Создание «ситуации успеха» у учащихся с ОВЗ

Автор: Лукманова Гульфия Басировна

Создание «ситуации успеха» у учащихся с ОВЗ

 

Мир «особого» ребёнка –интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка –безобразен и красив.

Неуклюж, немного страшен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.

 

Почему он агрессивен? Почему он молчалив?

Почему он так испуган? И совсем не говорит?

Мир «особого» ребёнка… Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих.

 

      Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В нашей стране таких детей называют дети с ОВЗ. 

Если ребенка лишить радости, веры в себя, то трудно надеяться на его светлое будущее. «Педагогика – это наука о творчестве воспитания»,- писал С.Соловейчик.
      В последние годы словосочетание «ситуация успеха» стало обычным для педагогов. Никто не спорит, что именно позитивные эмоции становятся для ребенка важнейшим стимулом в учебной деятельности. Но иногда мы забываем о том, что в педагогике вроде бы и нет единого рецепта или правила, как же создать такую ситуацию. Ведь создавать ее нужно на основе индивидуального подхода, взвешено, с учетом многих факторов.

Важность переживания успеха для формирования уверенности в себе и положительной учебной мотивации отмечали в свое время классики отечественной педагогики К.Д.Ушинский и В.А.Сухомлинский. Каждый знает, как много радости и энтузиазма приносит ребенку (и взрослому) любого возраста заслуженная похвала, отмеченная старшими победа.

 Следует различать понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация- это объединение условий, которые создают успех. Успех – это результат воздействия этой ситуации. Именно учитель может создать ситуацию. Следует иметь ввиду:  одноразовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое состояние и самочувствие ребенка, может стать пусковым механизмом дальнейшего развития ребенка как личности, даст возможность почувствовать веру в собственные силы, появляется желание достичь лучших результатов,  возникает чувство внутреннего благополучия, которое влияет на отношение к окружающему миру и людям.

       На первый взгляд кажется, что учитель, создав несколько раз такие ситуации, достигает главного — мотивирует интерес к предмету, познавательную активность. Но есть и вторая сторона этого процесса – постоянная успешность может сформировать безразличие, пагубно влиять на волевые качества ребенка: он уже не в состоянии преодолевать препятствия, теряется в трудных ситуациях и у него доминирует мотив «избегание неудач». Почему же возникает такой пародокс?
Во- первых, успех, доставшийся ценою незначительных усилий, может привести к переоценке или завышенной самооценке своих возможностей.
Во-вторых, вовремя переживания какой-то сильной эмоции обязательно следует релаксация. Именно в этот период нельзя предлагать ребенку следующее, более сложное задание. Эта деятельность будет меньше успешной, чем предыдущая. Нужен определенный период отдыха.
В- третьих, переживаний успеха может поблекнуть, если результат (важный, значимый для учащегося) не будет адекватно оценен другими.
В – четвертых, эмоция успеха не станет сильным переживанием, если результаты незначительны для ребенка (сдать реферат).

Алгоритм создания ситуации успеха:

· Снятие страха, напряженности (покажите ребенку, что ситуация не критическая, в случае чего можно будет пробовать сколько потребуется раз);

· Авансирование положительного результата (то, что называют «подарить желаемое в воображении» — например, «вот будет здорово, когда ты закончишь эту картину и мы подарим ее папе!»);

· Скрытое инструктирование (для того, чтобы успех состоялся, вы должны подсказать ребенку верный метод, но прямо инструктировать в таком случае – это отнять половину успеха, нужна такая подсказка, которую ребенок понял бы, но отнес на счет собственной проницательности);

· Внесение мотива (значимый мотив – часть успеха. Подчеркивая, что уборка собственной комнаты не просто работа, а большая помощь вам, личная услуга, вы воодушевляете ребенка постараться);

· Персональная исключительность («только тебе я могу поручить это важное дело»);

· Мобилизация активности (подайте знак, что пора начинать, подбодрите ребенка: «итак, за работу!», «внимание, начали!»);

· Анализ результатов с признанием особенно удачных деталей (просто дежурная похвала не производит на ребенка должного впечатления, дайте ему понять, что вы вникли в суть его работы, внимание к деталям подчеркнет ее ценность).

    Только создавая ситуации успеха, можно воспитать и развить в ребёнке положительные личностные качества и мотивацию к учёбе. Ситуации успеха учеников в образовательном процессе создаются постепенно, поэтапно. Существует «Цепочка успеха»: Я стараюсь — У меня получается— Есть ситуация успеха (приятный результат) — Я стараюсь … и опять по кругу..

Как сделать так, чтобы цепочка не прервалась?

1. Уважение и забота. Нужно находиться в постоянном контакте с ребёнком и правильно заботиться о его нуждах.

 

2. Совместная деятельность.

Вместе приятнее и быстрее делать даже скучную работу, после выполнения которой следует что-нибудь интересное или приятное;

добровольное включение в совместную деятельность.

 

3. Маленькие поощрения.

Совсем маленькие поощрения действуют не как награда, а как забавная традиция , как игра. Которую, конечно, нельзя вводить в абсолют и играть в неё на полном серьёзе.  Например, за каждую красивую букву – изюминка…

 

4. Одобрение и неодобрение.

