Проект модели модульной ступенчатой образовательной программы среднего профессионального образования

Автор: Мельникова Елена

Вишневская Марина Валерьевна, заместитель директора по учебной работе, Мельникова Елена Валентиновна, заведующий методическим кабинетом

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия транспортных технологий»

 

Проект модели модульной ступенчатой образовательной программы среднего профессионального образования

 

Сегодня система среднего профессионального образования находится на этапе новой фазы эволюционного развития. Происходит обновление системы подготовки кадров среднего звена, направленное на интенсификацию и повышение качества подготовки кадров, а также на расширение поля профессиональной деятельности и обеспечение гибкости образовательных траекторий, внедрение новых форматов оценки с применением процедур демонстрационного экзамена как инструмента объективной оценки профессиональных функций. Важным аспектом становится оптимизация сроков обучения в сторону сокращения времени реализации образовательных программ с целью интенсификации подготовки кадров для рынка труда.

Государственная политика в области стратегического развития Российской Федерации основана на инновационном пути преобразований, направленном на построение эффективной экономики, для которой необходимо наличие квалифицированных кадров, соответствующих текущим и стратегическим кадровым потребностям отраслей экономики.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия транспортных технологий» (далее СПб ГБПОУ «Академия транспортных технологий») является одним из ведущих образовательных учреждений города Санкт-Петербурга по подготовке высококвалифицированных специалистов для работы в управленческой, производственной сферах автомобильного, наземного электрического транспорта, а также строительства и топливно-энергетического комплекса.

Сегодня СПБ ГБПОУ «Академия транспортных технологий» ищет новые формы работы с обучающимися, выстраивает новую модель взаимодействия всех участников образовательного процесса, позволяющую обеспечить высокое качество образования на протяжении всего процесса обучения и ориентирующую выпускников на современный рынок труда.

Авторский коллектив академии предлагает вашему вниманию проектное решение новой структуры образовательной программы СПО, которая способна решить озвученные проблемы, а также позволит выстроить индивидуальные образовательные траектории обучающихся в получении образования, предоставит широкие возможности для различных категорий населения в приобретении необходимых профессиональных квалификаций, компетенций, в соответствии с запросами всех участников образовательного процесса (стейкхолдерами).

При разработке МСОП был создан алгоритм системы качественного взаимодействия образовательной организации со стейкхолдерами. Основную роль в формировании так называемого пакета (набора, портфеля) профессиональных компетенций будущего выпускника выполняет «стейкхолдер – работодатель», на основании запросов которого и формируется модульная ступенчатая образовательная программа по разным направлениям подготовки.

Новая модель программы требует создание нового образовательного пространства, обеспечивающего формирование интегрированных процессов и комплексного внедрения современных образовательных технологий и методов обучения.

На рисунке1 представлена модель модульной ступенчатой образовательной программы СПО, которая состоит из модулей:

1. Базовый модуль;

2. Модуль специализации;

3. Квалификационный модуль;

4. Модуль целевого обучения.

 

Рисунок 1- Модель модульной ступенчатой образовательной программы СПО

 

Каждый модуль — это не только новый уровень и ступень образования, но и новый набор компетенций будущего специалиста.

Базовый модуль — это привычный для всех нас способ реализации ОПОП в соответствии с ФГОС СПО. Результатом освоения которого является диплом о СПО.

Следующий модуль — Модуль специализации, позволяет получить рабочую профессию, должность служащего согласно профессиональному стандарту.

На рисунке 2 представлен механизм взаимодействия 1 и 2 модулей образовательной программы. Где видно, что путем содержательной интеграции в структуру ОПОП Базового модуля, рабочих программ профессионального обучения Модуля специализации, через освоение ПМ идет получение заявленных квалификаций рабочей профессии, должностей служащих. Результатом освоения является сдача квалификационного экзамена и получения свидетельства о рабочей профессии.

 

Рисунок 2- Механизм взаимодействия 1 и 2 модулей образовательной программы

 

Вернемся к структуре программы.

Квалификационный модуль — направлен на реализацию программ ДПО и повышение квалификации будущих специалистов. При освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки возможен зачет учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), освоенных в процессе обучения по основным профессиональным образовательным программам. Т.е. одновременно с освоением программы среднего профессионального образования (далее – СПО), на основе договора с обучающимся, может реализовываться программа дополнительного профессионального образования, при этом срок освоения программы ДПО может быть сокращен на основе зачета результатов освоенных ранее программ учебных дисциплин и профессиональных модулей в рамках программы СПО. Это обстоятельство указывает на возможность интеграции программ СПО и ДПО.

Модуль целевого обучения — точечная подготовка профессиональных кадров по запросу работодателя. Данный модуль так же позволяет через вариативную часть ОПОП в базовом модуле сформировать индивидуальную образовательную траекторию обучающихся через ДУС.

Модульность программы, позволяет более вариативно организовать образовательный процесс, оперативно подстраиваясь под интересы и способности обучающихся, получать широкий спектр профессиональных квалификаций, специализаций.

Одним из самых важных моментов для успешной реализации модели модульной ступенчатой образовательной программы среднего профессионального образования, является осуществление интеграции в цикл общеобразовательных дисциплин материалов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, где в первую очередь уклон делается на получение профессиональных навыков, через лабораторный практикум.  Это означает, что содержание рабочих программ по общеобразовательным дисциплинам должно иметь профессиональную направленность, поэтому очень важно сотрудничество преподавателей общеобразовательных дисциплин с преподавателями профессионального цикла во время реализации образовательных программ.

Эффективная организация проведения лабораторных работ в преподавании учебных дисциплин и профессиональных модулей способствует формированию требуемых ФГОС СПО результатов обучения — профессиональных и общих компетенций, основанных на практическом опыте, умениях, знаниях.

Разработанная и проходящая апробацию модель модульной ступенчатой образовательной программы среднего профессионального образования, это про современные и своевременные подходы к проектированию образовательных программ, а реализация инновационной модели программы позволяет:

     расширить диапазон образовательных деятельности ПОО, в соответствии национальными приоритетами государства, общества и обучающихся;

      обеспечить высокий уровень профессионального образования в соответствии текущими и стратегическими кадровыми потребностям отраслей экономики;

      создать многоурвневую интегрированную образовательную среду профессиональной образовательной организации, которая в свою очередь позволит: 

      исключить дублирование материала;

      повысить   качество образования, сделать образовательную программу СПО более привлекательной

      эффективно использовать образовательные ресурсы.

Модель модульной ступенчатой образовательной программы среднего профессионального образования, разработанная совместно со стейкхолдерами позволит за нормативный срок освоения образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС подготовить специалиста  новой формации, способного грамотно решать поставленные задачи, обладающего многоуровневым образованием, нацеленного на самореализацию и самообразование в будущей профессиональной деятельности.

×
×