Автор: Абрамова Анна Олеговна
Занятия туризмом как одна из форм работы по профилактике девиантного поведения подростков.
Глобальные перемены, происходящие сегодня в России, ведут к перестройке психологии человека (в том числе и молодого), его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией, приводящей к дезадаптации и девиации.
Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В особенностях трудновоспитуемости их кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений, преступности.
Проблема девиантного поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно оценить девиантные отклонения в молодёжной среде, можно сказать, что масштабы девиации растут по многим показателям.
Отклонения от норм могут носить позитивный и негативный характер. В первом случае девиантным поведением может послужить проявление инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений. Во втором же случае последствиями отклоняющегося поведения может послужить вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а так же личности, допускающей негативные отклонения. Бывают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека или группы людей: чудачества, эксцентричность.
В любом обществе во все времена нет, не было и не будет более подвижной возрастной группы, чем подростки. Возраст между 12 и 18 годами называют трудным, переходным, опасным. Все эти эпитеты уместны, но они не отражают сути явления. Подростки вовсе не ставят перед собой задачу осложнять жизнь и быт взрослых. Они просто живут в другом мире, редко переходя границу, отделяющую понятие «наше» от понятия «их».
Одна из главных задач педагогов – помочь подросткам не стать жертвами собственной и чужой агрессии, не быть втянутыми в криминальные и террористические группировки.
По данным официальной статистики, за последние 10 лет уровень заболеваемости среди подростков 15 — 17 лет возрос на 64%, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения в физическом и психическом развитии. Причины нездоровья российских детей — в неблагополучной социально-экономической и экологической ситуации. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования, насыщенная такими мощными факторами снижения здоровья школьников, как обездвиженность учащихся, сенсорная закрепощенность, интенсификация учебного труда. Вместе с тем в школе серьезно недооценивается значение физкультурно-рекреативной работы как механизма и условия обеспечения здоровья учащихся, в том числе такой категории несовершеннолетних, как девиантные подростки. По мнению ученых, необходимость использования средств и методов физкультурно-рекреативной работы с «трудными» подростками обусловлена тем, что в структуре их потребностей и интересов занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, а 80% подростков отдают им предпочтение . Неслучайно исследователи рассматривают физическую культуру и спорт не только как важное средство организации досуга, но и как один из способов вовлечения подростков в сферу социально позитивной деятельности. Однако, как показывает анализ школьной практики, физкультурно-рекреативная работа с девиантными подростками часто сводится к набору большего или меньшего количества недостаточно обоснованных, плохо систематизированных и взаимосвязанных, а значит, малоэффективных мероприятий. Вместе с тем в научных исследованиях физкультурно-рекреативную работу с учащимися принято рассматривать как добровольную деятельность в сфере досуга.
Девиантность подростков рассматривается как недостаток ключевого, социального компонента здоровья и характеризуется снижением социальной активности (либо повышением асоциальной активности) формирующейся личности, неспособностью к самоопределению жизненного пути, наличием у несовершеннолетних системы искаженных социальных ценностей, включая неприятие ценностей здоровья и здорового образа жизни. По этому организация физкультурно-рекреативной работы с такой категорией учащихся в образовательном учреждении сориентирована на взаимодействие всех участников педагогического процесса с целью восстановления сил и здоровья подростков и их социализацию средствами физической культуры.
Наиболее эффективной формой работы по профилактике девиантного поведения подростков на мой взгляд является физкулитурно-спортивная работа. А один из ее видов – организованные занятия туризмом.
Туризм – это вид деятельности, который дает максимально возможный, комплексный эффект в развитии ребенка. Каждый туристический поход – это особый отрезок жизни, спрессованный во времени. И поэтому все события этого отрезка жизни запоминаются, откладывают отпечаток, имеют мощное педагогическое воздействие на ребенка. Один раз пережив ту или иную ситуацию в реальности он запомнит ее на всю жизнь. Именно навыки получаемые вживую остаются навсегда, а не те нравоучения к которым привыкли. Хочется привести слова К.Д.Ушинского: « Назовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей… стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».
Воспитывают ребят не нравоучения педагога или воспитателя, а сами туристические традиции, основанные на взаимопомощи, взаимовыручке, духе коллективизма и товарищества, создают комфортность социально-психологического климата коллектива туристической группы, построенного на внимании к возможностям и потребностям каждого члена коллектива. Многих привлекают неформальные условия для общения. Поход – активная совместная деятельность, создающая возможности для завоевания авторитета как учеников у сверстников и учителя, так и учителя у учеников.