Мы можем и должны хвалить ребёнка за добрые дела и укорять за злые. Ведь наше мнение важно для ученика. Особенно если взрослый для него -авторитет.Так он привыкнет отличать добро от зла.

 

5. Хвалю за то, чего добился с трудом.

Важно хвалить ребёнка за то, чего он добился с трудом, говорить ему о его прогрессе.

 

6. Парадоксальные награды.

Если ребёнок ожидал, что его начнут заставлять, а с ним доброжелательно поговорили, вошли в положение, помогли. Смысл в том, что ребёнок сам был расстроен и готов махнуть на всё рукой, а мы его поддержали, неожиданно предложили что-то хорошее.

 

7. «Сделал!», «Получилось!», «Эврика!».

Это то чувство, кто его испытал, — уже ситуация успеха, т.к. это хочется повторить, пережить снова. Дети часто не замечают подсказки и очень радуются, когда угадывают правильный ответ на загадки в рифму.

 

 

8. Поддержка внутренней мотивации.

Состоит в том, чтобы ребёнок постепенно научился получать удовольствие от маленьких внутренних побед, и чтобы это удовольствие было таким большим, что помогало перетерпеть периоды, когда получается плохо.

 

9. Коллективная и семейная мотивация.

Мощный инструмент при условии, что дети дорожат принадлежностью к группе. Если коллективные и семейные ценности  приносят нам радость. Пример: если в семье Ивановых «принято» много всего такого, что ребёнок любит, то он нормально воспримет и тот факт, что у нас «не принято» многое из того, что разрешено в семье Петровых, или что с него требуют больше, чем с них. Родители должны вести себя умно, не принижать Петровых, тех, кто не следует таким же правилам, как у нас, Ивановых.

 

10. Справедливость.

Более взрослые ученики начинают интересоваться справедливостью, правилами и законами. Это можно использовать для создания ситуации успеха в не очень желанных, скучных, трудных делах. Это произойдёт только тогда, когда речь пойдёт одновременно  и об обязанностях, и о правах.

 

12. Опора на интересы ребёнка.

Ребёнок должен взяться за дело с охотой, выполнить его с интересом и в результате получить заслуженную похвалу и признание. И, как результат,  пережить ситуацию успеха.

        Помните, что все мы в чем-то хороши, а в чём-то НЕТ. Кому-то дан ясный ум, другому – крепкая рука, одному – тонкое чувство красоты, другому – доброе сердце. И именно способность узнать свой дар и поделиться им с окружающими помогает нам найти свое место в жизни.

Педагогические  приёмы  по созданию  ситуации  успеха

(рекомендации     по соблюдению принципа преемственности в обучении и организации учебно-воспитательного процесса учащихся с ОВЗ)

 Выделение этапов работы.

 Дробление материала или наращивание усложнений.

 Выбор ответа из двух, а затем и нескольких данных.

 Использование технологических и пооперационных карт.

 Кодирование и раскодирование содержания материала в виде опорных сигналов.

  Планирование, поиск по подсказкам, поиск фактов, поиск примеров обыденной жизни и др.

  Снижение уровня зависимости ребенка от посторонней помощи.

 Реализация принципа: “ Не рядом, не над, а вместе”.

 Последовательное выполнение заданий.

 Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

 Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

 Близость к учащимся во время объяснения задания.

 Максимальная визуализация.

 Перемена видов деятельности.

 Чередование занятий и физкультурных пауз.

 Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

 Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

 Работа на компьютерном тренажере.

 Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

 Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

 Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

 Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

 Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

 Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

 Разрешение переделать задание, с которым ребёнок не справился.

 Оценка переделанных работ.

 Использование системы оценок достижений учащихся.

 Ценны сами по себе количество и качество положительных эмоций от хорошо выполненных отдельных дел.

 Структуризация (пространственная, временная, структуризация деятельности).

 Индивидуальные задания ученикам на уроке.

 Организация парной (не разлучать учащегося с ОПФР с другом!) и групповой работы.

 Формулировка таких заданий, которые предполагают их выполнение каждым учеником  «как я провел каникулы»).

 Предложение ученикам выбрать содержание своего домашнего задания.

 Максимальное разъяснение и конкретизация домашнего задания.

 Учить учиться: сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы и обобщения, главным образом овладевать способами учебных действий.

 

Для того чтобы ситуация успеха стала нормой на уроках, необходимо придерживаться следующих правил:

-Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в каких-либо соревновательных моментах, а также хвалить детей за помощь друг другу , очень важно, чтобы радость победы носила «нравственную» окраску.
-Своевременно отмечать успехи и достижения учеников во всех видах деятельности. Вот здесь особенно важно и желательно делать это публично.
— Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, за прилежание, за неожиданный, возможно и слабый ответ ученика, и оценки за качество результата.

   Нам, педагогам работающим с «особенными» детьми, больше чем другим, нужно вселить добро в каждого ребёнка, принимать и любить его такого, каков он есть; стремиться вырастить и сохранить в нём его индивидуальность и непохожесть на  других.


  Так вот, уважаемые коллеги, в наших с вами руках возможность создать для детей такую атмосферу в школе, в которой дети чувствовали бы себя успешно и комфортно, а для успеха не важен для них наш возраст, и положение! Все зависит только от нас.

×
×