Автор: Мамбетова Жибек Крыхбаевна
Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья. Супермаркет»
в общеобразовательной группе для детей 6-7 лет
Цель: создать условия для формирования знаний дошкольников о разнообразном мире профессий, важности труда в любой профессиональной деятельности.
Образовательные: продолжать знакомить детей с профессией продавца, кассира, менеджера, охранника, директора;
совершенствовать умение вести ролевой диалог в соответствии с игровым замыслом;
обобщать представления о структуре супермаркета, различных отделах
Развивающие:
развивать навыки диалогической и монологической речи;
способствовать применению элементарных правил поведения в общественных местах, правил безопасности;
развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру, коммуникативные способности;
Воспитательные:
Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда. воспитывать вежливость, доброжелательное отношение друг к другу.
Активизация словаря: супермаркет, служба доставки, доставщик, кассир, бейджик, кредитная карта, терминал для прикладывания карты, покупка, администратор, менеджер, мерчандайзер, клинер (уборщица) ценник.
Предварительная работа.
· Беседа «Поведение в общественных местах», «Что делать, если ты потерялся в магазине?», «Продукты»;
· Экскурсии в магазины с родителями;
· Дидактическая игра «Магазин»;
· Просмотр мультфильма «Осторожно обезьянки»- случай в кондитерской;
· Рассматривание иллюстраций, картинок.
· Сюжетные линии игры.
· Изготовление атрибутов к игре: конфет, шоколада, пирожных, колбас, сосисок, сыра, мороженого, чеков, денег, ценников, униформы, вывески, названия отделов.
Оборудование и материалы: вывеска, кассы, корзины, бейджики, фартуки, муляжи продуктов, стеллажи для товара, деньги, банковские карты, чеки, ценники, сумки, кошельки, пакеты, весы, картинки с изображением отделов.
Ожидаемый результат:
— у детей будет развиваться умение самостоятельно разворачивать сюжетно-ролевую игру в группе;
-дети получат знания о профессиях в супермаркете;
-игра супермаркет поможет детям выступать в роли партнёров на протяжении игры, развивать коммуникативные навыки;
-поможет детям развить воображение, творческие способности, навыки диалогической и монологической речи;
— игра воспитывает уважение к работникам магазинов и супермаркетов.
Ролевые действия:
Покупатели: приходят в супермаркет: покупают продукты, выбирают товар, обращаются с вопросами к продавцам, ведут активные диалоги, обмениваются впечатлениями.
Директор: обходит супермаркет, наблюдает за работой сотрудников, порядком на витринах, беседует с покупателями, продавцами, улаживает конфликтные ситуации, предлагает покупателю варианты – получить деньги или приобрести новый товар. В конце рабочего дня вызывает менеджера по продажам для выяснения обстановки с покупкой продуктов, товара.
Менеджер: выкладывает рекламные проспекты и журналы на стойку, ведёт консультацию с покупателями по качеству продуктов, фиксирует сколько и каких товаров продано. Записывает и предоставляет информацию директору. Вместе с директором решает вопрос о закупках, заказывает продукты, следит за размещением товаров на полках…..
Охранник: обеспечивает порядок в супермаркете, следит за временем работы, улаживает конфликтные ситуации, вызывает по рации менеджера или директора супермаркета….
Кассир-оператор: совершает необходимую операцию: принимает оплату за продукты, товар по пластиковой карте, за деньги, считает деньги, даёт сдачу и чек, передает директору или инкассаторам, которые везут деньги в банк.
Мерчандайзер:
Мерчандайзер- это специалист, который отвечает за выгодное размещение товара на полках в магазине. Мерчензайдер продвигает товар своей компании в торговых точках, снабжая их рекламным материалом.
Клинер: уборщик помещений, он протирает пыль на полках, протирает полы.
Ход игры.
Дети самостоятельно играют в с-р игру семья. Две семьи развивают сюжет игры. Мальчик чинит машину (Большую), дети заняты своими делами. Воспитатель вносит большую коробку и обращает внимание на нее.
В. —Кто хочет узнать, что находиться в этой коробке? (Дети подходят к воспитателю). Эта коробка не простая, я волшебная. Ее можно будет открыть если вы отгадаете загадку
Загадка.
Где стоят рядами кассы,
Возле них народа масса,
Кто с тележкой, кто с пакетом!
