Профилактика плоскостопия у детей младшего школьного возраста на занятиях плаваньем

Автор: Юсупова Анастасия Сергеевна

Профилактика плоскостопия у детей младшего школьного возраста на занятиях плаваньем

Аннотация. Ортопедами установлено, что плоскостопие снижает двигательную активность детей младшего школьного возраста, поэтому важно не только распознать это заболевание на ранних сроках, но и своевременно осуществить профилактику этого заболевания, что, в свою очередь, снижает возможные негативные последствия, вызванные этим заболеванием.

Автор в своей статье приводит комплекс гимнастических упражнений, а также тех упражнений, которые можно выполнять непосредственно в чаше бассейна, направленных на профилактику плоскостопия, что также укрепит осанку ребенка младшего школьного возраста.

Ключевые слова: бассейн, плаванье, гимнастика, плоскостопие, профилактика.

Для современного мира характерна забота о здоровье подрастающего поколения, направленное на обеспечение его развития посредством организации здорового образа жизни. Несмотря на этот факт, проведенные научные исследования показывают, что в настоящее время здоровье детей внушает опасения в связи с наличием неблагоприятных тенденций [1, c.905]. Анализируя ситуацию, складывающуюся со здоровьем детей младшего школьного возраста, следует обратить внимание на такое заболевание, которое многие склонны считать косметическим дефектом, как плоскостопие, которое уже у детей в возрасте 6-7 лет встречается в 55-60% случаев, но с течением времени данные проблемы только возрастают [3, c.27].

Как правило, достаточно большое число родителей обнаруживают проблемы, связанные с плоскостопием у своих детей совершенно случайно, что, в основной своей массе происходит в процессе проведения профилактического осмотра, исходя из того факта, что правильная стопа формируется у каждого ребенка к возрасту 5-6 лет, что и дает возможность выявить соответствующее заболевание. Исходя из данного факта, как и в отношении со многими другими болезнями, в случае плоскостопия гораздо легче осуществить профилактические мероприятия, чем последующее лечение, которое, к сожалению, дает желаемый результат далеко не во всех случаях.

Профилактические мероприятия наиболее целесообразно начинать в естественных условиях, к которым можно отнести природные условия, направленные на предупреждение плоскостопия. В процессе осуществления таких мероприятий ребенку стоит походить босиком по естественной поверхности, к которой относится не только трава, но также галька, песок и грунт. Такие условия позволяют развивать у стоп ребенка, как функциональную, так и тактильную способность.

Не менее важно с профилактическими целями и постоянное нахождение ребенка в такой обуви, которая обеспечивает правильное положение стоп, при этом, обувь ребенку следует носить только из натурального материала, поскольку только он способен обеспечить для стоп оптимальный обмен воздуха. В обуви обязательно должен присутствовать супинатор, который необходим для приподнимания с внутренней стороны стопы, каблук же такой обуви может варьироваться в небольших размерах – от 5 до 10 мм, поскольку лавной целью ношения такого каблука является защита от ушибов, при ходьбе, пяточной области. Размер обуви, приобретаемой для ребенка, должен быть идентичен размеру его стопы [2, c.56].

Переходя к характеристике тех занятий, которые связаны с профилактикой плоскостопия в бассейне, следует отметить, что посредством плаванья можно постепенно увеличить нагрузку на всю костно-мышечную систему ребенка, что, соответственно, приводит к ее укреплению и повышает выносливость. Занимаясь плаваньем, ребенок не должен сужать собственный спортивный кругозор, а развиваться разносторонне, что также влияет на активную осанку, которая может быть в соответствующем качестве только в том случае, если тренированность мышечной системы будет поддерживаться на постоянной основе.  

Занятия в бассейне должны быть основаны на выполнении ритмичных и мягких движений, которые на нижние конечности оказывают необходимую – разностороннюю и большую – нагрузку. В результате таких движений создаются необходимый условия, которые требуются не просто для укрепления опоры нижних конечностей тазового пояса, но и для ее укрепления. Для того чтобы двигательный аппарат ребенка развивался динамично, такие упражнения следует осуществлять на регулярной основе, что оптимизирует мышечный тонус, повышает возбудимость мышц, а также и общую выносливость ребенка; ведет к формированию правильной и красивой осанки.

При посещении бассейна ребенок может заниматься упражнениями, направленными на профилактику плоскостопия, не только в чаше бассейна, но и, в порядке разогрева, на суше. Все эти упражнения направлены на развитие мышц голени и их укрепление, что и составляет основу профилактики плоскостопия [6, c.159]. Так, упражнения, которые с детьми осуществляются в бассейне, на борту его чаши, посредством хождения, можно разделить в зависимости от того, каким образом задается ходьба на хождение на высоких носочках; хождение на пяточках; хождение по камешкам.

На берегу чаши бассейна с детьми можно осуществить и несколько гимнастических упражнений, в которых принимают участие стопы ребенка. В состав таких упражнений входят [4]:

— «Здравствуйте – до свидания». Выполняется посредством поочередного движения стопами на себя и от себя;

— «Поклонись». В процессе выполнения этого упражнения следует сгибать и разгибать пальцы ног;

 — «Большой палец поссорился со своими братьями». Упражнение заключается в разнонаправленных движениях пальцами ног: большой палец двигается на себя, а остальные – от себя. Вполне допускается, что это упражнение может и не получаться, тем более, при начальном его выполнении, поэтому допустимо помогать руками;

— «Пальчики поссорились, помирились» состоит в том, что ребенок, сидя на коврике, разводит носки ног в стороны, после чего вновь их сводят вместе, при этом, руки у него находятся в упоре сзади;

Для некоторых упражнений потребуется дополнительный реквизит, включая спортивный инвентарь. Так, выполнение упражнения «Ежик» заключается в том, что стопа ребенка должна упираться на массажный мячик, который посредством максимального нажатия на него, должен перекатиться порядка 8-10 раз с пятки на носок и обратно.

