классика – XXI », 2004

v Александров А. Школа игры на трёхструнной домре. М., «Музыка», 1983

v Гречанинов А. Сборник пьес для домры и фортепиано. Составитель В. Кириллова. Томск, 2009

v Джоплин С. Пьесы для трёхструнной домры. Составитель Л. Школина. С.-П., «Композитор», 2002

v Лукин С. Школа игры на домре. Выпуск 3. Иваново, ООО «Выбор», 2008

v «Сладкая грёза». Произведения в переложении для домры и фортепиано. Составитель Л. Усупова. Новосибирск «Классика – А», 2004

v Хрестоматия домриста. Составитель Н. Бурдыкина. М., «Музыка», 2004

v Хрестоматия для трёхструнной домры. Составитель А. Лачинова. М., «Государственное музыкальное издательство», 1960

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список методической литературы

1.     Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. — М., 1978

2.     Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. — Л., 1981

3.     Вопросы фортепианной педагогики. Выпуски 1-4. Редакция В Натансона. М., 1963, 1967, 1971, 1976

4.     Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. — М., «Классика – XXI», 2000

5.     Зыбцев А. Из опыта работы педагога класса камерного ансамбля. / В

книге «Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство». / Редакция К. Ад­жемова. — М.: «Музыка», 1979

6.     Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. — М., «Таланты-XXI век», 2004

7.     Коган Г. Работа пианиста. М., «Классика – XX », 2003

8.     Люблинский Л. Теория и практика аккомпанемента. — М.: «Музыка», 1972

9.     Милъман М. Мысли о камерно-ансамблевой педагогике и исполни­тельстве. / В книге «Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство». / Редакция К. Аджемова. — М.: «Музыка», 1979

10.  Шендерович Е. В концертмейстерском классе. – М.: «Музыка», 1996

 

×
×