Автор: Хасанова Гульсасак Юмагужовна
Консультация для родителей
«Речь начинается со звукоподражаний»
С чего начинается слово? Конечно, со звука.
Осознанная речь ребенка начинается со звукоподражаний. Произнесение звукоподражаний способствует тренировке артикуляционного аппарата, дает возможность соотносить слово и предмет, который оно называет, а, следовательно, ускоряет переход к полноценной речи.
Сначала этот процесс напоминает эхо: взрослый говорит — ребенок повторяет за ним.
Чтобы повторение было осознанным, необходимо заниматься этим в процессе игры или практической деятельности малыша.
Прежде чем развивать речевое подражание, следует учить подражанию в целом, т.е. научить малыша подражать движениям рук, ног, головы, а также действиям с предметами.
Хорошо развивают подражательные способности регулярные занятия пальчиковыми играми.
Если ваш малыш научился подражать вашим движениям и действиям, то можно переходить к речевому подражанию:
Вначале работаем над гласными.
— Девочка качает куклу: «А-а-а!». Одновременно имитируем укачивание куклы. Обращаем внимание ребѐнка на свой рот, показываем, как нужно открывать рот, когда поем.
— У мальчика болит ухо: «О-о-о!». Прижимаем ладошку к уху и качаем головой. — Показываем игрушечную лошадку: «И-и-и!». Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбку. — Гудит пароход: «У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.
Далее отрабатываем слияния гласных звуков.
— Маша заблудилась в лесу: «Ау! Ау!».
— Ребенок плачет: «Уа! Уа!».
— Показываем ослика, говорим: «Иа! Иа!».
— Деревья шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в другую.
— Показываем пилу (картинку или игрушку): «Сь-сь-сь». Выполняем движения вперед-назад ребром ладони или игрушечной пилой.
— Поет комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.
— Поет жук: «Ж-ж-ж». Можно предложить посоревноваться с крохой, чей жук дольше пожужжит.
— Греем ручки: «Х-х-х». Показываем, как дышать на руки.
— Ёжик фыркает: «Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как ежики.