«О космосе мы знать хотим, на планеты полетим».

Автор: ЯГУПОВА Екатерина Николаевна

Цель:  Закрепить знания детей с названием планет «Солнечной системы».       

Задачи.

Развивающие:

-активизировать словарь детей;

-развивать интерес к научному познанию социальной действительности;

-развивать память, внимание, восприятие, память.

Образовательные:

-формировать устойчивый интерес к самостоятельному добыванию знаний;  

-расширять кругозор дошкольников;

-продолжать знакомить  с историей освоения космоса и первым космонавтом Ю.А.Гагарине, и других героях космоса;

-сформировать у детей понятия «планеты», «кометы».

упражнять составлять и решать задачи  в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь цифрами и арифметическими знаками (+,-,=) по заданным числам;

-Закрепить знания о государственных праздниках;  

Воспитательные:

      -воспитывать у детей интерес к Космосу;

      -воспитывать чувство патриотизма;

        -формировать умение работать в команде.

 

Словарная работа: «Солнечная система», «планеты», «Меркурий», «Венера»,

«Земля», «Марс», «Юпитер», «Сатурн», «Нептун», «Уран», «Плутон», «комета», К.Э. Циолковский, С.П.Королёв, Ю.А. Гагарин., звезда Солнце.

 

Предварительная работа:  рассматривание фотографий и  иллюстраций,  чтение художественной литературы о космосе, работа с глобусом, заучивание стихотворений о планетах Т.А. Шорыгиной.

Оборудование:

Глобус; карточки с заданиями, кроссворд; картинки по теме «Космос»; презентация, музыкальные композиции на космическую тематику; изображение Солнечной системы; карточки с изображением слогов; листы в клетку, карандаши, ластики, линейки, награждение(значки).

 

 

 

 

Ход занятия:

Воспитатель.   — Ребята, к нам сегодня на занятие пришла гостья. Давайте с ней поздороваемся.

— Здравствуйте.

Воспитатель.   — Ребята, какое у вас сегодня настроение?

— Хорошее, радостное, веселое.

 

Воспитатель.   — Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

— Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг. 
Крепче за руки возьмемся 
И друг другу улыбнемся.

— Хорошо. Послушайте о чем следующее стихотворение.

 

Чтение стихотворения «Космонавт» В. Степанов

 

В тёмном небе звёзды светят,  (Лиза)

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

шар земной – наш дом родной.

 

Воспитатель.   — Скажите ребята, о чем это стихотворение? (о КОСМОСЕ..) 12 апреля исполнится 57 лет с момента полета в космос первого человека. Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. А вы ребята хотели бы стать космонавтами? Кто такие космонавты? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным выносливым и т.д.).

Воспитатель.   — Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос. Мы будем выполнять много заданий и вернемся обратно домой. Как вы думаете, на каком виде транспорта это произойдёт быстрее? (Ответы детей: самолет, ракета, космический корабль…)  Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

 

 

 

 

 

До Луны не может птица  (Саша)
Долететь и прилуниться. 
Но зато умеет это 
Делать быстрая …(ракета)

Воспитатель.   Молодцы. Да ракета или космический корабль. На нем будет быстрее.

Воспитатель.  У нас 2 корабля, вам надо разделиться на 2 команды.

Воспитатель.  Космический корабль нас ждёт.   (Слайд №2)

Проходите в него и садитесь. Полёт  наш будет долгим. В полёте нужно быть внимательным, чтобы не столкнуться с другими планетами, быть дисциплинированными, потому что космос не любит шума и беспорядка.

Приготовились 3, 2, 1. ПУСК!   (Слайд №3)

Взвился корабль в небеса

И в тот же миг умчался.

Лишь в синем небе полоса

Как снег белеть остался. (Слайд №4)

Воспитатель. И вот мы прилетели к  1-ой планете.   (Слайд №5)

1-ый ребёнок. Меркурий – ближайшая к Солнцу планета  (Стас)

Залит он лучами горячего света,

Так много ему достаётся лучей,

Что эта планета других горячей!

