Конспект урока «Ассирийская держава»

Автор: Бурков Леонид Егорович

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Конспект урока «Ассирийская держава»

Место урока: тема «Ассирийская держава» является частью изучения истории Древнего Востока, способствует формированию полного представления о государствах Древнего Востока, их особенностей: природных условиях, особенностей экономического и политического развития, роли личности в истории, вкладе в культурное развитие истории Древнего мира.

УМК:

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2013.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: дать представление об изменениях, произошедших после того, как люди освоили железо, о причинах возникновения  и падения могущественной военной державы ассирийцев , об их правах и обычаях, объяснить понятия «держава», «таран».

Задачи:

Образовательные:

— формирование понятия «держава»,

— способствовать пониманию особенностей природных условий Ассирии,

— способствовать пониманию возможностей хозяйственного освоения территории,

— проанализировать основную внешнюю политику, которые вели ассирийские правители.

— способствовать формированию представлений об ассирийском войске, культурных достижениях ассирийцев.

Развивающие:

— создание условий для развития умений анализировать причины быстрого роста территории государства, превращения Ассирии в могущественную державу,

— продолжить формирование навыков работы с текстом учебника, картой,

— продолжить формирование умения работать с иллюстрацией, составлять рассказ на основе рисунка;

— продолжить формирование умений: критического анализа исторических источников, работы в группе, публичных выступлений и аргументации своего мнения; 

Воспитательные:

-способствовать пониманию культурного многообразия мира,

— способствовать формированию уважения к культуре других народов.

 

Основные термины:Ассирия, держава, таран, осадная башня, Ниневия, Синахериб, Ашшурбанапал.

Даты:VIII-VIIвв до н.э., 612г. до н.э.

Планируемые результаты урока:

Личностные: 

обрести познавательный интерес к изучению нового материала;

-осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколения;

Предметные

— работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные;

-применять понятийный аппарат для раскрытия сущности и значении событий в Ассирийской державе;

— расширять опыт оценочной деятельности;

-характеризуют самого известного правителя Ассирии;

Метапредметные:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

определять собственное отношение к явлениям современной жизни;

— выражать свои мысли в соответствии с задачами с задачами и условиями коммуникации;

-осознают конечный результат работы, соотносят его с поставленными целями урока;

— формулировать свою точку зрения;

обрабатывают разные источники учебной информации;

— выбирают исторические факты из незнакомого текста по заданию;

— определяют понятия; ориентируются по исторической карте;

— делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи;

-дискутируют; осуществляют смысловое чтение;

-сотрудничают в парах;

— принимают на себя роль путешественников;

— выслушивают мнения других.

Ход урока.

1.      Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку (Ученики организуют своё рабочее место). Включение в работу.

1.      Мотивация познавательной деятельности.

Среди тех, кто так или иначе интересуется историей, существуют противоположные мнения:

-Люди были благодарны государству, которое первым стало использовать железо.

-Все ненавидели Ассирийское государство.

Какая сторона права. Мы с вами попытаемся выяснить это на уроке.

Итак, мы познакомились с мифами и преданиями еврейского народа, которые вошли в Библию, узнали о взглядах древних евреев на мир и появление человека, познакомились с библейскими заповедями, которых многие придерживаются и сегодня.

1.      На территории Восточного Средиземноморья , помимо древних евреев. проживали древние ассирийцы-жители страны Ассирии. Они смогли создать сильное государство.

1. Организация познавательной деятельности.

Тема  урока «Ассирийская держава».

План урока

1.Освоение железа.

2.Ассирийское войско.

3.Завоевание ассирийских царей.

4.Библиотека глиняных книг.

Проблемное задание: В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего более 3 тысяч лет назад, найдены вещи. которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего 3 вещи из железа: кинжал, браслет и священный лук.

Почему железных изделий так мало? Как вы думаете?

Широкое освоение железа произошло в 10 веке до н.э.

Отметьте время освоения железа на ленте времени в рабочей тетради.

 Сколько лет назад это было?

Какие металлы использовали до железа?

Как вы знаете это медь и бронза. Вспомните достоинства и недостатки этих металлов (ответы учеников).

Как это открытие могло повлиять на жизнь людей?

Почему железные орудия труда были выгоднее бронзовых и медных?

Предположения учеников:

-медь и бронза мягкие металлы;

-железо дешевле;

 -железной руды в природе больше;

-процветало земледелие не только в речных долинах с мягкими плодородными землями, поэтому требовались более крепкие орудия труда.

Ассирия горная страна со скудной, каменистой  почвой. Железными плугами и мотыгами легче рыхлить почву и копать глубокие колодцы.

Проблемное задание. Что еще можно изготовить из железа? (железное оружие)

И в первом тысячелетии до н. э. железным оружием оснащаются большие армии.

2.Ассирийское войско.

Природно- климатические условия Ассирии (работа с картой)

В восьмом веке до н.э. их армия становится самой сильной в мире.

Как вы думаете, почему?

Работая с текстами п. 2 и п. 3 параграф 18. иллюстрацию учебника, используя опорные слова. записанные на доске, дайте характеристику ассирийского войска.

Опорные слова:

-железные мечи;

-железные топорики,

-круглые щиты;

-панцири;

-тугие луки;

-конница4

-надувные мешки;

-таран.

