Автор: Олег Владимирович Луконин
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеская спортивная школа р.п. Тамала
Пензенской области.
РАССМОТРЕННО на педагогическом совете Протокол №1 от 2022г
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО ДЮСШ р.п. Тамала____________Бешнов С.А. Приказ № от 2022г |
Рабочая программа
«Настольный теннис»
Направленность – физкультурно-спортивная
Первый год обучения
Возраст детей – 7-12 лет
Составитель:
Луконин Олег Владимирович,
тренер-преподаватель
МБОУ ДО ДЮСШ р.п. Тамала
р.п. Тамала
2022
1. Раздел. Комплекс основных характеристик программы:
Пояснительная записка.
Цели и задачи программы.
Учебно-тематический план программы.
Содержания программы
Прогнозируемые результаты.
2. Раздел. Комплекс организационно-педагогических условий:
Условия реализации программы.
Методические материалы.
Список литературы.
Приложения.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы:
Пояснительная записка
Рабочая программа «Настольный теннис» имеет физкультурно-оздоровительную направленность, ориентирована на развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений.
Рабочая программа «Настольный теннис» разработана на основе общеобразовательной программы в соответствии с современными нормативно-правовыми документами в сфере образования:
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» (с изменениями и добавлениями);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20» «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи«
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996 – р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом заседания комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г.№3);
Письма Минобрнауки РФ от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Устава и локальных актов МБОУ ДО ДЮСШ р. п. Тамала Пензенской области
Актуальность:
Актуальность программы заключается в том, что развитие физической культуры и спорта является одним из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья и составной частью формирования здорового образа жизни каждого человека в отдельности и всего общества в целом, пронизывает все уровни современного социума.
Актуальность программы соответствует государственной политике в области дополнительного образования и ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и родителей.
Отличительные особенности программы:
Специфика организации обучения по дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности «Настольный теннис» заключается в том, что программа предусматривает последовательность изучения и освоения материала по технической, тактической, специальной физической и теоретической подготовке в соответствии с периодами обучения, что позволяет соблюсти принцип преемственности в построении учебно-тренировочного процесса.
Новизна:
Новизна программы заключается в том, что в ней заложены и обстоятельно раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы физического воспитания обучающихся в комплексе.
Учебный материал в программе позволяет соблюсти принципы преемственности и целостности требований и подходов в построении учебно-тренировочного процесса.
Программа предусматривает последовательность изучения и освоения материала по технической, тактической, специальной физической, теоретической подготовке в соответствии с годами обучения, освоение материала по всесторонней физической подготовке в соответствии с возрастом занимающихся.
Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность программы заключается в обоснование выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами программы, организации образовательного процесса, подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечение.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.
Задачи:
Образовательные:
— дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
— научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
— обучить обучающихся технике и тактике настольного тенниса.
Развивающие:
— развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
— развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
— формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга.
Воспитательные:
— приобщение обучающихся к здоровому образу жизни и гармонии тела;
Адресат программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения (стартовый и базовый) в возрасте от 7 до 16 лет. В группы зачисляются все желающие заниматься спортом, имеющие разрешение врача и согласие родителей.
Программа предусматривает следующие этапы подготовки игрока по настольному теннису:
— стартовый уровень (7-12 лет) – спортивно-оздоровительный, начально-подготовительный.
Важнейшими задачами на этом этапе следует считать: всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, привитие устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями, развитию общей координации движений, равновесия и других качеств, и в первую очередь быстроты движений и скорости двигательных реакций. К концу данного возрастного этапа обращается внимание на воспитание скоростно-силовых качеств и технику теннисного спорта.
— базовый уровень (12-16 лет) — учебно-тренировочный, соревновательный.
Объём и сроки освоения программы:
Объем программы
Учебный год составляет 108 часов для 1-года обучения
Режим занятий. Занятия проводятся согласно утвержденного расписания. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах, при проведении одного часа занятия продолжительность составляет 40 минут. В соответствии с учебным планом МБУДО ДЮСШ занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 академическому часу для первого года обучения с 10-минутным перерывом
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Образовательный процесс осуществляется в разновозрастной группе постоянного состава.
Состав группы от 10 до 15 человек.
Программа предполагает строгую преемственность задач, средств и методов тренировки лыжников-гонщиков, неуклонный рост объема общей и специальной физической подготовки, строгое соблюдение принципа постепенности в процессе тренировки обучающихся.
