Конспект занятия по экологии и опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему «Поможем родничку»

Автор: Ольга Григорьевна Ивашкив

Конспект занятия по экологии и опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему «Поможем родничку»

 

Цель: формирование знаний о природных  объектах и их охране, о значении воды в жизни всего живого.

Задачи:

Образовательные:

  познакомить детей со свойствами воды (прозрачность, текучесть).

  закрепить знания детей об известных свойствах воды: вода не имеет вкуса и запаха;

     углубить и расширить знания детей о природном водоёме — роднике;

  дать представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле;

  формировать умение самостоятельно проводить опыты, соблюдать меры безопасности, размышлять, обобщать результаты.

Развивающие:

  развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;

   продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом. Воспитательные:

  прививать бережное отношение к природе;

  развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения;

   воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность.

Предварительная работа:

1.   Занятия детей в мини-лаборатории: проведение опытов с водой.

2.    Беседы о воде, о ее роли в жизни человека.

3.   Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4.   Чтение художественной литературы.

5.     Отгадывание загадок по теме.

6.      Заучивание наизусть пословиц, поговорок о воде.

Материал: пластиковые прозрачные стаканы с водой и молоком, морские камешки, воронки, ватные диски, цветок и рыбка из бумаги, емкость с водой.

Ход работы

 Организационный момент:

Улыбнусь я солнышку:

-Здравствуй, золотое!

Улыбнусь цветочку я:

Здравствуй, я с тобою!

Улыбнусь я дождику:

-Лей как из ведра!

Улыбнусь я другу:

Желаю всем добра.

 

 

— Ребята, давайте улыбнемся, подарим друг другу хорошее настроение и скажем: —  «Доброе утро!

  -Я вам рада, как всегда,

  Гости здесь у нас с утра,

А теперь давайте улыбнемся нашим гостям и скажем им: — «Доброе утро!»

   Ребята, вы любите ходить в гости? Сегодня я хочу вас пригласить в гости к лесному роднику. А если родничок лесной, то где он находится? Правильно, в лесу. Мы отправляемся с вами в лес.

Вокруг себя повернись

 и в лесу очутись.

 

(запись — «Звуки леса»)

     Ребята, что мы сейчас слышим? (Ответы детей)

  Правильно, мы с вами слышим волшебные звуки леса.

Обратите внимание, какой воздух в лесу чистый, свежий, как дышится легко и свободно.

Дыхательная гимнастика:

Ах!

Ах, какой воздух!

Ах, какой чистый воздух!

Ах, какой чистый воздух в лесу!

(звучит запись -«Звуки лесного родника»)

   Ребята, вы слышите, как журчит вода в роднике?

   Динамическая пауза:

Родничок меж трав бежит (бегут на месте),

Тихо по камням журчит,

С камешка на камень — скок,

Прыгает наш родничок, (дети прыгают)

Родничок наш изогнулся

Влево, вправо повернулся, (повороты в стороны)

Между кочек затаился, (приседают на корточки)

Вверх на горку заискрился, (поднимаются)

Снова быстро побежал, (бег на месте)

В реку широкую упал! (дети берутся за руки, образуя круг)

(выключается запись )

   Ой, что это? Почему не слышно журчания воды? Наверное, что-то случилось с нашим родничком?

(Появляется  Родничка)

Познакомьтесь, мой дружок —

Маленький и быстрый,

Синеглазый родничок,

Чубчик серебристый.

 

Родничок:

Я веселый родничок.

Кто же мне помочь готов?

Никто не слышит песенки моей?

И с каждым днем

Она становится грустней.

Ведь на пути моем преград не перечесть:

Бутылки, палки и коряги есть.

Кого о помощи просить,

Чтоб мог я песенкой своей

Весь мир развеселить?

   Не переживай, родничок мы тебе поможем. Правда, ребята? Что нам необходимо сделать, чтобы помочь роднику?

Ответы детей: (необходимо очистить родник от мусора: бутылок, коряг, веток, очистить воду).

-Ребята, давайте поможем родничку.

(детьми снимаются с костюма родника ветки, пластиковые бутылки, бумагу)

   Ребята, а для того, чтобы очистить воду, нам необходимо вернутся в детский сад, в нашу волшебную лабораторию.