Рассказ учащихся о ассирийском войске.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну – ка, ну – ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

3. Завоевание ассирийских царей.

Работая с картой и текстом п.3  составьте схему завоеваний Ассирии

-Урарту

Вавилон, Библ, Тир, Сидон

-Египет

-часть Палестины

Взгляните на карту. Каковы размеры Ассирийского государства?

Такие большие и сильные государства назывались державами

— А почему Ассирию называли державой? Найдите определение понятия «держава» в учебнике на стр.87.

Работа учащихся с учебником. «Держава» — сильное и могущественное государство.

Задание 1: Почему государство Ассирия считалось большим и сильным государством?

Работа с картой стр. 86

Давайте внимательно изучим исторический источник на стр. 89 уч. и ответим на вопросы. Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту:

«Кровь их я заставил течь, как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото, прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил».

После работы с текстами, выслушиваем варианты ответов и приходим к общему выводу о завоевательном характере войн, о жестокости ассирийцев на завоёванных территориях, каждый вариант подтверждает фактами.

С какой целью ассирийские цари совершали военные походы?

Что забирали в качестве добычи?

Какой характер носили войны?

Чем похвалялся Синахериб?

Он называл себя «любящим справедливость». Подумайте, что царь считал справедливым.

А теперь дадим наглядную характеристику Ассирийской державы.

Рассмотрите внимательно иллюстрацию на стр.88уч. и ответьте на вопросы.

Что изображено на картине?

Кто изображен в центре картины?

Как вооружены воины?

Как победители обращались с пленными?

У вас какие чувства возникли при рассмотрении этой картины? Почему?

Прочитайте текст и ответьте на вопрос «За счет чего формировались доходы Ассирийской державы? Как вы думаете, постоянны ли были эти доходы?»

4. Сокровища Ассирийской державы.

По своей жестокости и кровожадности ассирийские цари, полководцы и руководимые ими воины превзошли все другие древневосточные армии. Недаром в древности столицу Ассирии-город Ниневию- называли логовищем львов и городом крови.

Кстати. в свободное от военных походах время царь охотился на львов , чтобы показать храбрость и ловкость. Пойманных львов привозили в его охотничьи угодья.

До нас дошло имя правителя Ассирии, при  котором она превратилась в империю. Его звали Ашшурбанапал (или Ашшурбанипал). Празднуя очередную победу, он заставлял своих пленников строить новые великолепные дворцы и города. Появились царские дворцы  в Ниневии, Хорсабаде,Нимрудс и также в других городах.

Познакомьтесь с текстом  п 4и 5 параграф 18 и дополнительным материалом, выполните задания.

1.Дайте характеристику культурных достижений Ассирийской державы.

2.Предположите,какое значение имели достижения ассирийцев для развития других народов.

Выразите свое отношение к сокровищам Ассирии.

Задание : Посчитайте, сколько лет и веков назад произошла гибель Ассирии? Условия для решения этой задачи приводятся в материале урока.

 Ответ: 2022+612= 2633 года назад, 27 веков..

 

Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту:

«Кровь их я заставил течь, как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото, прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил».

После работы с текстами, выслушиваем варианты ответов и приходим к общему выводу о завоевательном характере войн, о жестокости ассирийцев на завоёванных территориях, каждый вариант подтверждает фактами.

Закрепление изученного материала.

Где находится Ассирия?

Какие занятия были у жителей этой страны в древности?

Как управлялась это государство?

Воевало ли оно с другими странами?

Что такое «держава»?

Почему государство Ассирия считалось большим и сильным государством?

Задание  Предположите, какое значение имело для развития человечества существование Ассирийской державы? Приведите факт в подтверждение своего мнения.

Рефлексия.

— Ребята, в ходе раскопок, археологами были найдены интересные глиняные таблички, которые помогут нам получить информацию об Ассирийской державе. Но они зашифрованы, и нам нужно их разгадать!

— Кто нам поможет? (по желанию одни из учеников выходит к доске).

— Одному здесь не справиться, нужен ещё помощник (к доске выходит ещё один ученик). Остальные ребята будут контролировать правильность выполнения у себя в тетрадях, и при необходимости помогут ребятам.

Игра «крестики-нолики».

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Х – да

0 – нет

Х

0

Х

0

Х

0

0

0

Х

1. Ассирия расположена в верхнем течение Тигра? (Да)

2. С севера Ассирию защищают горы Альпы? (Нет).

3. Самым известным царём Ассирии был царь Ашшурбанапал? (Да).

4. Ассирийцы преимущественно использовали бронзовые орудия труда? (Нет).

5. Ассирийци впервые стали широко использовать конницу? (Да).

6. Ассирия стала могущественной державой в 7 в.? (Нет).

7. Ашшурбанапал был необразованным правителем? (Нет).

8. Войны Ассирии носили мирный характер? (Нет).

9. В междуречье рек Тигр и Евфрат поочередно существовало несколько древних государств? (Да)

 Записывают ДЗ

1.      Домашнее задание.

Параграф 18, Дифференцированное задание:

1.Для сильных уч.- написать мини-соч. на тему «Переход к железному веку- это благо или зло для человечества».

2.Для средних уч.- выполнить рисунок на  тему «Переход к железному веку- это благо или зло для человечества».

3.Для слабых уч.- ответить на вопросы в рубрике «Проверь себя»

 

 

 

×
×