Прогнозируемые результаты:
По итогам стартового уровня учащийся должен знать:
— подавать подачи с обеих сторон в разных направлениях;
— удерживать мяч в игре с применением атакующих ударов слева и справа;
— вести счет игры, правильно определяя победителя каждого розыгрыша, основные правила игры.
Будут уметь:
— подавать подачи с обоих сторон в разных направлениях;
— удерживать мяч в игре с применением атакующих ударов слева и справа;
— вести счет игры, правильно определяя победителя каждого розыгрыша.
Разовьют следующие качества:
— улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
— характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью;
-. понимать основные определения и термины, применять их в процессе тренировок и соревнований
По итогам стартового уровня учащийся должен знать:
— составлять положение о соревнованиях правила, системы проведения и виды соревнований;
— стили игры и их особенности;
— зависимость тактических комбинаций от объема технических навыков. игровую и судейскую терминологию.
Будут уметь: —
серийно и вариативно применять в игре защитные и атакующие удары, в том числе со сменой направления в зависимости от игровой ситуации;
— применять в игре основные технические приемы и разнообразные подачи;
— проводить визуальный анализ технического и тактического потенциала соперника.
Учебно-тематический план
Год обучения |
Возраст учащихся, лет |
Миним. кол-во учащихся в группе, чел. |
Количество тренировочных занятий в неделю |
Годовой объем /Макс. количество учебных часов в неделю |
Уровень спортивной подготовленности |
1 г. |
7-12 |
12 |
3 |
108/3 |
Выполнение норм по общей физической подготовке |
Содержание
Программа -108 часов в год
Раздел 1: Теоретическая подготовка – 6 ч.
1.1. Тема: Введение в мир настольного тенниса.
Теория: (1 ч.) Инструктаж по ОТ и ТБ во время занятий теннисным спортом. Правила поведения в спортивном зале, раздевалке, вестибюле образовательной организации. Ознакомление с содержанием программы и планом обучения. Знакомство с группой. Выбор капитана и помощника капитана команды (группы). Требования к спортивной форме для занятий теннисным спортом. Оборудование и инвентарь для игры.
Контроль: зачет.
Практика: (2 ч.) подготовка к вступительному тестированию. Тестирование — нагрузка по возрастам и физической подготовленности.
Контроль: тестирование.
1.2. Тема: История зарождения и развития настольного тенниса.
Теория: (1 ч.) История зарождения и развития настольного тенниса, его роль в современном обществе. Рекорды настольного тенниса История развития настольного тенниса в мире, в нашей стране, регионе. Достижения теннисистов России на мировой арене.
Контроль: блиц-опрос.
1.3.Тема: Гигиена и режим дня спортсмена.
Теория: (1 ч.) Понятия о гигиене. Гигиена спортсмена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена. Понятия о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к одежде и обуви. Значение и способы закаливания. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена.
Контроль: реферат «Режим питания. Пищевые отравления и их профилактика».
Практика: (1 ч.) Составление режима дня теннисиста. Реферат «Режим питания. Пищевые отравления и их профилактика.
Контроль: Презентация
Раздел 2. Общая физическая подготовка – 22 ч.
2.1. Тема: ОФП — всестороннее физическое развитие теннисиста.
Теория: (2 ч.) Понятие ОФП. Функции ОФП. Процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП, как средство повышения функциональных возможностей, общей работоспособности. Занятия физическими упражнениями в режиме дня, всестороннее развитие человека, влияние физических упражнений на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, двигательного аппарата человека. Занятия физкультурой в домашних условиях.
Контроль: зачет.
2.2. Практика: (20 ч.)
— Упражнения для рук и плечевого пояса: одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание и разгибание, отведение и приведение, повороты, маховые и круговые движения); сгибания рук в упоре лежа, подтягивание в висе.
— Упражнения для туловища: упражнения для формирования правильной осанки — наклоны вперед, назад и в стороны с различными положениями и движениями рук; дополнительные пружинящие наклоны; круговые движения туловищем; лежа лицом вниз, прогибание с различными положениями и движениями рук и ног; из упора лежа переходы в упор лежа боком, в упор лежа сзади в различные упоры присев; лежа на спине поднимание рук и ног поочередно и одновременно, поднимание и медленное опускание прямых ног, поднимание туловища, не отрывая ног от пола, круговые движения ногами; «велосипед» и др.
