ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ГКП «МАЛЫШОК»

Автор: Соловьева Татьяна Валентиновна

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«СЕТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» —

«ОВСЯННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Адрес: 626101 Тюменская область, Тобольский район, д. Овсянникова, ул. Мельникова 13
Телефон: 8 (3456) 33-91-88        Адрес электронной почты: 
ovsyannikovo@mail.ru      Сайт: http://ovsyannikovo.ucoz.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ.  ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ГКП «МАЛЫШОК»

 

 

 

                                                                                 Подготовила:

Соловьева Татьяна Валентиновна,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д. Овсянникова

2023 год

 

 

 

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время актуальность проблем, связанных с патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2030 годы», направленная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

В системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.  К сожалению, некоторые меры, которые предпринимают политики, не всегда являются популярными. Поэтому патриотическое воспитание дошкольников на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в области образования.

Объект и предмет исследования

Объект исследования —   современные требования и тенденции патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – современные продуктивные технологии, применяемые в патриотическом воспитании дошкольников.

Цель: описание опыта использования продуктивных технологий в патриотическом воспитании дошкольников ГКП «Малышок»

Задачи: 1. Актуализировать необходимость реализации современных продуктивных технологий в дошкольном образовании.

2. Ознакомить с современными продуктивными технологиями, применяемых в патриотическом воспитании дошкольников ГКП «Малышок».

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ.  ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ГКП «МАЛЫШОК»

Актуальность гражданско–патриотического воспитания заключается в том, что период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине?

В Программе «От рождения до школы» большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

Период дошкольного возраста (3-7 лет) благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста использую современные продуктивные технологии: квест-технология, технологии проектной и исследовательской деятельности, ИКТ технологии, личностно – ориентированные технологии, игровая технология, технология досуговой деятельности, музейная педагогика, компьютерная технология. Квест-технология отличается тем, что в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. Пример использования квест-технологии представлен в авторской разработке занятия (Приложение 1). О значимости технологии проектной и исследовательской деятельности свидетельствует то, что он позволяет развивать у дошкольников умения наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения; развивать творческое мышление, логику познания, пытливость ума. ИКТ-технологии — удобный и эффективный способ представления познавательной информации (презентации). Они обладают большой привлекательностью для занятий с непосредственным участием воспитателя. Патриотическое воспитание во время игры – это мощный механизм работы по воспитанию будущего гражданина России.

Технология досуговой деятельности является действенной формой ознакомления старших дошкольников с родным краем. Досуг позволяет органично совместить образовательный и воспитательный процессы. Если гражданско-патриотическое воспитание дошкольников облекается в игровую форму, оно проходит интересно, не назидательно.

Музейная педагогика интересна тем, что дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении детства.

Кружковая деятельность «Растим патриотов». Для того чтобы в полной мере реализовать возможности современных продуктивных технологий мною была разработана программа кружка для детей разновозрастной группы ГКП «Малышок» в рамках регионального компонента образовательной программы по патриотическому воспитанию «Растим патриотов» (Приложение 2). Программа имела следующую цель и задачи: формировать у детей дошкольного возраста патриотическое отношение и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Форма организации занятий в кружке «Растим патриотов». Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность — 25-30 минут (1 занятие в неделю). Тематика занятий представлена в программе кружка «Растим патриотов» (Приложение 2).

Работа с родителями. Патриотическое воспитание осуществляю в тесном взаимодействии с родителями, использую такие виды взаимодействия как:

— анкетирование; консультации посредством ИКТ-технологий;

— родительские собрания;

— беседы за круглым столом;

— наглядная информация на стендах, папках-передвижках;

— участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок;

— семейные экскурсии, осмотры памятников культуры и истории;

— организация выставок, экспозиционных стендов, посвященных семейным реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги и пр.).

Работа с родителями проводится также с применением современных образовательных технологий, все чаще внедряются компьютерные технологии и нетрадиционные подходы в организации досуговой деятельности с детьми.

Семьи принимают активное участие в патриотических акциях «Своих не бросаем» (написание писем солдатам, сбор гуманитарной помощи солдатам, участвующим в СВО)

В настоящее время эта работа очень актуальна, требует большого такта и терпения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Патриотическое воспитание в ГКП «Малышок» – сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую хронологию, гармонии в семье и поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов. Результаты работы по использованию современных продуктивных технологий показывают, что в патриотическом воспитании дошкольников создаются необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.

     Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия ГКП «Малышок» и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. 

ЛИТЕРАТУРА

1.      ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336

2. Позднякова Е.А. «Гражданское воспитание в ДОУ» Москва 2009г.7.Л.Н. Земскова-Названова «Люби и знай родной свой край» Москва 2007г.

3.      «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая.

 

×
×