Автор: Гехова Раиса Берслановна
Социо-игровая технология в самостоятельной творческой деятельности детей.
Гехова Раиса Берслановна
МБДОУ «Аленький цветочек»
Ребёнок, начиная с ясельного возраста, нуждается в том, чтобы все понятия и знания в его маленькой головке укладывались в систему, чтобы потом ему было легче постигать разные мудрые истины. Это означает, что жизнь ребёнка с самых малых лет нужно наполнить интересным содержанием, чтобы у него появилось желание поскорее познакомиться со всем новым и неизведанным.
У кого ещё так развито любопытство, как не у ребёнка? Перед ним открывается новый мир, полный сюрпризов и неожиданностей, который должен состоять из красок, звуков, света, фантазии, творчества и сказки.
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В старшем дошкольном возрасте усиливается значение учебной деятельности.
По своей природе игра ребёнка – это отобразительная деятельность. В основном игра отображает впечатления детей об окружающей жизни, их знания, понимание происходящих явлений природы и бытовых событий.
Развитие содержания творческих игр отражает направленность детского познания. В процессе игры развивается воображение ребёнка, формируются познавательные интересы, что немаловажно для них.
Значимость её определяется тем, что в учебной деятельности ведущую позицию занимаем мы, педагоги, и организованно всем передаём определённый программой круг знаний об окружающем мире, организуем деятельность детей по их усвоению.
Социо-игровая технология представляет собой организацию обучения в условных ситуациях, которые помогают воспроизвести и освоить общественный опыт во всём его многообразии, т.е. знаниях, умениях, эмоциональной деятельности и социальных оценках.
Проще говоря, это образование в форме развлечения, игры.
Создание эмоционально комфортного климата жизнедеятельности дошкольников в группе и гуманное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми является базовой основой накопления положительного личного опыта. Умение педагога создать в группе доброжелательную и жизнерадостную обстановку, проявить внимание к каждому ребёнку, поддержать детскую инициативу, стремление к сотрудничеству, проявлению добрых чувств – важнейшее условие социально-эмоционального развития детей.
Социальный опыт приобретается ребёнком постоянно – как под руководством воспитателя, так и самостоятельно.
Для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка и творческой активности у старших дошкольников большое значение имеет развивающая среда, предполагающая комплексное психолого-педагогическое воздействие и интеграцию различных видов детской деятельности:
ü НОД: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие;
ü вне занятий (творческие игры, игры-путешествия на прогулке, поисково – исследовательская деятельность, режимные моменты: умывание, закаливающие процедуры, одевание, зарядка, самомассаж и др.);
ü в специально организованной деятельности, на логопедических занятиях (динамические упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения с использованием игровых моментов, специальные игры, задания: подумай, нарисуй, расскажи; подумай и составь предложения по картинке и т.д.);
ü работа с познавательной литературой;
ü экскурсии по городу, посещение выставок;
ü сотрудничество с Интеллект-центром, с Городской детской библиотекой;
ü в совместной с родителями деятельности.
В предметно – пространственной развивающей среде нашей группы организованы уголки: театральный, творческий, музыкальный «Конструкторское бюро»; центры: «Речецветик», «Почемучка» (познавательный), «Ищу. Исследую. Творю», «Выше! Сильнее! Быстрее!» (центр развития движений); зоны настольных игр; есть развивающие макеты, позволяющие создавать целые игровые миры, развивать творчество. Данная среда не лишает ребёнка права на уединение и спокойную сосредоточенную деятельность.
Такая среда позволит решить следующие задачи:
-стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни (добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения);
-обучать поиску разнообразных вариантов использования предметов в процессе игры;
-придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами;
-развивать самостоятельность;
-стимулировать проявление живого интереса к играм сверстников;
-поощрять изобретение интересных и необычных игровых задумок.
На проявлении свободного творчества губительно может сказаться целенаправленное натаскивание детей на шаблонные игровые действия. Важно стимулировать перенос ребенком знаний из специально организованной дидактической среды в жизненную обстановку.
Взрослые склонны воспринимать детскую игру как нечто само собой разумеющееся. А поскольку она доставляет им радость и обычно не приносит вреда, мы относимся к ней, как к занятию менее серьезному, в сравнении со сходной деятельностью взрослых.
Педагог может включиться в игру детей, занимая равную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздействие на ход игры общими для всех способами (предложить новый персонаж, придумать поворот сюжета и т.д.)
Богатая фантазия ребёнка и творческая импровизация сделают игру оригинальной и разнообразной по своему замыслу, следовательно, более интересной и увлекательной. Для того чтобы творческая игровая деятельность была действительно интересной и разнообразной требуется проведение серьёзной работы со стороны взрослых по вовлечению ребёнка в познавательную деятельность. Эрудированный ребёнок с развитым для своего возраста пониманием окружающего мира, фантазирует новыми идеями, вовлекая в игру новых участников и наполняя её глубоким содержанием.