ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Автор: Асанова Зоре

v\:* {behavior:url(#default#VML);}
o\:* {behavior:url(#default#VML);}
w\:* {behavior:url(#default#VML);}
.shape {behavior:url(#default#VML);}

Normal
0
false

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:8.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:107%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,sans-serif;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}
table.MsoTableGrid
{mso-style-name:»Сетка таблицы»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-priority:39;
mso-style-unhide:no;
border:solid windowtext 1.0pt;
mso-border-alt:solid windowtext .5pt;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-border-insideh:.5pt solid windowtext;
mso-border-insidev:.5pt solid windowtext;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,sans-serif;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}

Асанова Зоре Халиловна,

учитель начальных классов

первой категории

МБОУ «СОШ № 42

им. Эшрефа Шемьи-заде»

г. Симферополя

т.+7978 876 43 91

 

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования инновационных технологий обучения. Делается акцент на формировании функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе. Отмечается, что функциональная математическая грамотность обучающихся является показателем успешности в обучении. Приводятся примеры задач и пути их решения.

Ключевые слова: начальная школа, математика, функциональная грамотность, обучающийся, задача, решение.

Asanova Z. H.

APPLICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY IN MATHEMATICS LESSONS IN PRIMARY SCHOOL

Annotation. The article deals with the use of innovative learning technologies. Emphasis is placed on the formation of functional literacy in mathematics lessons in elementary school. It is noted that the functional mathematical literacy of students is an indicator of success in learning. Examples of problems and their solutions are given.

Keywords: elementary school, mathematics, functional literacy, student, task, solution.

«Мы лишаем детей будущего,

если продолжаем учить сегодня так,

как учили этому вчера.»

Джон Дьюи

 

Введение. Современное образование требует использования инновационных технологий обучения. Общество заинтересованно в личностях с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. XXI век – век информации, когда нужно не заучивать полученные знания, а уметь пользоваться информацией. В данном требовании современных реалий нам помогает формирование функциональной грамотности у младшей школы. Что же такое функциональная грамотность? Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность это есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности. Это обстоятельствообосновывает актуальностьданной темы.

Цельстатьи– ознакомить с методами и формами работы на уроках математики в начальной школе, способствующими формированию функциональной математической грамотности.

Изложение основного материала.Формирование логического мышления – это важная составная часть педагогического процесса. Поэтому одним из направлений в нашей практической деятельности определяем формирование функциональной математической грамотности у младших школьников, в основу которой положено применениезаданий наразвитиелогики.Для развития логического мышления можно использовать различные задания: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи.

Приведем примеры из опыта работы.

Задачи на развитие логики.На каждом уроке математики отводится 5–10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. Примерами могут служить следующие задания.

Задача 1.Ребята измеряли шагами длину игровой площадки. У Лизы получилось 25 шагов, у Полины – 27, у Максима – 22, а у Юры – 24. У кого из ребят самый короткий шаг?

Задача 2. Четыре девочки ели конфеты. Аня съела больше, чем Юля. Ира – больше, чем Света, но меньше, чем Юля. Расставь имена девочек в порядке возрастания количества съеденных конфет.

Для того чтобы научиться решать логические задачи надо внимательно изучить условие, выделить простые высказывания, записать условие математическим языком, при необходимости нарисовать рисунок, схему или таблицу к задаче, упростить формулу, проанализировать полученный результат.

Задачи на именованные величины.Эти задачи актуальны для повседневной жизни. Дети каждый деньсталкиваются с тем, что самостоятельно должны совершить покупку в магазине. Поэтому математическая грамотностьнеобходима ежедневно.

Задание 1. Вадим купил 1 кг 500г сахара, а Ира – 750 г сыра. Какова масса покупки?

Для того чтобы решить эту задачу, необходимо научиться переводить одни единицы измерения в другие: мелкие в более крупные и наоборот, используя соотношения между ними.

Также можно предложить сравнение различных величин.

Задание 2.3 м 5см и 5 м 3 см

Чтобы сравнить, необходимо привести к единым единицам измерения.

3 м 5 см и 5 м 3 см – переведём в сантиметры.

Теперь можно сравнивать. Вспомним алгоритм сравнения многозначных чисел. Сравниваем по числу сотен, если число сотен одинаково – по числу десятков, если и число сотен, и число десятков совпадает – по числу единиц. В данном неравенстве 503 см больше чем 305 см.

Задачи на движение.Представление ситуации, описанной в задаче, в реальной жизни.

Маша ездит в школу на автобусе. От дома до остановки Маша идет 5 мин, едет в автобусе 10 мин и еще 7 минут идет от остановки до школы. Сколько времени нужно Маше, чтобы добраться до школы?