Однако, занимаясь непосредственно в чаше бассейна, можно провести и другие упражнения, поскольку осуществление их способно осуществить разгрузку позвоночного столба, что находит отражение в развитии правильной осанки. Кроме того, такие упражнения дают возможность увеличить силу мышц и их выносливость, это благотворно сказывается на работе сердце и легких. Такие упражнения закаливают весь организм, в том числе посредством профилактики психоэмоциональной нагрузки.

При водных занятиях в бассейне, с целью профилактики плоскостопия, ребенка стоит обучить той работе ногами, которые для плаванья используют спортсмены, плавающие стилем кролем. Кроме того, следует в чаше бассейна выполнить следующие упражнения [5]:

— стоя лицом к бортику бассейна, следует взяться за него руками, а носки поставить на край ступеньки или приступка, после чего подняться на носки и опуститься;

— стоя к бортику спиной и держась за него руками, выполнить упражнение велосипед;

— стоя к бортику лицом, присесть на носки. Упражнение можно выполнить держась за бортик руками;

— стоя около бортика и держась за него одной рукой, двигать пальцами стопы и непосредственно стопой, в том числе, сгибать и разгибать пальцы, разворачивать носок и вращать им;

— стоя спиной к бортику и держась за него руками, разведенными в стороны, одной ногой сделать шаг вперед, при этом, руки не должны опускаться. После этого, следует расправить плечи и прогнуться. Затем ребенок возвращается в исходное положение и делает такое же упражнение другой ногой.

Важнейшим условием, связанным с проведением представленных физкультурных упражнений является создание физкультурно-оздоровительной среды, что должно быть осуществлено посредством наличия необходимого оборудования, а также спортивного инвентаря, которое должно быть в каждом спортивном учреждении. Используя это оборудование и инвентарь, у подрастающего поколения появятся возможности, реализуя которые будет проведены занятия, направленные на укрепление мышц голени и стопы. Таким оборудованием и инвентарем, который требуется любому детскому и подростковому плавательному бассейну являются наклонные и ребристые доски, гимнастическая стенки, скошенные поверхности, скакалки, мячи, обручи, веревочные лестницы, гимнастические коврики и палки, маты. Кроме того, с целью развития мышц стоп и голени, следует использовать велосипеды, у которых присутствуют педали с конусообразным валиком, а также специальные тренажёры. Детям, посещающим плавательный бассейн, следует предоставить беспрепятственную возможность, но под наблюдением взрослых, использовать весь имеющийся инвентарь и оборудование. Кроме того, на участках, непосредственно прилегающих к спортивным учреждениям, которые посещают младшие школьники, следует создать условия, позволяющие в теплое время года использовать факторы природно-оздоровительного характера. К таким условиям можно, например, отнести групповые участки на которых имеются грунтовые дорожки.   

В том детском возрасте, которому посвящена настоящая статья – младшего школьного возраста – важно осуществлять профилактику плоскостопия, поскольку стопа ребенка активно формируется. В том случае, если профилактические мероприятия будут успешно реализованы, то результатом будет предотвращение разнообразных функциональных нарушений. Положительной тенденцией, связанной с профилактикой, по нашему мнению, следует считать то, что в этом возрасте организм ребенка наиболее пластичен, что, в свою очередь, безусловно, способствует остановке плоскостопия, если оно начинает развиваться. Кроме того, профилактические мероприятия направлены на исправление неправильного формирования стоп, что осуществляется путем укрепления мышц и связок стоп.

ЛИТЕРАТУРА

1.                Калб Т.Л. Эффективность коррекции плосковальгусной деформации стоп ношением ортопедической обуви / Т.Л. Калб, М.К. Макарова // Сборник тезисов докладов VIII съезда травматологов-ортопедов России. — Самара, 6-8 июня 2006. — С. 905-906.

2.                Костенко Е.Г. Методология модернизации занятий в оздоровительной группе с детьми младшего школьного возраста / Е.Г. Костенко, В.Л. Соколов // Образование: опыт и перспективы развития. Чувашский республиканский институт образования. – Чебоксары, 2019. – С. 52-62.

3.                Красикова И.С. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия / И.С. Красикова. – Санкт-Петербург: Изд-во «КОРОНА-Век», 2007. – 72 с.

4.                Презентация: «Плавание и профилактика плоскостопия» [Электронный ресурс] URL https://infourok.ru/prezentaciya-plavanie-i-profilaktika-ploskostopiya-3569941.html

5.                Плавательные упражнения для лечения плоскостопия » [Электронный ресурс] URL https://www.maam.ru/detskijsad/plavatelnye-uprazhnenija-dlja-lechenija-ploskostopija.html

6.                Струкова Т.С. Создание единого здоровьесберегающего пространства для профилактики плоскостопия в условиях дошкольного учреждения и семьи / Т.С. Струкова, И.В. Чубаковская // Вестник Воронежского института развития образования. – 2019. – № 4. – С. 158-161.

×
×