— Упражнения для ног: стоя, различные движения прямой и согнутой ногой, приседание на двух и на одной ноге, маховые движения, выпады с дополнительными пружинящими движениями; поднимание на носки; различные прыжки на двух и на одной ноге на месте и в движении; продвижения прыжками на одной ноге на 30– 60 м.
— Упражнения для рук, туловища и ног: в положениях сидя и лежа различные движения руками и ногами, наклоны и повороты туловища, круговые движения ногами; упражнения с одновременными движениями руками, туловищем и ногами; разноименные движения на координацию; маховые движения с большой амплитудой; упражнения для развития гибкости и на расслабление. Комбинации движений.
— Упражнения с предметами: со скакалкой, с гимнастической палкой, теннисным мячом, волейбольным и баскетбольным мячом, набивным мячом, гантелями, булавами.
— Легкоатлетические упражнения: техника бега; бег на короткие дистанции, бег на средние дистанции, бег на длинные дистанции; повторный и переменный бег; бег с ускорением.
— Прыжок в длину с места, тройной прыжок с места.
— Спортивные игры — баскетбол, футбол, бадминтон.
— Различные виды подвижных игр.
Контроль: правила выполнения упражнений. Нагрузка по возрастам и физической подготовленности. Выполнение контрольно-тестовых заданий.
Раздел 3. Специальная физическая подготовка – 22 ч.
3.1.Тема: Характерные особенности специальной подготовки.
Теория- (2 ч.) Понятие СФП. Функции СФП. Понятие о процессе спортивной подготовки. Взаимосвязь соревнований, тренировки и восстановления. Формы организации спортивной тренировки. Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Единство общей и специальной подготовки. Понятие о тренировочной нагрузке. Основные средства спортивной тренировки. Методы спортивной тренировки. Значение тренировочных и контрольных игр. Специализация и индивидуализация в спортивной тренировке.
Контроль: опрос.
3.2. Практика — (20 ч.)
— семенящий бег с максимальной частотой движений ногами;
— бег с быстрым и высоким подниманием бедра, бег с быстрым и далеким отбрасыванием голени 11 назад;
— бег на 10, 20 и 30 м;
— бег боком и спиной вперед на 10, 20 и 30 м;
— челночный бег — 4х10 м, 4х20 м, 6х30 м (варьируя обычный бег с бегом спиной вперед);
— бег по ломаной линии;
— бег с обеганием расставленных по дистанции предметов;
— бег 5х30 м, 10х30 м с интервалами отдыха после пробегания каждого отрезка.
— прыжки вверх за счет пружинистого разгибания стопы;
пружинистые приседания на полной ступне с последующим максимально быстрым выпрыгиванием (вверх или вперед);
— прыжки из стороны в сторону с пружинистыми приседаниями.
— подскоки из положения глубокого приседа с отягощениями;
— подскоки «лягушкой»;
— подскоки с гимнастической скамейки;
— прыжки вверх с высоким подниманием бедра;
— прыжки на небольшие возвышения;
— прыжки со скакалкой;
— многоскоки на одной ноге, с ноги на ногу, толчком двумя ногами;
— метания теннисного мяча на дальность и в цель;
— вращательные движения кистью — медленные и максимально быстрые, с ракеткой, с отягощениями;
— имитация ударов с ракеткой и без ракетки, без мяча, по подвешенному мячу, по отскочившему от пола мячу в стенку;
— различные виды жонглирования мячом одной, двумя руками;
— упражнения с мячом и ракеткой — подбивание мяча разными сторонами ракетки на месте и в движении:
— игра в «крутиловку» в одну сторону, в другую;
— игра двумя ракетками, игра «неигровой» рукой;
— игра на двух столах поочередно, игра двумя мячами.
Контроль: карточки-задания, выполнение контрольно-тестовых заданий, четкость выполнения упражнений, нагрузка по возрастам и физической подготовленности.
Раздел 4. Технико-тактическая подготовка – 38 ч.
4.1.Тема: Знакомство с понятием “тактика”. Виды технических приемов по тактической направленности. Технические приемы при тактических вариантах.
