Автор: Елена Владимировна Куклева
Играя, можно рисовать палкой на песке и лепить фигуры из снега. Можно воспользоваться любым подручным материалом и сделать прекрасные изображения, но их трудно сохранить надолго.
Для изобразительного искусства существуют специальные художественные материалы: живописные, графические и скульптурные.
У каждого художественного материала свой характер и свои возможности. Одно и то же изображение, выполненное разными материалами, будет создавать иной образ, выглядеть по-разному.
СКУЛЬПТУРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — это глина, гипс, дерево, металл, различные виды камней. Скульптура, выполненная из податливого руке мастера полупрозрачного мрамора, не похожа на скульптуру из блестящего металла, несущего в себе силу. Портрет из дерева, сохраняющий в себе образ таинственного леса, не похож на памятник из гранита, который напоминает каменную скалу.
ГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ — это карандаши, разнообразные мелки, палочки обожженного древесного угля, фломастеры и различные ручки, а также традиционные в графике — тушь и перо, вместо которого иногда применяют заостренную палочку или кисть.
Каждый художественный материал имеет свои особые качества и образные возможности.
Карандаш — самый обычный и распространенный, знакомый всем и необходимый в работе художника графический материал. Графитные или, как говорят, простые карандаши, различаются своей твердостью. Твердый — оставляет жесткую серебряную линию, а мягкий — шероховатую и насыщенную. Рисовать можно и острым кончиком грифеля и сточив его «лопаточкой», применяя разный нажим. Карандаш дает возможность наносить на бумагу линии и разные по характеру штрихи — когда короткие линии ложатся рядом и образуют пятно. Чтобы сделать пятно темнее, новый слой штрихов накладывают в другом направлении.
Для более крупных по размеру рисунков художники любят использовать уголь. Очень отзывчивый руке мастера, уголь позволяет быстро выразить замысел, но требует особой сноровки, ведь можно «перечернить» работу. Его легко стереть тряпкой, поэтому необходимо закреплять на поверхности бумаги специальным лаком.
В рисовании также используется сангина — мягкие коричневые мелки, хорошо совместимые с углем.
Наиболее богата по своим возможностям пастель. Это сухие цветные палочки, создающие бархатистую, переливчатую поверхность, которая нуждается в закреплении на бумаге, иначе красочный слой осыпается. Существует также масляная пастель — яркая и сильная, но не пригодная для тонкой проработки рисунка.
Для всех видов графики большое значение имеет выбор цвета и качества бумаги.
ЖИВОПИСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — это краски, которые лают художнику богатые возможности в изображении мира. В глубокой древности человек научился получать красящие вещества, растирая в порошок разноцветные глины и камни. Эта красочная основа порошок — называется «пигмент». Чтобы из него сделать краску надо найти подходящее связующее вещество. Для этого применяли воск, яичный желток, рыбий клей. И даже сегодня в самые качественные краски обязательно входят те же натуральные вещества.
Темпера — одна из самых древних красок. До XV в. темпера была наиболее распространенным материалом живописи. Краска разбавляется водой, но быстро высыхает и становится прочной. На Руси яичная темпера применялась в иконописи и для росписи храмов. Фрески наносились на стены храмов или дворцов по слою еще не просохшей штукатурки, которая впитывала в себя красящий пигмент и прочно его закрепляла.
Акварель — это прозрачные водяные краски. Их наносят на бумагу тонкими слоями так, чтобы бумага просвечивала сквозь них. При этом они дают возможность получить очень яркие цвета, отличающиеся особой свежестью, но для этого требуется мастерство и ясное представление о задуманном образе. Если одно и то же место покрыть несколькими слоями краски, оно может казаться грязным.
Гуашь, как и акварель, разводят водой. Это густые, кроющие краски, и при работе они дают большую, чем акварель, свободу исправлений.
Масло, наверное, самая главная живописная краска, она дает художнику самые большие возможности. Пишут маслом обычно по специально загрунтованному холсту и краску разводят не водой, а специальными растворителями. Масло позволяет вести работу многослойно, углубляя и разрабатывая содержание произведения.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНИКИ — это способы работы тем или иным материалом. Например, акварелью можно вести работу в течение нескольких сеансов, накладывая по просохшему слою новый прозрачный и светлый слой краски. Можно взять цвет сразу в полную силу и быстро завершить работу или писать растекающейся акварелью по влажной, смоченной водой бумаге.
И всякий раз потребуется специальный навык мастерство владения данной техникой, которое приходит с опытом. Но мастерство художника определяется не только уровнем его техники. Мастерство определяется, прежде всего, умением видеть мир, мыслить и выражать свои чувства, так же как в литературном творчестве недостаточно знать грамоту, чтобы стать поэтом.