Автор: Марина Васильевна Доможирова
Консультация для родителей
«О подготовке руки дошкольника к письму»
Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения определённых навыков, требующих слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям даётся легко. Это обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом. Неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учёбе.
Современная школа предъявляет большое требование к детям, поступающим в первый класс. Согласно данным психологов и физиологов, в старшем дошкольном возрасте у ребёнка слабо развиты мелкие мышцы руки, поэтому на первом этапе обучения многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребёнок не укладывается в общий темп работы. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. Всё это отрицательно сказывается на усвоении программы первого класса.
Родителей и педагогов, конечно же, интересует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка, как правильно подготовить к школе. Сегодня поговорим о подготовки руки ребёнка к письму.
Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи! Важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующий непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются:
-технические навыки — правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма;
—графические навыки – правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т.д.;
—орфографические навыки – обозначение звуков соответствующими навыками, соблюдение орфографических правил.
Особое место в графической моторике занимает штриховка, обведение фигур по трафарету с использованием цветного или простого карандаша. Существуют различные виды штриховки; горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми и т.д.
Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то особое внимание при обучении письму необходимо обратить на тренировку пальцев ребёнка, так как это позитивно влияет на развитие интеллекта и речи, а в дальнейшем и на развитие функций скоординированных движений.
В детских садах развитию мелкой моторики уделяется особое внимание, такая работа ведётся, начиная с младших групп. Ежедневно с детьми играют в пальчиковые игры.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на подготовку ребёнка к письму и рисованию, но и развивает речь (так как при этом индуктивно происходит возбуждение нервных окончаний в центрах речи).
Очень важным фактором для развития речи и мелкой моторики является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются утешающим и успокаивающим.
Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев, и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости нужно помочь малышу или научить его помогать себе второй рукой.
Упражнения выполняются одной рукой, затем другой рукой, после этого – двумя одновременно (если это предусмотрено с участием обеих рук).
Подготавливая руку ребёнка к письму, нужно не забывать о том, что тренировать нужно обе руки. Упражнения надо дублировать: выполняя их и правой и левой рукой.
Развивая правую руку – мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку – мы стимулируем развитие правого полушария мозга.
Для обучения ребёнка правильно держать карандаш, нам потребуется обычная бумажная салфетка. Её нужно разделить пополам, иначе для детской руки она окажется слишком большой. Зажимаем половинку салфетки между безымянным пальцем, мизинцем и ладонью. Просим малыша свободными тремя пальцами взять карандаш так, чтобы не выпустить из ладошки салфетку. Чудесным образом малыш будет правильно держать карандаш, пока салфетка будет зажата пальцами.
Укреплению и развитию мелкой моторики мышц рук, координации движений способствует массаж кистей рук, который начинают с самого младенчества. Этот занятие и приятное и полезное, как для развития пальчиков, так и для активизации центров головного мозга.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей не только способствует речевому развитию, но и позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать множества проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.
Не зря существует выражение, что наш ум находится на кончиках наших пальцев. Поэтому, если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными, то необходимо развивать мелкую моторику.