ИССЛЕДОВАНИЕ ОРИЕНТАЦИЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ И МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ПОТРЕБНОСТИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ

Автор: Мирза Мурат Юнусович

ИССЛЕДОВАНИЕ ОРИЕНТАЦИЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ И МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ПОТРЕБНОСТИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ

Мирза Мурат Юнусович

старший преподаватель кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «АГУ»

Адыгейского государственного университета

385000 Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208.

E-mail: mirza-murat@mail.ru

Ельникова Ольга Олеговна

Шишхова Аминат Пшимафовна

Тутаришев Альберт Казбекович

Аннотация

Одним из главных направлений работы специалиста по физическому воспитанию на сегодняшний день является формирование у студентов знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни, развитие целостной личности, готовой полноценно реализовывать свои силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, владеющей аспектами практических умений и навыков, направленных на укрепление и сохранение здоровья.

Потребности в физической культуре — главная побудительная, направляющая сила поведения личности. Для студентов они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении; контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечении, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего «Я»; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др.

Мотивационно-ценностный компонент отражает активное положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Нами были обработаны и систематизированы данные исследований, которые проводил преподаватель по физическому воспитанию Мирза М.Ю. со студентами факультета Педагогики и психологии Адыгейского госуниверситета и учащимися Майкопского Государственного Гуманитарно-Технического колледжа АГУ течении четырех лет. В исследовании, проводившемся с 2018 по 2021 год, приняло участие свыше 250 студентов, при этом в результатах учитывалась и динамика изменений результатов от курса к курсу (на результаты последнего года оказали большое влияние ограничения и запреты, введенные в связи с обстановкой, вызванной КОВИДом).

На сегодняшний день около 8% — 10% поступивших студентов имеют хороший и отличный уровень физической подготовленности, но по окончании учебного заведения студенты, имеющие высокий уровень физической подготовленности, даже при систематических занятиях по дисциплине «Физическая культура» сохраняют этот уровень в 7% случаях, а остальные — ухудшают его. И лишь у 3% студентов уровень физической подготовленности возрастает. Поэтому, для предотвращения опасной тенденции ухудшения уровня физической подготовленности и состояния здоровья, данный контингент студентов требует к себе большего внимания.

При рассмотрении соотношений общей и физической культуры студентов ответы респондентов на вопрос «Можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своем физическом состоянии?» выявили, что 23% считают это возможным, а 48% отрицают такую взаимосвязь, 29% — затрудняются в определении своей позиции.   Таким образом, менее половины студентов имеет определенные представления о тесной взаимосвязи общей и физической культуры в своем личностном развитии и в соответствии с этим принимают поведенческие решения.

Что побуждает студентов поддерживать свое физическое состояние? Уверенно чувствовать себя среди других людей, больше нравится им, «вызывать у них уважение» (56% опрошенных) и «получать удовольствие от двигательной деятельности, ощущать радость и красоту движений собственного тела, испытывать мышечную радость, чувствовать высокий мышечный тонус» (35% опрошенных). Это свидетельствует о гедонистическом характере физического совершенствования студентов. Очевидно, в приобщении к физической культуре необходимо обращать внимание на разнообразие ее эмоциональных, рекреативных эффектов. Стремление достигнуть высоких спортивных результатов престижно лишь для очень ограниченного круга сегодняшних студентов (2% женщин и 4% мужчин). К сожалению, возможности физической культуры, как средства поддержания работоспособности, еще не получили должной оценки у студентов (21 %).   Среди причин невнимания к поддержанию своего физического состояния студентами отмечается нехватка времени (26% женщин и 46% мужчин) и отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости (19% женщин и 27% мужчин). Это свидетельствует о недостаточной организованности и требовательности к себе студентов в организации жизнедеятельности, где органично присутствуют и волевые начала.

Забота о своем физическом состоянии отличается у женщин и мужчин. У женщин это проявляется в поддержании «внешних» форм состояния (пропорции телосложения – 33%, соотношение роста и массы тела – 42%, особенности фигуры); у мужчин отмечена забота о развитии мускулатуры – 54% пропорций телосложения – 51%, физических качеств – 29-36%. Эти факты свидетельствуют о необходимости более дифференцированного подхода к методикам физического воспитания для лиц разного пола.