   До свидания, родничок. Мы еще придем к тебе в гости. Родничок: — Спасибо вам, ребята. До свидания.(уходит) Дети: До свидания.

  Ну что, отправляемся в детский сад.

Вокруг себя повернись И в саду очутись.

   Ребята, нам нельзя терять ни минуты. Приглашаю вас в нашу лабораторию.

Опыт № 1 «Вода — это жидкость».

-Перед вами на столе стоят два стакана. Один с водой, а другой пустой. Давайте перельем аккуратно воду из одного стакана в другой и наоборот.

             Что делает вода? (Ответы детей: вода льется, плещется, журчит, переливается)

   Какой мы можем сделать вывод?

Вода — это жидкость, её можно наливать, переливать.

Опыт №2 «Вода — прозрачная жидкость».

Перед вами стоит два стакана — один с водой, другой с молоком. В оба стакана опускаем камешки .

   В каком из стаканов камешек виден, а в каком не виден? (Ответы детей: в стакане с водой мы видим камушек, а в стакане с молоком нет.)

   Почему? ( Ответы детей: вода прозрачная, а молоко нет.)

 Вывод: вода — прозрачная жидкость.

Экспериментальная деятельность: «Как воду сделать чистой».

   Ребята, я вам сейчас покажу  стакан с водой, которая течет сейчас в нашем роднике. Какая она?

(Ответы с детей: мутная, грязная.)

    Сейчас я попробую очистить грязную воду. Для этого возьму воронку, вложу в неё фильтр (ватный диск) и начну пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается.

(Ответы детей: вода стала чистой.)

   А что стало с нашим фильтром? (Ответы детей: он стал грязным.) Вывод: после очистки вода стала чистой.

    Ребята, правильно, вода стала чистой, прозрачной, но пить ее еще нельзя. Ее надо вскипятить и только потом она будет пригодна для питья.

Без чистой воды мы не сможем прожить. Нам нужна только чистая вода!

   Давайте очищенную нами воду сольем в емкость.

(Дети сливают воду в прозрачную емкость, на дне которой размещены мелкие морские камешки и пластмассовые игрушечные лягушки. Когда емкость наполняется водой, лягушки всплывают).

  А кому еще нужна чистая вода?

(Ответы детей: животным, растениям, рыбам, птицам.)

   А сейчас мы проверим, стала ли чистой вода в нашем роднике чистой. Ведь только в чистой воде распускаются цветы, живут рыбки, лягушки.

Динамическая пауза: (дети выполняют движения в соответствии с текстом).

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И всем дружно улыбались…

Кинезиологическое упражнение «Лягушка».

  Дети произносят: «Ква-ква!», поочередно сжимая и разжимая кулачки).

 

 

Опыт-фокус № 1

В емкость с водой опускается бумажный цветок, со сложенными внутрь лепестками. Когда лепестки промокнут, цветок раскроется.

Опыт-фокус №2

В емкость с водой опускается бумажная рыбка с отверстиями А и Б так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя — вся совершенно сухая. В одно из отверстий капаем растительное масло, которое, стремясь распространится по поверхности воды, потечет по каналу АБ и, вследствие чего, рыбка начнет двигаться вперед.

   Молодцы ребята, мы помогли нашему родничку, очистили его от мусора и в нем, как мы убедились, сейчас течет чистая прозрачная вода.

Рефлексия:

   К кому мы сегодня ходили в гости?

  Что случилось с родничком?

   Как мы помогали родничку?

   Какие опыты мы с вами сегодня проводили?

 

Итог занятия:

Молодцы, ребята, вы сегодня проявили себя как настоящие герои, вы очистили воду в роднике, спасли родничок от настоящей гибели и показали хорошие знания.

Скажите, пожалуйста, а как вы будете вести себя, когда приедете в лес к роднику отдыхать?( Ответы детей.)

Молодцы, ребята. За это вы все награждаетесь медалями «Юный защитник природы». (Вручаются медали).

 

— В заключении хотим напомнить всем:

Человек! Запомни навсегда:

Символ жизни на Земле — вода!

Экономь её и береги,

Мы ведь на планете не одни!

×
×