Где всегда толкучка эта? (Супермаркет)
Воспитатель открывает коробку и достает атрибуты к игре.
— Я вам предлагаю поиграть в игру «Супермаркет». Вы, наверное, не раз посещали «супермаркет» с родителями и заметили, что этот большой магазин состоит из разных отделов. А кто работает в супермаркете? (дети перечисляют профессии)
Воспитатель: Вот мы и узнали кто работает в магазине и что делает. Давайте распределим роли и начнем играть. (Роли распределяют, доставая бейджики из чудесного мешочка) Дети распределяют роли, выбирают атрибуты, проговаривают свои действия.
Воспитатель: Ребята, не забываем про вежливые слова. Это одно из условий нашей игры: без слов «будьте добры», «пожалуйста», «здравствуйте», «спасибо», «до свидания», товар отпускаться не будет.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что мы будем продавать в нашем супермаркете? (дети выбирают из того, что достали из коробки)
— Итак, в нашем «Супермаркете» будет четыре отдела: игрушки, овощи-фрукты, кондитерские изделия, книги.
— А теперь нам надо расставить, то, что мы будем с вами продавать по отделам. (Дети самостоятельно расставляют предметы на прилавки в отделах).
В это время дети, игравшие в семью, возвращаются в свои дома и продолжают игру. Пришли домой открыли холодильник, а он пустой. Что делать? (можно продукты заказать в службе доставки)
Действия первой семьи.
Ребёнок звонит по телефону в службу доставки и заказывает продукты. Администратор принимает заказ и записывает.
Р. – Здравствуйте, примите, пожалуйста, заказ. Можно заказать 2 пирожка, капусту, конфеты и 1кг яблок по адресу «Солнечная» 2.
А . -Здравствуйте, ваш заказ принят, заказ доставят в течении часа. Ждите.
Доставщик продуктов получает заказ у продавца. Продавец взвешивает продукты складывает в пакеты и отдает доставщику. Доставщик отправляется по адресу заказа на велосипеде.
Д.:-Здравствуйте, примите ваш заказ и распишитесь, пожалуйста?
-Спасибо!
Действия второй семьи.
У дочери день рождения и вам нужно закупить продукты и выбрать подарки.
Папа предлагает поехать в супермаркет всей семьей. Папа вызывает Яндекс-такси.
-Добрый день, будьте добры, примите заказ с улицы Конституции 17 до улицы Победы 20 такси.
-Заказ принят, машина будет через 5 минут. Отличной поездки. (дети садятся в такси)
Все здороваются.
Водитель. -Пристегните, пожалуйста ремень безопасности.
Свисток.
Инспектор: Здравствуйте, вас приветствует инспектор патрульной службы Ф.И..
Предъявите, пожалуйста, свои права.
Водитель: Пожалуйста
(водитель предъявляет «документы», инспектор их проверяет).
Инспектор: — Спасибо, счастливого пути.
Мама:
Дети, возьмитесь за руки, идем в магазин, но впереди проезжая часть. Что нам нужно сделать для того, чтобы перейти дорогу.
Дети:
Сначала, нужно посмотреть в одну сторону, нет ли машин, затем в другую и только после этого переходим дорогу.
Мама:
Молодцы, правильно. Заходим в магазин. Дети поздоровались с продавцом.
Охранник. Извините, в магазин с пакетом нельзя. Оставьте его в камере хранения.
Покупатель. Простите, я забыла.
1покупатель—мама.
Продавец-консультант. Здравствуйте. Я продавец-консультант (имя). Чем могу вам быть полезна?
Покупатель. Будьте добры, помогите подобрать подарок моей дочери. У меня 30 рублей.
Продавец-консультант. А сколько ей лет?
Покупатель. Ей 6 лет. Она очень смышленая.
Продавец-консультант. Вашему вниманию предлагается большой выбор интересных книг, которые способствуют развитию любознательности и воображению.
Чем больше будет книг у вашего ребенка, тем шире будет его кругозор.
Я предлагаю вам эту книгу «Приключения Буратино». Она интересная стоит 30 рублей.
Покупатель. Спасибо, вы мне очень помогли.
Продавец-консультант. Пожалуйста, проходите к кассе для оплаты. До свидания.
Кассир. С вас 30 рублей.
Покупатель. Возьмите пожалуйста.
Кассир. Спасибо за покупку. Приходите ещё. До свидания!
