Оценивание коммуникативных умений в устной речи студентов

Автор: Бугаёва Елена Валерьевна

Оценивание коммуникативных умений в устной речи студентов

Объектом исследования в данной работе являются средства контроля экспрессивной устной речи в ССУЗе. В силу особенностей речепорождения и условий функционирования устной коммуникации для достижения большей валидности контроль сформированности умений в говорении осуществляется разными приёмами, которые, в свою очередь, повторяют приёмы обучения этому виду речевой деятельности. Для проверки сформированности умений в экспрессивной устной речи (репродуктивной, продуктивной, диалогической, монологической) используются: вопросно-ответная работа, перекодирование и ранжирование информации, устное выступление, интервью, устное сообщение, ролевая игра, обсуждение, решение проблемных задач, краткий и подробный пересказы, устный комментарий и т. д. [3, c. 112].

В современном лингводидактическом тестировании выделяют два вида коммуникативных тестов: в форме интервью и в форме ролевой игры. Если в зарубежной методике преподавания иностранных языков под тестом подразумевается любое испытание, то в отечественной методике тест — комплекс заданий, подготовленный в соответствии с определёнными требованиями к тестам, прошедший апробацию на характеристики эффективности. В настоящее время применение устных коммуникативных тестов в форме интервью и в форме ролевой игры направлено на определение уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции. Основные отличия контроля устной речи в устном коммуникативном тесте в форме интервью и в форме ролевой игры:

-интервью управляется со стороны интервьюера в большей степени (он обладает инициативой в беседе), чем ролевая игра — преподавателем;

-тестирование на основе устных коммуникативных тестов в форме интервью — это тщательно подготовленная и продуманная процедура;

-речевые действия испытуемого и тестирующего в большей степени запрограммированы, например, интервьюер использует обязательный набор фраз в процессе собеседования, хотя тестируемый всегда свободен в выборе языковых средств, изложении своих взглядов, оценок и т. д.;

-вопросы у интервьюера в устном коммуникативном тесте в форме интервью заранее определены;

-устный коммуникативный тест в форме интервью воссоздаёт естественную ситуацию общения;

-устный коммуникативный тест в форме ролевой игры, как правило, строится на конкретной ситуации, а тестовые задания в устном коммуникативном тесте в форме интервью могут варьироваться по содержанию и форме;

-кардинально отличается методика оценивания полученных результатов;

-в тестировании с применением устного коммуникативного теста в форме интервью нет такой зависимости от партнёра , как в устном коммуникативном тесте в форме ролевой игры;

-тестовые задания в устном коммуникативном тесте в форме интервью — адаптивные, в то время как в устном коммуникативном тесте в форме ролевой игры — взаимосвязанные;

-с помощью устного коммуникативного теста в форме интервью можно проверить большой объём материала, чем с помощью ролевой игры.

С нашей точки зрения, устный коммуникативный тест в форме ролевой игры — это средство контроля для проверки сформированности речевых навыков и развития речевых умений в пределах заданной ситуации общения в соответствии с темой, определяющей содержание речевого взаимодействия, и ролями тестируемых.

Под устным коммуникативным тестом в форме интервью мы, вслед за И.А. Цатуровой, будем понимать средство контроля, направленное на создание особых, психологически комфортных условий для тестируемых с целью выявления уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, набором предварительно подготовленных и опробованных на характеристики эффективности тестовых заданий. Результаты тестирования оцениваются с помощью аналитической и целостной шкал.

Под иноязычной коммуникативной компетенцией понимается способность пользоваться фактами иностранного языка и речи в различных условиях речевого общения адекватно ситуации общения [1, c. 216].

Главные отличия устных коммуникативных тестов в форме интервью и ролевой игры от других средств контроля экспрессивной устной речи: 1) исключение подсказки, пояснения; 2) жесткая регламентация по времени; 3) оценивание осуществляется рейтерами и маркером по заранее подготовленным рейтинговым шкалам; 4) аудио-и видеозапись процедуры тестирования.

Устный коммуникативный тест в форме интервью представляет собой свободный диалог, объекты контроля которого (сформированность лексических, грамматических, произносительных навыков и развития умений: соблюдать правила речевого этикета, выражать основные речевые функции, говорить выразительно, самостоятельно, экспромтом, в нормальном темпе, высказываться целостно, логично, связно, продуктивно, передать увиденное, понимать сказанное собеседником однократно и т. д.) представлены в специально разработанных аналитической и целостной рейтинговых шкалах.

Как обеспечиваются характеристики эффективности устных коммуникативных тестов?

Принимая во внимание специфику устного тестирования, в котором возможны только элементы стандартизации, а часть характеристик эффективности коммуникативного теста (валидность, аутентичность, интерактивность, воздействие) определяется на основе логической оценки, мы придерживаемся концепции Л.Ф. Бахмана и А. Пальмера (1996), согласно которой эффективность коммуникативных тестов наилучшим образом обеспечивают шесть его характеристик: надёжность; валидность; аутентичность; интерактивность; воздействие; практичность.

Эффективность теста представляет собой показатель, который отражает совокупность нескольких различных, но взаимосвязанных характеристик, каждая из которых влияет определённым образом на общее качество создаваемого теста. На основе этого определения можно выделить три принципа, которыми мы будем руководствоваться при разработке теста:

-необходимо стремиться максимально повысить эффективность теста в целом, а не каждую из его отдельных характеристик;

-отдельные характеристики теста не могут быть оценены индивидуально, а только в совокупности их влияний на общую эффективность;

-эффективность теста и соответствующий баланс между его характеристиками не могут быть рассчитаны раз и навсегда, они рассчитываются индивидуально для каждой конкретной тестовой ситуации.

Резюмируя вышеизложенное, мы можем прийти к выводам, что в современном лингводидактическом тестировании существует два вида устных коммуникативных тестов — в форме интервью и в форме ролевой игры, выбор той или иной формы всегда зависит от цели, объектов тестирования и этапа обучения. Устный коммуникативный тест в форме интервью выгодно отличается от других средств контроля неподготовленной устной речи: 1) управляемостью со стороны интервьюера; 2) объективностью оценивания результатов тестирования; 3) тщательностью подготовки и организации процедуры тестирования; 4) разнообразием тестовых заданий, их адаптацией под уровень владения иностранным языком тестируемого; 5) возможностью проверить степень владения конкретным материалом за определённый период обучения и создать условия максимально приближённые к условиям реального общения. Устный коммуникативный тест в форме ролевой игры является более предсказуемым, имитационным, менее творческим по сравнению с интервью, так как строится на конкретной ситуации, его тестовые задания взаимосвязанные, а не адаптивные. Процесс научного обоснования эффективности устного коммуникативного теста предполагает оценку его характеристик: надёжности, валидности, аутентичности, интерактивности, взаимодействия и практичности.

 

Список литературы:

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). — Спб.: Златоуст, 1999.

2. Балуян С.Р. Тестирование коммуникативной компетенции в устной речи абитуриентов: Автореф.дис….канд.пед.наук. — Таганрог, 1999.

3. Гром Е.Н. Содержание и формы контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся 10-11 классов школ с углубленным изучением иностранного языка: Дис….канд.пед.наук. — М., 1999.

4. Колесникова И.Л., Длогина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. — Спб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001.

 

 

×
×