Формирование у обучающихся навыков самообучения, самоконтроля и самооценки в процессе лабораторных и практических занятий

Автор: Марина Сергеевна Маслова

Федеральный государственный образовательный стандарт образования ориентирован на становление личностных характеристик школьника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки является актуальным.

Система контроля и оценивания учебной работы не может ограничиваться узкой целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков. Она ставит более важную социальную задачу: развить умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

Контроль и оценка результатов обучения являются обязательным компонентом процесса обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний обучающимися, который должен соответствовать образовательному стандарту.

В системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика.

Самоконтроль и самооценка тесно связаны между собой, самооценка может рассматриваться как конечный компонент процесса самоконтроля.

Самоконтроль не может осуществляться без наличия того, что проверяется, контролируется. Самоконтроль предполагает наличие эталона, т. е. того, что должно быть в идеале.

При формировании самоконтроля и самооценки использую различные приёмы, которые могут быть в различных формах: словесные, графические, письменные.

Основные функции самоконтроля и самооценки:

— обучающая функция — заключается в том, что ученик, оценивая свою работу, еще раз повторяет пройденную тему, выполняет упражнения, производит сравнения с эталоном;

— констатирующая — на основе самоконтроля, ученик оценивает, что из изученного материала знает хорошо, а что недостаточно; — стимулирующая функция — стимул побуждает ученика в совершенствовании самооценки знаний, умений, навыков по своей воле, охотно; — мотивационная функция — обеспечивает приучение к систематической работе, к продуктивному труду, выработку волевых усилий; — воспитывающая и развивающая функции — связаны с формированием адекватной самооценки.

В результате этого процесса одни обучающиеся избавляются от излишней самоуверенности, другие начинают понимать свои недостатки, трудности, третьи осознают, что оценку своих возможностей произвели правильно; — аналитическая функция — связана с рефлексией учащегося, самоанализом учащегося, выявлением пробелов, трудностей в изученном материале. Главная задача — научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной — залог успешности ученика.

В зависимости от характера выполняемой работы и периода обучения способы проведения самоконтроля можно подразделить на три уровня:

Самоконтроль первого уровня.

Лабораторные работы выполняются на основе образца — эталона, инструкций, показанных приемов. Обучающимся обстоятельно объясняют цель каждого действия и показывают способы и условия их выполнения, а также конечный результат. Уровень познавательной активности и самостоятельности обучающихся не выходят за рамки подражательной деятельности. Ошибки при овладении операцией исправляются с большим опозданием, внимание еще слабое, несосредоточенное. В ходе выполнения учебно-производственных заданий и накопления практического опыта у обучающихся постепенно начинают вырабатываться приемы избирательного внимания, сосредоточенности, более значительного понимания цели того или иного действия. Наряду с подражанием образцу у них начинает складываться свой стиль, происходит «врабатываемость», осваиваются предъявляемые требования, появляются элементы преобразующей деятельности. Самоконтроль становится важным звеном выыполнения производственного задания производится все с большей тщательностью. Обучающиеся продолжают совершенствовать воспроизводящие процессы выполнения действий по образцу. Но уже большее место начинают занимать преобразующие процессы, творчество обучающихся, развитие самостоятельной мысли и действий.

Самоконтроль второго уровня.

Постепенно происходит слияние самоконтроля с трудовым процессом. Обучающиеся умеют лучше замечать отклонения от требований, не прибегая к специальным проверкам. Они уже контролируют свою работу, оптимально определяя частоту контроля и проверяя правильность выполняемых действий. Отличительной особенностью этой ступени является развитие у обучающихся самостоятельности в работе, повышение чувства ответственности, умение совмещать контроль нескольких компонентов, внимание отличается динамичностью. Совершенствование приемов корректирования зависит от освоения приемов и способов самостоятельного выполнения трудовой операции. Действуют сенсорные наблюдения и кинестезия. Самоконтроль третьего уровня. Отличительной особенностью самоконтроля на этой ступени является повышение его самостоятельности. При анализе и корректировании характерно возросшее чувство ответственности. В связи с этим происходит и качественное изменение самого характера познавательной деятельности, который определяется уже особенностями взаимосвязей воспроизводящих и творческих действий обучающихся в самом познавательном процессе. Характер самостоятельных работ усложняется: по чертежам, технологическим картам изготавливаются отдельные детали, по инструкционно -технологическим картам выполняются технологические процессы. Это требует от обучающихся мобилизации и преобразования в зависимости от конкретных условий, знаний, умений и навыков.

×
×