2 покупатель-папа
Продавец-консультант. Здравствуйте. Что бы вы хотели у нас приобрести?
Покупатель. Мне нужна коробка вкусных конфет. У меня 100 рублей.
Продавец-консультант. Возьмите эти конфеты. Они вкусные и недорогие.
Покупатель. А когда в продажу поступили торты, они свежие?
Продавец-консультант. Сегодня. Смотрите какие они красивые и свежие.
Покупатель. Спасибо.
Кассир. С вас 25 рублей.
Покупатель. Возьмите.
Кассир. Ваша сдача. Спасибо за покупку. До свидания. (Аналогично делаются покупки в остальных отделах)
3 покупатель.
В отделе «Овощи-фрукты» выбирает товар, сам взвешивает и приклеивает ценник к пакету и проходит к кассе.
Кассир : вам в пакет положить?
Покупатель: да.
Кассир: пробивает весь товар и кладет в пакет: с вас … рублей.
Покупатель: рассчитывается за покупку.
Кассир: берет деньги : возьмите пожалуйста вашу сдачу и чек.
Покупатель: спасибо!
Кассир: спасибо за покупку, приходите еще!
Продавец-консультант. Добрый день. Вам что – то подсказать?
Покупатель. Здравствуйте. Я ищу чай. Где он у вас находится? Ко мне при-
дут гости. Помогите, пожалуйста, выбрать чай.
Продавец-консультант. Давайте пройдём в отдел. Я предлагаю чай «Липтон».
У него хороший вкус, аромат.
Покупатель. Спасибо.
Продавец-консультант. Желаю хорошо отдохнуть.
Кассир. Здравствуйте. С вас 150 рублей.
Покупатель. Возьмите, пожалуйста. А у вас есть пакеты?
Кассир. Да. Вам большой или маленький?
Покупатель. Маленький.
Кассир. С вас ещё 2 рубля. Спасибо за покупку. Приходите ещё.
Мерчандайзер.- Уважаемые покупатели! У нас в кондитерском отделе вы можете приобрести всевозможные конфеты, шоколад, печенье и другие сладости. Подходите, покупайте, пожалуйста.
Сигнал машины.
Охранник. Светлана Александровна, приехала машина с товаром, примите, пожалуйста.
Менеджер. Спасибо. Уже иду.
Здравствуйте, имя (обращается к водителю). Почему вы задержались?
Водитель.— Здравствуйте, (имя). У машины спустило колесо. Я его менял, поэтому приехал поздно. Примите, пожалуйста, ваш заказ.
Менеджер. Давайте накладную, проверим. Всё правильно.
имя (обращается к грузчику), поступил товар. Разгрузите машину и отправьте конфеты на фасовку.
Грузчик. имя менеджера, а куда молочную продукцию?
Менеджер. Пожалуйста, сразу в торговый зал.
Мерчандайзер: Здравствуйте, можно к вам? Вы директор?
Директор: Да, я директор, Светлана Александровна.
Мерчандайзер: Я, …, мерчандайзер фирмы «Славянка». Хочу предложить вам большой ассортимент нашей продукции.
Директор: Я сейчас приглашу нашего менеджера, она сделает заявку. Скоро праздник, нам надо расширять ассортимент товаров (звонит). Имя менеджера, зайдите ко мне, пожалуйста.
Менеджер: С.А., вызывали?
Директор: Присаживайтесь, вот мерчандайзер фирмы «Славянка». Нам предлагают большой выбор продукции со складов. Выберите, что нам нужно.
Менеджер: Нам необходимо 5 кг. конфет «Белочка», 3 кг. «Коровки», короб молочного шоколада. Когда вы сможете привезти заказанную продукцию?
Мерчандайзер: На следующей неделе вас устроит?
Менеджер: Да.
Мерчандайзер: Договорились. Было приятно с вами сотрудничать.
До свидания.
Директор и менеджер: До свидания.
Директор. Уважаемая (имя уборщицы), пожалуйста, наведите порядок в моем кабинете, а затем протрите полы в торговом зале.
Наша игра подошла к концу. Вам понравилось играть? Почему? (ответы детей). Я наблюдала за вами во время игры, вы правильно выполнили свои роли, вежливо обращались с просьбами друг к другу, возможно, когда вы подрастете, кто-то из вас будет работать в супермаркете. Спасибо, всем.