Каким должен быть урок в парадигме системно-деятельностного подхода.

Автор: Ивлиева Наталия Алексеевна

                               Каким должен быть урок в парадигме системно-деятельностного подхода.

Приёмы, позволяющие реализовать деятельностный подход на уроке.

 «Настоящий учитель показывает  своему  ученику не готовое здание, над которым  положены тысячелетия  труда, а  ведет его к разрабатыванию  строительного материала, возводит здание  с ним вместе, учит  его строительству».    А.Дистервег.  Хочу согласиться с  великим ученым, потому что, работая   учителем,   осознаю важность самостоятельной работы обучающихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке  к  самообразованию, самоконтролю, формированию умения планировать, анализировать, делать обобщения.  Сегодня существует обширный перечень разнообразных образовательных  технологий. Все они взаимосвязаны друг  с другом, т. е  заимствуют друг  у  друга  технологические приемы.  Для своей работы выбрала технологию системно — деятельностного  обучения, так как мне хотелось, чтобы  мои ученики работали на уроках самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной им самостоятельной работе. По определению Б. Эльконина  деятельностный подход – это такой подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в образовательном процессе, т.е ученик ощущает себя нужным и уместным,  он ощущает свой прирост, и соблюдаются следующие условия: 1.ученик сам формулирует проблему;  2.   ученик сам находит ее решение;  3.    ученик сам решает; 4.    ученик сам оценивает правильность этого решения.

Ключевыми позициями современного урока являются то, что:

                Ученик на уроке – учится сам, учит других.

                Учитель на уроке – «дирижер», создающий  условия для развития учащихся. 

Так как основной формой организации учебной деятельности в школе был и остается урок, давайте рассмотрим особенности современного урока при системно-деятельностном подходе: 

1.    Если раньше главной целью образования было вооружить учащихся ЗУНами ( мы ставили триединую цель – образовательную, воспитательную, развивающую: вспомним: развивать мышление, развивать память и.т.п), в современных условиях главная цель – формирование умения учиться: на каждом этапе урока мы планируем какие УУД мы формируем ( регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные). 

2. Изменилась и профессиональная позиция учителя: если раньше учитель был ключевой фигурой на уроке, то теперь роль учителя сегодня уже другая:  так организовать учебные занятия, чтобы дети выступали активными участниками  образовательного процесса, самостоятельно, при умелом руководстве учителя, добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.

3.    Меняется позиция ученика: он уже не объект обучения, а субъект учения. Урок должен стать площадкой деятельности каждого ученика. Если раньше каждый ученик получал знания в готовом виде, повторяя за учителем или за сильным учеником, то сейчас он под руководством учителя сам формулирует тему урока, решает поставленные задачи, делает выводы, исправляет ошибки, планирует свою деятельность. Учителю необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для их активной мыслительной деятельности, которую он должен стимулировать. Подобная самостоятельная работа позволяет каждому ребенку продвигаться по собственной траектории развития вместе с педагогом.

4.    Изменяющиеся условия профессиональной деятельности учителя требуют от него изменения стиля работы. Учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, он должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. Необходимо уходить от привычного для многих авторитарного стиля работы, не воздействовать на ученика, а взаимодействовать с ним. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество  — совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем.

5.    Формы организации учащихся на уроке при деятельностном подходе должны носить только диалоговый характер: пары, группы, коллектив, даже при индивидуальной работе ученик в диалоге с самим собой. Содержание учебного материала включает не определенную сумму ЗУНов, а систему понятий ( важно не только зазубрить правило, знать материал, но и уметь пользоваться изученными понятиями, выстраивать алгоритм действий). 

В условиях перехода специальных (коррекционных) общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, т. е компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. 

Дети  на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных  задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает  более эффективно, когда я говорю меньше, чем  мои ученики. 

Технология   деятельностного   метода  означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под  руководством учителя, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания.              

Учитель даёт детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением — одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления. 

Деятельностный   подход   на  уроках можно осуществлять через:

— моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

— использование активных и интерактивных методик;

— участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности;

-вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность. 

Обучающиеся выполняют работу на уроке по следующим направлениям:

— работают с источниками  информации;

— решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

— анализируют современные общественные явления и события;

— осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

— аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению; — выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность, системно- деятельностный подход можно осуществлять на различных этапах урока.

На этапе мотивации (самоопределении) к учебной деятельности надо организовать осознанное вхождение обучающихся в  пространство учебной деятельности на  уроке.

