ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА ПЕДАГОГА

Автор: Ларина Галина Анатольевна

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА ПЕДАГОГА

 

 

 В настоящее время  педагог должен быть, готов к включению в такую деятельность, которая поможет практически решать встающие перед ними профессиональные проблемы. А это во многом зависит от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «компетентность», соответствующая пониманию современных целей.

Современное качество содержания образования основано на формировании компетенций. Одним из факторов, влияющих на успешную реализацию поставленных задач, становится способность и готовность педагогов работать в новых условиях.

Сегодня преподавателю необходимо организовывать образова­тельный процесс, не только опираясь на идеи личностно-развивающе­го образования; но и овладев современными методологическими знаниями и новыми технологиями; навыками исследовательской деятельности, внедрить инновации в педагогическое проектирование на основе анализа и самоанализа своей  профессиональной деятельности.

Одним из возможных путей, способных существенно повлиять на развитие компетентности педагогов, повышение качества образова­тельного процесса, является использование современных технологий обучения, в том числе инновационных.

 В условиях развития современного общества высокий уровень владения современными информационными и коммуникационными технологиями является универсальным атрибутом профессиональной квалификации педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. 

Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Поэтому у  педагогов учебных заведений должны быть уже сформированы основные компетенции для их успешной педагогической деятельности.

В ходе обучения студенты должны приобрести профессиональные компетенции, навыки  и развить общие компетенции.  Важно взаимопонимание — вот то, чего должен добиться каждый педагог! Известное выражение «Человеком рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают», лишний раз убеждает меня в том, что педагог должен быть индивидуален в своем труде. Для достижения данной цели преподаватель сам должен быть компетентен во многих областях.

  Квалифицированный педагог должен не только обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, но и иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию, потребность в самообразовании, готовность к принятию решений в сложных производственных ситуациях, быть коммуникабельным. На сегодня преподаватель должен обладать высоким уровнем компетентности в области проектировочной деятельности. Овладение данным видом компетентности позволит ему грамотно организовывать свою работу по руководству деятельностью студентов, осуществлять продуктивное взаимодействие с субъектами учебного процесса, разрабатывать новые технологии, средства, методы и организационные формы обучения.

Профессионально компетентным можно назвать преподавателя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании  обучающихся.

 Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально- экономическое и духовное развитие общества. В «Профессиональном стандарте педагога» сказано так: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться самому». Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Формирование профессиональной компетентности — процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога. Это и система повышения квалификации, аттестация, постоянное самообразование.

Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов. Участие в различных конкурсах, муниципального,  регионального, межрегионального масштаба, исследовательских работах, проектах . Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, наличие методических разработок,  публикаций.

Проходить  обучение  для  профессиональной переподготовки по актуальным проблемам образования.

Все перечисленное входит в понятие «профессионализм» . Но не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности работников образования, но и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, жизненные установки, дающие качественные  результаты его профессиональной компетентности.

 

Литература

 

 

1.Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. — Москва, 2012.

2.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002

3. Палат Е.С. Новые педагогичнские и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. Вузов и системы пофышения квалификации. – М.: Издательский центр «Академия», 2005

4. Анцыферова Л. И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова и др. — М., 1991. С. 26–44.

5. Хатунцева Л.И., Матвиенко Е.В. Профессионально-ориентированные технологии обучения, 2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×