Теория: (3ч.) Указания для ведения правильной тактики игры: через сложную подачу, активную игру, погашение активной тактики соперника, вынуждение соперника больше двигаться у стола, использование при подачах эффекта отклонения траектории мяча. Тактические варианты: “смена игрового ритма”, “длительный розыгрыш очка”, “перехват инициативы”. Главное правило – при приеме подачи стремление овладеть инициативой ведения борьбы. Указания по приему длинных подач. Указания по приему коротких подач.
Контроль: блиц-опрос, тест.
Практика: (4 ч.) выполнение основных технических приемов по заданию: подставка, накат, подрезка
Контроль: карточки-задания.
4.2. Тема: Различные виды жонглирования мячом.
Практика: (5 ч.) удары по мячу правой и левой стороной ракетки, двумя сторонами поочередно; удары по мячу на разную высоту с последующей его ловлей ракеткой без от[1]скока от нее правой и левой стороной ракетки.
Контроль: выполнение технических приемов.
4.3. Тема: Упражнения с ракеткой и мячом в движении.
Практика: (5 ч.) Упражнения шагом, бегом, бегом с жонглированием ракеткой; то же, но с поворотами, изменением направления бега, шагом; бегом с мячом, лежащим на поверхности игровой плоскости ракетки.
Контроль: карточки-задания, четкое выполнение технических приемов.
4.4. Тема: Удары справа и слева ракеткой по мячу у тренировочной стенки или с партнером.
Практика: (5 ч.) серийные удары, одиночные удары, удары на столе по мячу, выбрасываемому партнером, упражнения у стенки, на столе со щитом. Совершенствование навыков освоенных приемов срезок и накатов на столе в различных направлениях и сочетаниях. Совмещение выполнения приемов с техникой передвижений. Выполнение подачи с мячом у стола, придвинутого к стене. Попадание мячом в нарисованную на столе мишень.
Контроль: четкое выполнение технических приемов.
4.5 Тема: Освоение хватки и закрепление ее через упражнения.
Теория: (2 ч.) Виды хватки теннисной ракетки.
Контроль: собеседование по теме.
Практика: (5 ч.) выполнение жонглирования выбранным видом хватки.
Контроль: за выполнением видов хватки теннисной ракетки.
4.6.Тема: Стойки теннисиста и способы передвижений.
Теория: (2 ч.) Объяснение видов стоек и передвижений
Контроль: опрос.
Практика: (5 ч.) Нейтральная стойка теннисиста, одношажный способ передвижений, шаги, переступания, выпады, приставные шаги, имитационные упражнения и тренировки у стола, двухшажный способ передвижений, скрестные и приставные шаги. Имитационные упражнения и простые упражнения с определенными заданиями в тренировке у стола для скорейшего освоения техники передвижения.
Контроль: карточки-задания.
Раздел 5: Правила игры и их организация – 10 ч.
5.1. Тема: Знакомство с правилами игры и их организацией.
Теория: (1 ч.) Правила соревнований в одиночных играх по круговой системе соревнований. Знакомство с олимпийской системой соревнований. Правила начала игры. Правила «переподачи» мяча.
Контроль: собеседование.
5.2. Тема: Игра в подачи.
Теория: (1 ч.) Правила игры в подачи. Способы осуществления благоприятной атаки.
Контроль: опрос.
Практика: (2ч.) Отработка приема подачи — одна из важнейших составных частей техники игры.
Контроль: четкое выполнение технических приемов.
5.3. Тема: Игры в одиночном разряде.
Теория: (1 ч.) Правила игры в одиночном разряде. Полноценный матч состоит из семи партий и продолжается до достижения одним из спортсменов суммарно четырех побед. В тоже время, каждая партия продолжается до достижения спортсменом одиннадцати очков, но при условии, что разница в счете игроков составляет не менее двух очков. Иначе, партия продолжается до тех пор, пока преимущество одного из игроков не достигнет двух очков. После каждой партии игроки в обязательном порядке меняются сторонами теннисного стола. Если игра достигает седьмой партии, то уже при наборе пяти очей любым из спортсменов, игроки меняются сторонами стола и затем продолжают игру.
Контроль: блиц-опрос.
Практика: (2ч.) Встреча соперников. Подача. Подбрасывание мяча с открытой ладони на высоту не ниже высоты сетки.
Контроль: учебная игра.
5.4.Тема: Игры в парах.
Теория: (1 ч.) Отличие парной игры в настольный теннис от одиночной игры. Правила парной игры. Дополнительные правила.
Контроль: собеседование.
Практика: (2ч.) техники игры в парах.