Полученные данные говорят об отсутствии у большинства студентов активных усилий по поддержанию своего физического состояния. Даже в количественном отношении число случаев систематического использования необходимых средств для этой цели (13%) существенно уступает числу случаев пренебрежения этими средствами (66%). Простые и доступные средства – самомассаж, закаливание, аутогенная тренировка очень редко используются студентами, что свидетельствует о существенных изъянах в их образовательной подготовке.

Путь к общекультурному развитию, а, следовательно, и к здоровью начинается с овладения знаниями. Они опережают практику, указывают путь ее преобразования, превращают знания в «элементы сознания, расширяя и перерабатывая их в убеждения». А убеждения строятся не столько на логическом характере знаний, сколько на их практическом смысле.

 Основной источник информации для студентов – занятия по физическому воспитанию – теоретические и практические (36 – 45%). Заметно влияние средств массовой информации: газет, теле- и радиорепортажей (24-32%). Редко используется информация, полученная из специальной литературы, от посещения спортивных зрелищ (9-12%). В качестве значимой студенты выделяют информацию о рациональном питании, методике оздоровительного бега и ходьбы, а также самоконтроле в процессе занятий физическими упражнениями, методике использования гимнастических и дыхательных упражнений, закаливании, о вопросах регулирования половой жизни отражает актуализацию одной из важных социально-биологических функций молодежи – репродуктивную. Несколько ниже потребность в информации, связанной с использованием сауны, методиками аутогенной тренировки, нетрадиционных систем физических упражнений (йога, ушу и др.), применением лекарств, витаминов, гомеопатических препаратов (от 25 до 31%). Студенты выделяют среди факторов риска вредных здоровью, прежде всего злоупотребление алкоголем – 70%, курение – 52%, что отражает один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. Недостаток двигательной активности отмечен 44% студентов; загрязнение окружающей среды осознается 41% респондентов; на конфликты с окружающими указали 32%; на перегруженность учебно-профессиональными и домашними обязанностями 36%. В то же время напряженный режим учебного труда, как показывают многие исследования, существенный фактор возникновения астенических состояний студентов.

Анализ полученной информации свидетельствует о мозаичности структуры знаний студентов, их недостаточной упорядоченности и взаимосвязи. Имеющиеся знания не обладают необходимым функциональным характером для использования в повседневной жизнедеятельности, а студентам не хватает поисково-познавательной активности для их пополнения и расширения.

Можно сделать следующие выводы: необходима целенаправленная работа по приобщению студентов к физической культуре, как одного из важнейших слагаемых в формировании здорового образа жизни и эффективных средств по укреплению и сохранению здоровья у студентов. В связи с этим основной задачей физической культуры является развитие познавательного интереса студентов к занятиям физической культурой. Для решения данной задачи, во-первых, следует учитывать индивидуальные возможности и предпочтения студентов в выборе вида физкультурно-оздоровительной деятельности, а во-вторых необходимо формировать у студентов осознанную потребность в физической культуре, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья.

         Вместе с тем, большое значение имеет донесение до студентов взаимосвязи занятий физической культурой с главными объектами заботы о физическом состоянии, приоритетными ценностями здорового образа жизни. Это все в целом поможет сформировать у студенческой молодежи потребность заниматься физкультурной деятельностью на протяжении всей последующей жизни, осознать, что это необходимо в их дальнейшей профессиональной деятельности. Использование активных методов обучения на теоретических занятиях способствует формированию и развитию познавательного интереса студентов как к освоению знаний и формированию умений, так и к практическим занятиям физической культурой.

 

1.     Заболотний,А.Г., Тхакумачева Ю.Б., Мирза М.Ю., Золотцева Е.В., Отношение к занятиям физической культурой и спортом студентов вуза / XIV Международная научно-практическая конференция «Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития», Тульский государственный университет 2019 г. -С. 66-68

2.     Мирза М.Ю., Ушло Ю.Д., Ельникова О.О., Шишхова А.П. Проблемы состояния мотивационной среды для повышения двигателей активности молодежи.         «colloguium-jornal» № 26(50) 2018 г. — С.  57-59

 

 

×
×