Автор: Шевелева Наталья Юрьевна
ДОСТЖЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКЕ ИНОСТРРАННОГО ЯЗЫКА.
Процессы глобализации и интеграции, социальные процессы, происходящие в мире и обществе, а также развитие инновационных технологий явились причиной смены приоритетов и в системе образования. На данный период времени обществу необходим «универсальный» человек, который способен к самообразованию, самостоятельному продумыванию и выполнению различного рода действий, характеризующийся высоким уровнем коммуникабельности и отсутствием предрассудков. Следовательно, процесс обучения должен удовлетворять потребности личности и общества, и после под него должны формироваться условия и структуры образовательной программы.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.В рамках образовательных Стандартов второго поколения перед педагогами поставлены задачи, которые требуют новых подходов к содержанию образования, организации учебного процесса и технологиям обучения.Обучение иностранному языку — одно из приоритетных направлений современного школьного образования.В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом межличностных связей. В связи с этим за последние несколько лет в школах были введены новые стандарты общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.
Формирование метапредметных результатов — одно из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом. Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Метапредметные навыки составляют основу умения учиться, то есть выпускник школы должен уметь приобретать дополнительную информацию на иностранном языке, работать с ней.
Что же представляют собой метапредметные результаты и какова их роль в обучении? Под метапредметными результатами понимаются освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты обучающихся – это освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, а так же межпредметные понятия. Необходимо подчеркнуть, что на уроках английского языка реализуются разнообразные межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, обществознанием, географией, информатикой и т. д.
Основными составляющими метапредметных результатов на уроках иностранного языка являются следующие:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
· определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы решения;
· активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
· использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;
· использование знаково–символических средств представления информации;
· осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;
· готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· определение общей цели и путей её достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
· готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
На основании выше изложенного, основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (УУД). К регулятивным УУД относятся умение управлять познавательной учебной деятельностью, контроль, коррекция, инициативность, оценка своей успешности. Познавательные УУД представляют собой умение работать с информацией (исследование, сравнение, обобщение, синтез, анализ). Коммуникативные УУД направлены на совершенствование речевой деятельности и навыков сотрудничества.
Достижение метапредметных результатов на уроках иностранного языка может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.
Достижение метапредметных результатов также может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий с учётом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся.
И наконец, достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
Говоря о метапредметном подходе, необходимо отметить важность выполненияопределенных логических операций или умений. Под учебно-логическими умениями понимаются общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру процесса постановки и решения учебных задач. В качестве примера развития логического мышления для обучающихся начальных классов в рамках данного подхода целесообразно проведение «логических пятиминуток». «Логические пятиминутки» формируют и развивают не логическое мышление вообще, а конкретный перечень умений, овладев которыми, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать.
Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, устанавливаемые ФГОС, является развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов.
Оценка метапредметных результатов может также проводиться в ходе различных процедур. Приведем примеры некоторых техник, которые можно применять для достижения метапредметных результатов:
1. «Ассоциация» — Используется при знакомстве с новым понятием обучающимся предлагается высказать свои ассоциации, связанные с ним, впечатления, образы, которые позволят легче усвоить тему.Может быть использован при изучении нового материала.
2. «Задай вопрос» — Обучающимся предлагается самостоятельно задать вопросы к изученной теме: устно или письменно, с предоставлением времени на подготовку или экспромтом.Используется при систематизации знаний обучающихся. Наиболее эффективен во время проведения повторительно – обобщающего урока.
3. «Только мои плюсы» — Обучающиеся в конце урока называют только то, что во время работы у них получилось лучше всего.Прием используется на этапе рефлексии.
4. «Верю – не верю» — Учитель зачитывает несколько утверждений по определенной теме (от 5-ти и более). Если ученик считает, что сказанное верно, он ставит знак «+», если нет — «–». По окончании работы открывается «ключ», проверку можно проводить коллективную, индивидуальную или осуществлять взаимопроверку.Задание применяется на этапе проверки домашнего задания или закрепления изученного материала.
5. «Маркировочная таблица» — В ходе урока ученик вносит полученную информацию в разные колонки таблицы: «знаю», «узнал новое», «хочу узнать подробнее». Данный прием позволяет учителю контролировать работу каждого ученика на уроке, степень его понимания и интереса к изучаемой теме.Используется на этапе изучения нового материала (первая колонка), на этапе закрепления изученного (вторая колонка), на этапе рефлексии (третья колонка).
Таким образом, следует отметить, что использование данных техник на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, дети учатся рефлексировать, использовать полученные знания, умения и навыки в практических заданиях, формируя жизненный опыт, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.
В свою очередь хочется дать несколько советов преподавателям, реализующемуметопредметныйподход:
· Формулируйте задачу точно и четко;
· Не повторять ответ ученика, не повторять задания;
· Не рассказывайте лишнюю информацию, для того, что бы ученики сами добывали эти знания;
· Просите учеников аргументировать ответы;
· Просите учеников исправлять и оценивать ответ одноклассников.
Подводя итог, хочется сказать, что содержание учебного предмета «Английский язык» позволяет создавать условия для достижения широкого спектра метапредметных образовательных результатов и формирования коммуникативных учебных умений. Основная задача учителя при подготовке к уроку подобрать содержание таким образом, чтобы урок был ориентирован на достижение личностных и метапредметных результатов, выбранных при изучении определенной темы.
Список использованной литературы:
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. М.: Просвещение, 2008.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. -342 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.- 31 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011.- 48 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. М.: Просвещение, 2013.- 63 с.
6. Карабанова О.А. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]. Адрес:http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250
7.Воровщиков С.Г. Логичное мышление и его назначение // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2009. — № 5.
8. Новое содержание образования. Примерная программа. Иностранные языки. Сборник нормативных документов. М.: Просвещение, 2005.
9. Пассов Е.И. Концепция коммуникативного иноязычного образования. М.: Просвещение, 2007.