Так быстро Меркурий бежит по орбите,

Как будто торопит «Меня догоните».

Задание №1:

Воспитатель:- Дорогие дети, 12 апреля наша страна отмечает День Космонавтики. Почему именно в этот день отмечается в России такой праздник?
Дети: (Дело в том, что именно 12 апреля 1961 года Первый космонавт планеты совершил первый в мире космический полет).
Воспитатель:- — А вы знаете, на каком корабле Юрий Алексеевич Гагарин облетел вокруг земли?
Дети: (На космическом корабле « Восток»).
Воспитатель:- — А сколько было совершено витков вокруг земли?
Дети: (Один).
Воспитатель:- — А какой был позывной у Юрия Гагарина?
Дети: (Кедр).
Воспитатель:- — Как называется оптический прибор для исследования и изучения космических тел?
Дети: (Телескоп).
Воспитатель:- — Как фамилия первого Российского конструктора межпланетных кораблей?

 


Дети: (Сергей Павлович Королёв).
Воспитатель:- Молодцы! Действительно вы много знаете, и я думаю, что вы готовы отправиться дальше.. Согласны? Я рада вам объявить, что вы зачислены в команду звездного десанта. Но быть космонавтом- это не только почётно, это и очень трудно.
Надо быть смелым, решительным, настойчивым, добрым, отзывчивым, надо

много знать, тогда тебя будут уважать и любить. Юрий Гагарин воспитывал у себя эти качества с самого детства.
Давайте послушаем стихотворение Владимира Степанова « Юрий Гагарин».
В космической ракете с названием «Восток»                           (Арина)

Он первым на планете подняться к звездам смог.

Поет об этом песни весенняя капель

Навеки будут вместе Гагарин и апрель.

 Он летчик отважный и смелый                                                   

Прославил страну на весь мир

Гагарин был первым на свете

Кто в космос однажды полет совершил

Мальчишкам на нашей планете

Мечту космонавтами стать подарил.
Воспитатель.  Что же, дружок, в жизни много дорог!

                          Летим на другую планету! Хоть путь наш далёк.

Вот мы и на 2-ой планете. (Слайд №6) (Слайд №7)

2-ой ребёнок.          В честь богини красоты (Ксюша)

                                 Названа, Венера, ты!

                                 В тёмных небесах сияешь

                                 Красотой нас озаряешь.

Задание №2 -Ребята, а вы любите играть? 
Д/и «4 лишний»– логическое мышление

Солнце, Венера, Земля, Африка

ракета, спутник, лодка, луноход

комета, звезда, метеорит, глобус

Гагарин, Терешкова, Леонов, Циолковский

Венера, Марс, Юпитер, Большая медведица

(Ответы детей почему лишнее слово)
— Здорово! Вы справились с заданием. Отправляемся на следующую планету.
Воспитатель.   Узнаёте 3-ю планету.  (Слайд №8)

3-ий ребёнок. Есть одна планета – сад  (Артём)

                       В этом космосе холодном.

                       Только здесь леса шумят,

                       Птиц, скликая, перелётных.

 

 

                       Лишь на ней одной цветут

                       Ландыши в траве зелёной,

                       И стрекозы только тут

                       В речку смотрят удивлённо…

                       Береги свою планету-

                        Ведь другой, похожей нету!

Воспитатель.  Ребята что это за планета? (Земля) Молодцы!

 Воспитатель.  А как вы догадались что это планета Земля? ( только на ней есть жизнь)Молодцы!

Задание №3:       «Считай и записывай».

Сколько звезд в верхнем прямоугольнике? (19). Напишите. Сколько ракет в нижнем прямоугольнике? (18). Что можно сказать о количестве звезд и ракет? (звезд больше, чем ракет, на один, а ракет меньше, чем звезд на один). Что нужно сделать, чтобы звезд и ракет стало поровну, по 19? (нарисовать одну ракету). Нарисуйте одну ракету. Что теперь можно сказать о количестве звезд и ракет? (Звезд и ракет  поровну, одинаковое количество, Звезд столько же, сколько ракет).