В структуре урока в рамках СДП важную роль играет мотивация учащихся к учебной деятельности. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Очень важна психологическая установка на урок: 

Ø  Урок может начинаться со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу» или «Ладошка к ладошке»

Ø  Возможно рифмованное начало:

Проверь, готов ли ты начать урок?

Всё ли в порядке: книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!

На этапе мотивации  к учебной деятельности организуется осознанное вхождение обучающихся в  пространство учебной деятельности на  уроке. На данном этапе дети настраиваются на  работу.

Предложить повернуться друг к другу и сказать: «Я рад тебя видеть», «Мне приятно с тобой работать».

(Дети поочерёдно прикасаются пальцами рук к руке друга, говоря слова)

* желаю (большой палец)

* успеха (указательный)

* большого (средний)

* тебе (безымянный)

* во всём (мизинец)

* и везде (ладонь)

 На данном этапе необходимо настраивать детей на  работу, проговаривая  с ними задачу урока  («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом» и т.п.) Также высказывать  добрые  пожелания детям, давать моральную поддержку или  предложить детям подумать, что пригодится для успешной  работы на уроке:  девиз  или  эпиграф («С малой удачи начинается большой успех!»).    ТРУД      (Учитель при появлении букв на экране  проверяет наличие Т-  тетрадей, Р- ручек, У-учебников и Д — дневников на парте). 

 На этапе актуализации знаний надо подготавливать мышление  детей к  изучению нового материала, воспроизведению учебного  содержания, необходимого и достаточного для  восприятия нового,  указывать ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний.  Включать проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновременно проводить работу над  развитием  внимания, памяти, речи, мыслительных  операций.

Работа с геометрическим материалом.

Проверяя домашнее задание, педагог задает вопросы и предлагает варианты ответов к ним.( Игра «Похлопаем-потопаем»)

В случае правильного ответа задача детей – похлопать в ладоши, если же ответ неверный – потопать ножками. Эта игра – отличная разминка и хороший способ снять напряжение в классе.

У вас на парте лежит у каждого числовой луч, возьмите простой карандаш, и внимательно выполняйте задание.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

— Обведи в кружок самое большое число ( 10 )

— Найдите самое маленькое и зачеркните его ( 1 )

— В треугольник возьмите число, которое указывает сколько углов в треугольнике ( 3 )

— Одной чертой подчеркните число, которое стоит справа от числа 3 ( 4 )

— Двумя черточками подчеркните число, которое стоит слева от числа 3 ( 2 )

— В квадрат возьмите число 9

— Поставьте точку под числом, которое стоит между числами 4 и 6 ( 5 )

— Число, которое стоит слева от 9, подчеркните тремя черточками ( 8 )

— Подчеркните волнистой линией то число с которым работали вчера ( 6 )

III. Самоопределение к деятельности.

Постановка проблемы. Сообщение темы и цели урока.

— Посмотрите внимательно на числовой луч и скажите, какое число осталось без задания?

 

— Кто может определить тему урока? Тема урока «Число 7. Письмо цифры 7. 

На этапе проблемного объяснения нового материала  внимание детей  нужно обращать на  отличительное  свойство задания, вызвавшего  затруднение, затем формулируется цель и тема  урока, необходимо  организовать подводящий  диалог, направленный на  построение и  осмысление нового материала, которое фиксируется вербально, знаками и с помощью  схем.

Предлагать обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения  подводится итог.

Тема урока: Периметр прямоугольника.

Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать, сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный метр изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей.

Сразу же начинается обсуждение задачи: Какой Дима? На какой улице его дом? Диме нужно помочь. Но как? Возникает затруднение. Придётся нам решать эту проблему. Проблемная ситуация создана.

Я осуществляю  ее на своих уроках через создание проблемной ситуации — т. е. ситуации затруднения или противоречия, возникающей в процессе выполнения  определенной задачи, для решения которой требуются не только имеющиеся знания, но и новые.Например, на уроке математики в 7 классе ребята научились складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковым знаменателем. В начале очередного урока предлагаю ученикам выполнить задание на сложение и вычитание обыкновенных дробей, с которым школьники успешно справляются. Выражаю положительную оценку выполненной детьми работы, демонстрируя уверенность в том, что и следующее задание они выполнят так же блестяще. Затем ученикам предлагается поработать с другим заданием, которое похоже на предыдущее с одним отличием: у дробей разные знаменатели. Возникает проблемная ситуация.