Данное задание можно выполнитьс помощью рисунка. Рисунок поможет учителю понять правильно ли сформировано представление ученика о понятии «задача». Также можно детям на дом дать задание: узнать, сколько времени у Васзанимает дорога от дома до школы, до ближайшего магазина, кинотеатра и т.п. Так дети учатся правильно высчитывать нужное для чего-либо время.

Одной из неотъемлемой части математики является решение задач с помощью моделирования. Решение текстовых задач с помощью моделирования развивает математическое мышление, воображение, смекалку, творчество, умения и навыки, положительно влияющие на умственные способности и личностные качества младших школьников, а также формирует навык поиска решений трудных житейских задач, учит принимать решения.

Примерами могут служить задания.

Рассмотри рисунки и впиши числа в условие задачи.

В одном хоре поют …детей, а во втором хоре – в …раза меньше.

 

 

 

Какие вопросы подходят к задаче, если задача решается сначала действием деления, а потом действием вычитания? Выбери нужные вопросы.

1.                Во сколько раз больше детей в первом хоре, чем во втором?

2.                На сколько больше детей в первом хоре, чем во втором?

3.                Сколько детей в двух хорах?

4.                На сколько меньше детей во втором хоре, чем в первом?

Можно использовать следующую модель задачи.

В первом куске было 24 метров ткани, что в 3 раза больше, чем во втором куске, и на 8 меньше, чем в третьем куске. Сколько всего метров ткани было?

Какими арифметическими действиями решается задача?Выбери правильный ответ.

1)                … : …

2)                … : …

3)                … + …+…

1)                … — …

2)                … — …

3)                … + …+…

1)                … : …

2) … + …

3) … + …+…

1)                … : …

2)                … — …

3)                … + …+…

 

 

 

 

 

Моделирование в обучении математике служит методическим средством, а именно средством формирования у обучающихся математических понятий и привития им умений выполнять математические действия, а также использования моделей как внешних опор для организации мыслительной деятельности, в том числе при решении текстовых задач. Решение любой задачи арифметическим методом связано с выбором арифметического действия, в результате выполнения которого можно дать ответ на поставленный вопрос. Чтобы облегчить поиск математической модели, необходимо использовать вспомогательные модели различных видов (рисунок, краткую запись, таблицу, чертеж, граф и другие).

Выводы.Ограничений в использовании инновационных технологий для формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе нет.Закон «Об образовании» дает право педагогу самому отбирать нужные и применимые знания испособы обучения, которые обучающий сможет применить в реальной жизни. Сегодня математика – одна из основных наук, без которой наша современность невозможна. Решение жизненных задач на уроках математики является не только желательным, но и необходимым элементом обучения математике.Функциональная математическая грамотность обучающихся – это показатель успешности в обучении. Как писалпедагог-новаторВиктор Фёдорович Шаталов:«Педагог не тот,кто учит, педагог тот, кто чувствует,как ученик учится».

 

Литература

1.  Школа И. В. Инновационные технологии обучения младших школьников[Электронный ресурс] / Инна ВикторовнаШкола // Сайт «Инфоурок». – Режим доступа :https://infourok.ru/innovacionnie-tehnologii-obucheniya-mladshih-shkolnikov-1778294.html.

2.  Инновационные технологии в сфере обучения младших школьников в соответствии с ФГОС [Электронный ресурс]// Учительский портал «Учитель.com». –Режим доступа :https://uchitelya.com/pedagogika/95006-innovacionnye-tehnologii-v-sfere-obucheniya-mladshih-shkolnikov-v-sootvetstvii-s-fgos.html.

3.  Педагогика. Цитаты об образовании [Электронный ресурс]// Сайт «Репетитор по скайпу». – Режим доступа :http://www.itmathrepetitor.ru/pedagogika-citaty-ob-obrazovanii/.

4.  Таймер И. А.Инновационные технологии в обучении и воспитании младших школьников[Электронный ресурс] / Ирина АлександровнаТаймер // kopilkaurokov.ru – сайт для учителей. –Режим доступа :https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/innovatsionnyie-tiekhnologhii-v-obuchienii-mladshikh-shkol-nikov.

5.  Новые логические задачи дл 3 класса (с ответами) [Электронный ресурс] // Сайт «Школа моей мечты». – Режим доступа :http://shkolabuduschego.ru/shkola/logicheskie-zadachi.html.

6.  Горина В.П. Какие задания можно называть проблемными при обучении математики / В.П. Горина // Начальная школа. – 2002. – № 5 – С.109.

7.  Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении[Электронный ресурс] / А.М.Матюшкин. – Режим доступа :file:///C:/Users/User/Downloads/problem_situations.pdf.

 

×
×