— Здорово! Вы справились с заданием. Отправляемся на следующую планету.

Воспитатель.  Подлетаем  к  планете, которая названа в честь бога войны.                          

                           «Слайд №9»

4-ый ребёнок. Марс таинственная планета,  (Нина)

                         Она по размерам чуть больше Луны,

                          Из-за кровавого – красного цвета

                          Названа она в честь бога войны.

Задание №4:    «Составляем и решаем задачу».

Составьте условие задачи по картинке. Ребята, мы с вами экипаж большого корабля. Мы будем с вами решать космическую задачу, а для этого мне нужен один капитан экипажа. (на доске вывешиваю картинки ракет и летающих тарелок).

Матвей -, составь задачу по картине.

В космос полетело 10 ракет и 9 летающих тарелок. Сколько всего летающего транспорта полетело в космос?

Воспитатель. -Назовите условие задачи?

Воспитатель. -Вопрос задачи?

Воспитатель. -Помощник капитана напиши решение задачи на доске и прочитайте запись..

 (Десять плюс девять равно девятнадцать).

Выложите этот пример с помощью цифр из счетного набора.

У нас на этой планете еще одно задание есть. Нужно сосчитать примеры в ракете.

 

 

    Воспитатель.   — Здорово! Вы справились с заданием.  

Воспитатель. Космонавты в полёте не только работают, но и отдыхают.

                         Вот и мы с вами отдохнём.

             Физминутка.

Быстро встаньте, улыбнулись,

Выше, выше потянулись.

Ну — ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали.

Воспитатель.  Мы подлетели к самой большой планете.    « Слайд №10»

5-ый ребёнок. Юпитер больше всех планет,  (Максим )

                         Но суши на планете нет.

                         Повсюду жидкий водород

                         И лютый холод круглый год.

· Задание №5: 

·   Нужно вписать пропущенные буквы в названия планет. ВЕН…РА

· ЮП…ТЕР

· МА…С

· …ЛУТОН

· НЕПТ…Н

· С…ТУРН

· ЗЕМ…Я

· МЕРК…РИЙ

· У…АН

(дети вписывают.)

— Здорово! Вы справились с заданием. Отправляемся на следующую планету.

Воспитатель.  Шестая планета «Слайд №11»                                                                                                     

6-ой ребёнок.       Сатурн – красивая планета,  (Полина)

                              Жёлто – оранжевого цвета.

                               И кольцами камней и льда

                               Окружена она всегда.

Задание №6:    Сейчас мы попробуем разгадать кроссворд, в котором спрятаны названия планет. Если отгадаем верно, то сможем прочесть волшебное слово, обозначающее тему нашего занятия. (Дети, отгадавшие загадку, получают карточку с изображением этой планеты)

1. На этой планете такая жара,

    Что там оказаться опасно, друзья. (Меркурий)

 

 

 

2. А эту планету холод сковал,

    Теплом её солнечный луч не достал. (Плутон).

3. А эта планета красного цвета. (Марс)

4. А эта планета нам всем дорога,

    Нам жизнь подарила планета… (Земля)

5. Это не планета, а звезда,

    Тепло и свет на Землю шлёт она. (Солнце)

6. Планета кольцами окружена,

    И этим отличается она. (Сатурн)

— Здорово! Вы справились с заданием. Отправляемся на следующую планету.

Воспитатель.   Седьмая планета по счёту . «Слайд №12»

7-ой ребёнок.       Уран — лежебока и встать ему лень, (Гриша)

                               Подняться планете невмочь,

                               Сорокалетие  длится там день

                               И сорокалетие ночь.

Задание №7:   

А сейчас выполним графический диктант и узнаем какое созвездие под ним скрывается. 3 вверх и ставим точку;2вверх  вправо наискосок;2 вправо прямо;2 вниз вправо наискосок;4 вправо прямо; 2 вниз влево наискосок;2 влево прямо;2 вверх влево наискосок.— Что получилось? (Ковш — Большая медведица).