Контроль: учебная игра
Раздел 6. Соревнования – 7 ч.
6.1. Турнир по настольному теннису.
Теория: (1 ч.) Роль соревнований в спортивной подготовке юных теннисистов. Правила соревнований по настольному теннису. Виды соревнований. Система проведения соревнований. Турнирная таблица.
Контроль: зачет.
Практика: (6 ч.) участие в турнире по настольному теннису:
— «Школьные соревнования»;
— «Товарищеские встречи», согласно календарного плана.
Контроль: турнир.
Раздел 7. Контрольные нормативы – 3 ч.
7.1. Практика. (3 ч.) Сдача контрольных нормативов. Нагрузка по возрастам и физической подготовленности.
Контроль: выполнение тестовых заданий.
2. Раздел. Комплекс организационно-педагогических условий:
Материально-технические условия:
Занятия проводятся в спортивных помещениях, оборудованных в соответствии с санитарно-техническими требованиями для проведения групповых форм работы. Список используемого оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы, приведен в таблицах 1, 2.
Таблица 1. Материально-техническое обеспечение программы:
№ п/п |
Наименование |
Количество, шт. |
1. |
Стол для настольного тенниса |
4 |
2. |
Тренажер (резиновый бинт) |
2 |
3. |
Тренажер «колесо» |
1 |
4. |
Тренажер «стенка» |
2 |
5. |
Сетка для настольного тенниса |
6 |
6. |
Скакалка обычная |
25 |
7. |
Утяжеленная ракетка |
8 |
8. |
Корзины для мячей |
4 |
9. |
Мячи для настольного тенниса |
50 |
10. |
Координационная лестница |
1 |
11. |
Ракетки для настольного тенниса |
16 |
12. |
Мячи теннисные поролоновые B Ball |
40 |
13. |
Мячи теннисные Kid |
25 |
14. |
Шведские стенки |
2 |
Информационное обеспечение:
1. Электронные образовательные ресурсы: Видео записи техники игры в настольный теннис;
2. http://www.ittf.com — Международная федерация настольного тенниса;
3. http://www.ettu.org/ — Европейская федерация настольного тенниса;
4. http://ttfr.ru/ — Федерация настольного тенниса России;
5. http://table-tennis-omsk.ru — Настольный теннис для всех;
6. www.FVNT.ru — это официальный сайт Фонда ветеранов настольного тенниса России.
Формы аттестации:
В области избранного вида спорта:
— овладение основами техники и тактики в теннисе;
— приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;
— развитие специальных физических (двигательных) и психических качеств
Особенности организации образовательного процесса:
Формами организации тренировочного процесса в спортивной школе являются: тренировочные занятия с группой, сформированной с учетом возрастных и гендерных особенностей, тренировочные сборы, участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях, инструкторская и судейская практика, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся
Основной формой организации и проведения учебно-тренировочного процесса является тренировочное занятие.
Занятие по настольному теннису состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Для каждой части занятия определяются свои задачи и средства их решения.
Список литературы:
Список литература для тренера-преподавателя:
1. Барчукова Г. В. Соревновательные и тренировочные нагрузки в настольном теннисе // Сборник трудов молодых ученых и студентов РГАФК / Г. В. Барчукова, А.С.Фомичев. — М., 2000.
2. Барчукова Г. В. Пульсовые режимы игры в настольный теннис // Физиология мышечной деятельности / Г. В. Барчукова, А. С. Фомичев. — М., 2000.
3. Барчукова Г. В. Настольный теннис в вузе: учеб. пособие для студентов не физкультурных вузов / Г.В.Барчукова, А.Н.Мизин. — М., 2002.
4. Барчукова, Г.В. Правила игры, судейство и организация соревнований по настольному теннису / Г.В. Барчукова. — М.: СпортАкадемПресс, 2016. — 534 c
Список литературы для обучающихся:
1. Амелина, А. Н. Настольный теннис / А.Н. Амелина, В.А. Пашинин. — М.: Физкультура и спорт, 2016. — 112 c.
2. Барчукова Г.В. Настольный теннис для всех., М., ФиС, 2008 г
3. Барчукова, Г.В. Правила игры, судейство и организация соревнований по настольному теннису / Г.В. Барчукова. — М.: СпортАкадемПресс, 2016. — 534 c.
4. Журавский В.П. Настольный теннис — такая простая и сложная игра. – Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд», 2009 г.