Материалы для изобразительного творчества

Автор: Елена Владимировна Куклева

Играя, можно рисовать палкой на песке и лепить фигуры из снега. Можно воспользоваться любым подручным ма­териалом и сделать прекрасные изобра­жения, но их трудно сохранить надолго.

Для изобразительного искусства су­ществуют специальные художественные материалы: живописные, графические и скульптурные.

У каждого художественного материа­ла свой характер и свои возможности. Одно и то же изображение, выполнен­ное разными материалами, будет созда­вать иной образ, выглядеть по-разному.

 

СКУЛЬПТУРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — это глина, гипс, дерево, металл, различ­ные виды камней. Скульптура, выполненная из подат­ливого руке мастера полупрозрачного мрамора, не похожа на скульптуру из бле­стящего металла, несущего в себе силу. Портрет из дерева, сохраняющий в себе образ таинственного леса, не похож на памятник из гранита, который напоми­нает каменную скалу.

 

ГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ — это карандаши, разнообразные мелки, палочки обожженного древесного угля, фломастеры и различные ручки, а также традиционные в графике — тушь и пе­ро, вместо которого иногда применяют заостренную палочку или кисть.

Каждый художественный материал имеет свои особые качества и образные возможности.

Карандаш — самый обычный и рас­пространенный, знакомый всем и необхо­димый в работе художника графический материал. Графитные или, как говорят, простые карандаши, различаются своей твердостью. Твердый — оставляет жесткую серебряную линию, а мягкий — шерохо­ватую и насыщенную. Рисовать можно и острым кончиком грифеля и сточив его «лопаточкой», применяя разный нажим. Карандаш дает возможность наносить на бумагу линии и разные по характеру штрихи — когда короткие линии ложатся рядом и образуют пятно. Чтобы сделать пятно темнее, новый слой штрихов на­кладывают в другом направлении.

Для более крупных по размеру ри­сунков художники любят использовать уголь. Очень отзывчивый руке мастера, уголь позволяет быстро выразить замысел, но требует осо­бой сноровки, ведь можно «перечер­нить» работу. Его легко стереть тряпкой, поэтому необходимо закреплять на по­верхности бумаги специальным лаком.

В рисовании также используется сан­гина — мягкие коричневые мелки, хоро­шо совместимые с углем.

Наиболее богата по своим возможно­стям пастель. Это сухие цветные палоч­ки, создающие бархатистую, переливча­тую поверхность, которая нуждается в закреплении на бумаге, иначе красоч­ный слой осыпается. Существует также масляная пастель — яркая и сильная, но не пригодная для тонкой проработки ри­сунка.

 Для всех видов графики большое значение имеет выбор цвета и качества бумаги.

 

ЖИВОПИСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — это краски, которые лают ху­дожнику богатые возможности в изображении мира. В глубокой древности человек научился получать красящие вещества, растирая в порошок разноцветные глины и камни. Эта красочная основа порошок — называется «пигмент». Чтобы из него сделать краску надо найти подходящее связующее вещество.  Для этого применяли воск, яичный желток, рыбий клей. И даже сегодня в самые каче­ственные краски обязательно входят те же натуральные вещества.

Темпера — одна из самых древних красок. До XV в. темпера была наибо­лее распространенным материалом жи­вописи. Краска разбавляется водой, но быстро высыхает и становится прочной. На Руси яичная темпера применялась в иконописи и для росписи храмов. Фре­ски наносились на стены храмов или дворцов по слою еще не просохшей шту­катурки, которая впитывала в себя кра­сящий пигмент и прочно его закрепляла.

Акварель — это прозрачные водяные краски. Их наносят на бумагу тонкими слоями так, чтобы бумага просвечивала сквозь них. При этом они дают возмож­ность получить очень яркие цвета, отли­чающиеся особой свежестью, но для этого требуется мастерство и ясное пред­ставление о задуманном образе. Если одно и то же место покрыть нескольки­ми слоями краски, оно может казаться грязным.

Гуашь, как и акварель, разводят во­дой. Это густые, кроющие краски, и при работе они дают большую, чем акварель, свободу исправлений.

Масло, наверное, самая главная жи­вописная краска, она дает художнику самые большие возможности. Пишут маслом обычно по специально загрунто­ванному холсту и краску разводят не во­дой, а специальными растворителями. Масло позволяет вести работу много­слойно, углубляя и разрабатывая содер­жание произведения.

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНИКИ — это способы работы тем или иным ма­териалом. Например, акварелью можно вести работу в течение нескольких сеан­сов, накладывая по просохшему слою новый прозрачный и светлый слой кра­ски. Можно взять цвет сразу в полную силу и быстро завершить работу или пи­сать растекающейся акварелью по влаж­ной, смоченной водой бумаге.

И всякий раз потребуется специаль­ный навык мастерство владения данной техникой, которое приходит с опытом. Но мастерство художника определяется не только уровнем его техники. Мастерство определяется, прежде всего, умением ви­деть мир, мыслить и выражать свои чув­ства, так же как в литературном творче­стве недостаточно знать грамоту, чтобы стать поэтом.

×
×