-Какие созвездия вы знаете? (Ответы детей).

— Каждый из вас родился под каким-то созвездием. (Дети называют, под каким созвездием они родились.). А какую самую большую звезду вы знаете? Правильно, солнце самая большая и горячая звезда в нашей Солнечной системе. Нельзя долго смотреть на нее открытыми глазами. Давайте сделаем гимнастику для глаз, чтобы они отдохнули.

— Давайте нарисуем звезду глазами.

— Здорово! Вы справились с заданием. Отправляемся на следующую планету.

Воспитатель. Планета эта от Земли далеко. «Слайд №13»

8-ой ребёнок.       На планете синей – синей (Миша)

                             Дует ветер очень сильный

                             Год на ней велик весьма

                             -Длится 40 лет она.

Задание №8:   д/и «Составь слово» — чтение слов

Воспитатель.     — При запуске ракеты слова раскололись на три части. Нужно соединить слоги вместе, чтобы получилось слово.

(Ра-ке-та, пла-не-та, ве-не-ра, мер-ку-рий, ор-би-та, те-лес-коп, кос-мо-навт). Нам нужно разделится на две команты. Чья команда быстрее соберет слова.

Дети составляют слова.

— Здорово! Вы справились с заданием. Отправляемся на следующую планету.

 

Воспитатель.     Вот мы прилетели к самой маленькой планете.

                                                                                    «Слайд №14»                                                                                                            

9 –ый   ребёнок.    Нужно пять часов, чтоб свету (Захар)

                                Долететь до той планеты,

                                И поэтому она

                                В телескопы не видна.

       Задание №8:     «Построим  ракету из геометрических фигур».

      А сейчас и мы будем конструкторами космической ракеты. У вас на столах наборы. Что это? (геометрические фигуры). Какие? (квадраты, круги, треугольники). Рассматривание геометрических фигур. Показ образца. Выполнение задания.

Воспитатель.    — Молодцы, отлично справились. Ребята, на чём работают двигатели ракет? (на топливе) А наши ракеты работают на знаниях детей. Мы только что заправили ракеты нашими богатыми знаниями, теперь можно отправляться обратно. Готовы?

Настя прочитает вам сейчас стихотворение о возвращении на землю.
« Космонавт» Владимир Орлов.
Когда последний закруглён виток.
Так хорошо сойти на Землю снова.
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в свеченье звездных трасс, 
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо каждый раз,
Своей Земле мы оставляем сердце.
   Вот  и закончилось наше  космическое путешествие. 

«Слайд № 15» ,«Слайд № 16» ,«Слайд № 17», «Слайд № 18»

 «Слайд № 19»,«Слайд № 20» 

                               Вот мы и на родной нашей планете. Можно немного расслабиться. Полёт закончен. Все мы любим нашу планету. Гордимся нашей великой страной, которая называется Россией. Гордимся людьми, которые прославили Россию, отдав всю свою жизнь изучению космоса. 
Это Константин Эдуардович Циолковский ,Сергей Павлович Королёв и конечно же Юрий Алексеевич Гагарин. Скоро вы вырастите. и я не сомневаюсь, что кто то станет известным конструктором или космонавтом и полетит в космос.
Дети встают полукругом.

Воспитатель. Вот мы и узнали, что вокруг Солнца кружатся планеты. У каждой свой путь, называемый орбитой. Запомнить названия и очерёдность планет поможет нам «Астрономическая считалка».

 

 

 

 

«Слайд № 21»

На Луне жил звездочёт,

Он планетам вёл подсчёт.

Меркурий – раз, Венера – два,

Три – Земля, четыре – Марс.

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь — Уран,  восьмой – Нептун,

Девять- дальше всех- Плутон,

Кто не видит — выйди вон.                             (А. Усачёв)

 

Итог занятия.  Понравилось космическое путешествие? Что понравилось больше всего? Какой информацией вы бы хотели поделиться со своими друзьями?

 

«Слайд № 22» Спасибо за путешествие.

 

 

 

 

×
×