Уходя в виртуальный мир, современные дети плохо знакомы с реальным миром, окружающей действительностью. Именно туризм позволяет посмотреть на жизнь под другим углом, другими глазами, расставить так сказать акценты. Скоординированная работа в туристическо-краеведческой направленности позволяет решить проблему воспитания здорового образа жизни и воспитания духовности школьников.
Одним из составляющих здоровья человека является психическое здоровье. Определение психического здоровья звучит так – это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое или душевное здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям. Компонентом психического здоровья является нравственное здоровье – комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность человека. Греки гововрили: « В здоровом теле – здоровый дух». Для поддержания психического здоровья необходимо удовлетворение идеальных потребностей, т.е. того, что в быту мы называем « для души»: музыка, театр, книги, кино, живопись. Сюда же можно отнести и общение с природой, созерцание природы.
В туристических походах, вне криминализированной городской среды, влияния неблагоприятных факторов, вызванных техногенным характером города, вдали от каждодневных бытовых проблем, стрессов можно обрести долгожданный душевный комфорт. Туристические походы – эффективная форма тренинга личного роста.
И наконец, поход это способ удовлетворения духовных потребностей при посещении памятных мест, природных , исторических, архитектурных достопримечательностей, возможность повысить свой образовательный уровень.
Еще один актуальный вопрос, как воспитать мальчиков настоящими мужчинами? Чтобы они были выносливыми, надежными, способными защитить слабых, желающими подставить свое сильное плечо. Настоящее мужское воспитание – это воспитание гуманное, но не тепличное, воспитание испытанием, но не жестокостью, воспитание дисциплиной, но не муштрой. Занятия туризмом способны решить эту проблему.
Занятия туризмом воспитывают межличностные отношения детей. Учат ответственности. Позволяют попробовать свои силы и возможности в разных должностях: дежурный, завхоз, санитар, хронометрист и т.д. занятия туризмом позволяют самореализоваться, приобрести определенный статус в обществе. Туризм и краеведение имеют интегративную основу. Он позволяет ученику приобрести качества, необходимые ему для продолжения образования, учебной деятельности. Это – владение новыми ( помимо привычных в условиях классно-урочной системы) способами получения знаний о мире и о себе во время туристических прогулок и походов, сформированный интерес к продолжению изучения родного края.
В туристической деятельности можно обучить школьников навыкам сотрудничества. Ведь само участие в походах в подростковом возрасте мотивировано потребностями детей в общении со сверстниками. Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого – качества, которые участник туристического похода проявляет постоянно. А коллективные условия реализации деятельности дают ему представления о моральных нормах поведения общества и формируют отношения к ним как к ценности. Ребенок приобретает опыт общения: практические умения устанавливать положительные отношения в коллективе, поддерживать коммуникативные контакты в условиях преодоления трудностей, физических и психологических нагрузок, опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Туризм имеет необходимый потенциал для развития лидерских задатков. Коллективный характер деятельности пробуждает у ее участников интерес к жизни в коллективе сверстников. Участие в самоуправлении туристической группы формирует постоянную необходимость проявления ответственности.
В каждом туристическом походе и путешествии присутствуют элементы познания и начала патриотического, эстетического и физического воспитания. Тяга к перемене мест, к путешествиям присуща всем возрастам. Это одно из естественных стремлений человека к духовному изобилию жизни, неутолимая жажда познания, непреодолимое желание раздвинуть горизонты собственного видения мира.
Любой большой или малый поход – это для путешествующего непременно узнавание ранее неизвестного уголка Родины. На пути туриста – вехи истории: памятники истории и культуры, в которых воплощены духовные силы наших предков. И всегда желанны встречи с людьми: убеленными сединой ветеранами и подлинными героями нашего времени, которые повседневным трудом преображают жизнь, делают ее богаче и прекраснее. И все это ложится в копилку памяти, утверждает веру в собственные силы, во всей полноте и величии раскрывает могущество и красоту нашей Родины.
Туристические походы дают возможность непосредственно глазами художников, поэтов и писателей посмотреть на завораживающие картины природы, самим сложить впечатление от увиденного, сравнить свое видение и то, что описывают мастера слова и кисти. Такое восприятие остается в душе навсегда, причем ненавязчиво, природосообразно. Возникает чувство гордости за отечество, за себя потому как ты прикоснулся к этому чуду.