Автор: Ольга Григорьевна Ивашкив
Конспект занятия по экологии и опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему «Поможем родничку»
Цель: формирование знаний о природных объектах и их охране, о значении воды в жизни всего живого.
Задачи:
Образовательные:
— познакомить детей со свойствами воды (прозрачность, текучесть).
— закрепить знания детей об известных свойствах воды: вода не имеет вкуса и запаха;
— углубить и расширить знания детей о природном водоёме — роднике;
— дать представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле;
— формировать умение самостоятельно проводить опыты, соблюдать меры безопасности, размышлять, обобщать результаты.
Развивающие:
— развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;
— продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом. Воспитательные:
— прививать бережное отношение к природе;
— развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения;
— воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность.
Предварительная работа:
1. Занятия детей в мини-лаборатории: проведение опытов с водой.
2. Беседы о воде, о ее роли в жизни человека.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Чтение художественной литературы.
5. Отгадывание загадок по теме.
6. Заучивание наизусть пословиц, поговорок о воде.
Материал: пластиковые прозрачные стаканы с водой и молоком, морские камешки, воронки, ватные диски, цветок и рыбка из бумаги, емкость с водой.
Ход работы
Организационный момент:
Улыбнусь я солнышку:
-Здравствуй, золотое!
Улыбнусь цветочку я:
Здравствуй, я с тобою!
Улыбнусь я дождику:
-Лей как из ведра!
Улыбнусь я другу:
Желаю всем добра.
— Ребята, давайте улыбнемся, подарим друг другу хорошее настроение и скажем: — «Доброе утро!
-Я вам рада, как всегда,
Гости здесь у нас с утра,
А теперь давайте улыбнемся нашим гостям и скажем им: — «Доброе утро!»
— Ребята, вы любите ходить в гости? Сегодня я хочу вас пригласить в гости к лесному роднику. А если родничок лесной, то где он находится? Правильно, в лесу. Мы отправляемся с вами в лес.
Вокруг себя повернись
и в лесу очутись.
(запись — «Звуки леса»)
— Ребята, что мы сейчас слышим? (Ответы детей)
— Правильно, мы с вами слышим волшебные звуки леса.
Обратите внимание, какой воздух в лесу чистый, свежий, как дышится легко и свободно.
Дыхательная гимнастика:
Ах!
Ах, какой воздух!
Ах, какой чистый воздух!
Ах, какой чистый воздух в лесу!
(звучит запись -«Звуки лесного родника»)
— Ребята, вы слышите, как журчит вода в роднике?
— Динамическая пауза:
Родничок меж трав бежит (бегут на месте),
Тихо по камням журчит,
С камешка на камень — скок,
Прыгает наш родничок, (дети прыгают)
Родничок наш изогнулся
Влево, вправо повернулся, (повороты в стороны)
Между кочек затаился, (приседают на корточки)
Вверх на горку заискрился, (поднимаются)
Снова быстро побежал, (бег на месте)
В реку широкую упал! (дети берутся за руки, образуя круг)
(выключается запись )
— Ой, что это? Почему не слышно журчания воды? Наверное, что-то случилось с нашим родничком?
(Появляется Родничка)
Познакомьтесь, мой дружок —
Маленький и быстрый,
Синеглазый родничок,
Чубчик серебристый.
Я веселый родничок.
Кто же мне помочь готов?
Никто не слышит песенки моей?
И с каждым днем
Она становится грустней.
Ведь на пути моем преград не перечесть:
Бутылки, палки и коряги есть.
Кого о помощи просить,
Чтоб мог я песенкой своей
Весь мир развеселить?
— Не переживай, родничок мы тебе поможем. Правда, ребята? Что нам необходимо сделать, чтобы помочь роднику?
Ответы детей: (необходимо очистить родник от мусора: бутылок, коряг, веток, очистить воду).
-Ребята, давайте поможем родничку.
(детьми снимаются с костюма родника ветки, пластиковые бутылки, бумагу)
— Ребята, а для того, чтобы очистить воду, нам необходимо вернутся в детский сад, в нашу волшебную лабораторию.