Так как,  ребята еще не умеют складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями, у них возникает затруднение. И встает естественный вопрос: в чем проблема? Почему раньше вроде бы аналогичные примеры решались? Не хватает имеющихся математических  знаний. Для решения примеров данного вида  необходимо знать правило сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями. В процессе этой совместной деятельности и рождается новая учебная задача, которую, по сути, ставят сами ребята.

  На этапе первичного закрепления  ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.

При проведении самостоятельной работы с самопроверкой  можно использовать индивидуальную  форму  работы. Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют   их  в классе  пошагово,  сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них  затруднение и им предстоит их доработать.  Создавать для каждого ребёнка ситуацию успеха просто необходимо.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На данном этапе обучающиеся самостоятельно выполняют задания нового вида и осуществляют самопроверку, сравнивая свою работу с эталоном.

Что можно предложить детям в качестве эталона?

Часто поступаю так: когда дети выполняют задание, наблюдаю за двумя парами детей (стою между рядами). Мои ученики уже  понимают, с какой целью я наблюдаю за выполнением задания: выбираю тетрадь – эталон. Обычно среди них есть слабоуспевающие дети, которым просто необходимо чувствовать себя успешными. Они-то и стараются в этот момент больше других. Выводят буквы и цифры, очень хотят, чтобы именно их тетрадь стала образцом. Если вижу, что работа выполнена отлично, предлагаю ребёнку продемонстрировать её классу с помощью документ-камеры. Именно в этот момент класс выполняет самопроверку по эталону. Такого вида поддержка слабоуспевающих учеников мотивирует их включение в дальнейшую познавательную деятельность. 

 

Следующий этап — включение в  систему  знаний и  повторение. Здесь учащиеся определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с раннее изученным  материалом, и повторяют  содержание, которое потребуется на  следующих  уроках. При повторении можно и нужно использовать игровые элементы: сказочные персонажи, соревнования, викторины и т.д. Это способствует  положительному эмоциональному фону,  развитию у  детей интереса к  урокам математики.

Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, «Умножение десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д.» предлагаю учащимся записать в тетради любые три десятичные дроби и дать соседу по парте ту или иную задачу на умножение. Указываю на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаю учащимся в случае разногласий задать вопрос мне или учащимся с соседней парты. Выделяю на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут. В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение этого правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта. Это небольшое упражнение очень действенно. 

Эффективно применение разноуровневых карточек при закреплении темы «Нахождение неизвестного слагаемого»  «Найди ошибку» 

Использование карточек-консультаций: дано решение уравнения, по этому образцу реши подобное.

Решение заданий с помощью карточек-подсказок. Начато решение, продолжи его.

 

 При подведении итога  урока фиксируется изученное новое  знание и его значимость. Можно организовать  самооценку учебной  деятельности и согласовать домашнее задание. Подведение итогов урока помогает учащимся осмыслить их собственные достижения и  проблемы.

— Отметьте, на каком этапе вы сейчас находитесь. В этом вам поможет «Дорожка успеха» 

 

Цель: формирование адекватной самооценки

При внедрении деятельностного  подхода   умения и навыки, полученные на уроках,  находят применение  на внеклассных мероприятиях. Игровые и жизненные ситуации, созданные на внеклассных мероприятиях, подводят учащихся к использованию полученных математических знаний  в вычислениях, измерениях, в решении практических задач.

Были проведены в предметную неделю математики следующие мероприятия: «Считаем и считаем», «Весёлый счёт», «Математическое лото».

Таким образом, организация деятельностного обучения на уроках математики позволяет вовлечь каждого ученика  в познавательный процесс.  При этом школьники на собственном опыте убеждаются в практической значимости приобретаемых знаний, что  в свою очередь, является весомым фактором повышения их мотивации к изучению математики.

Применение деятельностного подхода в обучении математике способствует  не только повышению активности детей, проявлению интереса к предмету, успешному усвоению математических знаний   в самых разнообразных  ситуациях, но и коррекцию высших психических функций.  Повысился уровень самостоятельности.

 

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт  возможность реализовать деятельностный подход в обучении  школьников.

В процессе работы можно сделать следующий вывод, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

         Считаю, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в  школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

 Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у учащихся готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ «Об образовании».

Литература:

1.    Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы / авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. — Волгоград: Учитель, 2008.-118 с.

2.    Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. – М.: УМЦ «Школа 2100…», 2002. – с.55-75.

3.    Петерсон Л.Г., Математика, 1-й класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей. – М., ООО «Баласс», ООО «С-инфо», 1996. – с.3-7

4.    Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения //Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации.- Вып.3.-М.: Баласс, 1999. – с. 85-93  

5.     

                Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

 

×
×