Актуальные проблемы преподавания истории в условиях ФГОС

Автор: Акименко Ирина Борисовна

 

Качество образования определяется тем, насколько общество, работодатель и сам обучающийся удовлетворены результатами обучения.

В новом поколении российских образовательных стандартов внимание в первую очередь обращено именно на результаты освоения образовательных программ, кроме того стандарты устанавливают требования к условиям реализации программ и их структур.

На этапе основного образования ФГОС состоит задача вырастить индивидуальность. Её смысл состоит в создании пространства для самостоятельной работы обучающихся в рамках учебного плана. Учитывая особенности восприятия необходимо делать 3 урока в день, тогда освободившиеся уйдут на самостоятельную работу. Что повлечет за собой изменение учебного плана. Поэтому в ООП отдельно прописаны инструменты для концентрированного обучения.

Включение в учебный процесс учебно-исследовательской проектной деятельности также потребуется изменения программы. Детская проектная деятельность проводится в разных формах: в их числе учебное проектирование (встроенная в учебный процесс и предмет), социальное проектирование, педагогический проект, а так же лаборатории и социальные практики. Все это должно быть встроено в 32 часа предельной нагрузки, что в свою очередь, также требует другой модели учебного плана.

В новом ФГОС предлагается без оценочная система. Так как контроль и оценки выполняют две функции: диагностика и коррекция. Сравнивать детей невозможно из-за социальной и генетической принадлежности, исходя из этого в ООП было внесено два пункта. Это формирующее оценивание (диагностик и способы коррекций). Убрав пяти бальную шкалу и предложив другие инструменты, второе- индивидуальный прогресс (оценка ребенка только самого себя). Прогресс ребенка не оценивается через предметные знания, а только через уровень освоения тех средств и способов действия, которые осваивает ребенок. Поскольку компетентные вещи вынесены в примерных программах начальной школы как необязательные, существует риск, что учитель остается работать в рамках стандартов ЗУНов. Поэтому многое будет зависеть от учителя. «Учителю, что дай, то он и будет делать». Но, с другой стороны, это можно использовать для достижения содержательной цели нового стандарта- «если задать через примерную программу другой инструментарий, учитель начнет включать его в образовательный процесс, и впоследствии ученик станет другим».

Что касается актуальных проблем, и вопросов, то они заключаются в следующем.

1. Каким должен быть современный урок в современных условиях. Сухомлинский В.А. связывал урок с педагогической культурой учителя:

“Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.

·        урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

·        учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

·        вывод делают сами учащиеся;

·        минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

·        время-сбережение и здоровье-сбережение;

·        в центре внимания урока – дети;

·        учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

·        умение демонстрировать методическое искусство учителя;

·        планирование обратной связи;

·        урок должен быть добрым.

2. Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

·        анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

·        отличаться мобильностью;

·        быть способны к сотрудничеству;

·        обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

3. Принципы педагогической техники на уроках:

·        свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

·        открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

·        деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

·        идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

·        обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи)

4. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

·        формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

·        развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

·        формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

·        были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

·        реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

5. Методы и формы современного урока:

·        метод проектов;

·        информационно-коммуникационные технологии;

·        здоровьесберегающие технологии (интеграция);

·        портфолио.

6. Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

·        создание презентаций к урокам;

·        работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;

·        использование готовых обучающих программ;

·        разработка и использование собственных авторских программ.

И последнее, это повышение уровня учебной мотивации обучающихся. Задача преподавания истории и обществознания заключается в том, чтобы формировать и развивать культуру мышления у обучающихся, навыки критического мышления, воспитание любви и уважения к Отечеству и окружающим людям. Одной из важных результатов работы я считаю, должно быть формирование у ребят нравственных ценностей, определяемых понятиями долг, честь, достоинство и патриотизм.

×
×