— До свидания, родничок. Мы еще придем к тебе в гости. Родничок: — Спасибо вам, ребята. До свидания.(уходит) Дети: До свидания.
— Ну что, отправляемся в детский сад.
Вокруг себя повернись И в саду очутись.
— Ребята, нам нельзя терять ни минуты. Приглашаю вас в нашу лабораторию.
Опыт № 1 «Вода — это жидкость».
-Перед вами на столе стоят два стакана. Один с водой, а другой пустой. Давайте перельем аккуратно воду из одного стакана в другой и наоборот.
— Что делает вода? (Ответы детей: вода льется, плещется, журчит, переливается)
— Какой мы можем сделать вывод?
Вода — это жидкость, её можно наливать, переливать.
Опыт №2 «Вода — прозрачная жидкость».
Перед вами стоит два стакана — один с водой, другой с молоком. В оба стакана опускаем камешки .
— В каком из стаканов камешек виден, а в каком не виден? (Ответы детей: в стакане с водой мы видим камушек, а в стакане с молоком нет.)
— Почему? ( Ответы детей: вода прозрачная, а молоко нет.)
Вывод: вода — прозрачная жидкость.
Экспериментальная деятельность: «Как воду сделать чистой».
— Ребята, я вам сейчас покажу стакан с водой, которая течет сейчас в нашем роднике. Какая она?
(Ответы с детей: мутная, грязная.)
— Сейчас я попробую очистить грязную воду. Для этого возьму воронку, вложу в неё фильтр (ватный диск) и начну пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается.
(Ответы детей: вода стала чистой.)
— А что стало с нашим фильтром? (Ответы детей: он стал грязным.) Вывод: после очистки вода стала чистой.
— Ребята, правильно, вода стала чистой, прозрачной, но пить ее еще нельзя. Ее надо вскипятить и только потом она будет пригодна для питья.
Без чистой воды мы не сможем прожить. Нам нужна только чистая вода!
— Давайте очищенную нами воду сольем в емкость.
(Дети сливают воду в прозрачную емкость, на дне которой размещены мелкие морские камешки и пластмассовые игрушечные лягушки. Когда емкость наполняется водой, лягушки всплывают).
— А кому еще нужна чистая вода?
(Ответы детей: животным, растениям, рыбам, птицам.)
— А сейчас мы проверим, стала ли чистой вода в нашем роднике чистой. Ведь только в чистой воде распускаются цветы, живут рыбки, лягушки.
Динамическая пауза: (дети выполняют движения в соответствии с текстом).
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И всем дружно улыбались…
Кинезиологическое упражнение «Лягушка».
Дети произносят: «Ква-ква!», поочередно сжимая и разжимая кулачки).
Опыт-фокус № 1
В емкость с водой опускается бумажный цветок, со сложенными внутрь лепестками. Когда лепестки промокнут, цветок раскроется.
Опыт-фокус №2
В емкость с водой опускается бумажная рыбка с отверстиями А и Б так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя — вся совершенно сухая. В одно из отверстий капаем растительное масло, которое, стремясь распространится по поверхности воды, потечет по каналу АБ и, вследствие чего, рыбка начнет двигаться вперед.
— Молодцы ребята, мы помогли нашему родничку, очистили его от мусора и в нем, как мы убедились, сейчас течет чистая прозрачная вода.
Рефлексия:
— К кому мы сегодня ходили в гости?
— Что случилось с родничком?
— Как мы помогали родничку?
— Какие опыты мы с вами сегодня проводили?
Итог занятия:
Молодцы, ребята, вы сегодня проявили себя как настоящие герои, вы очистили воду в роднике, спасли родничок от настоящей гибели и показали хорошие знания.
Скажите, пожалуйста, а как вы будете вести себя, когда приедете в лес к роднику отдыхать?( Ответы детей.)
Молодцы, ребята. За это вы все награждаетесь медалями «Юный защитник природы». (Вручаются медали).
— В заключении хотим напомнить всем:
Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле — вода!
Экономь её и береги,
Мы ведь на планете не одни!