Исследование способов формирования и развития компетентности молодых специалистов для рынка труда. В связи с непредсказуемостью рынка труда, переизбытком выпускников некоторых специальностей, динамично изменяющимися условиями рынка труда молодые специалисты вынуждены вставать на учет в службу занятости, устраиваться на работу не по специальности и заново переучиваться, что ведет к затрате как их личных средств, так и средств государства и работодателя. Чаще всего происходит так, что полученное образование не соответствует занимаемой должности. Это приводит к ряду проблем: работник не достаточно компетентен в своей профессии. Как результат – снижение эффективности работы, затрата большего количества времени.
Цель работы – разработка алгоритма действий для подготовки молодых специалистов к успешной карьере и компетентности на рынке труда.
Результаты исследования способствуют построению более обоснованного прогноза развития компетенций молодых специалистов и могут использоваться для повышения уровня конкурентоспособности специалистов и оптимизации использования их трудового потенциала (получение более высокой заработной платы за меньшее количество времени), а также снижению уровня безработицы среди квалифицированного населения.
В ходе исследования выявлены причины отказов работодателей в приеме на работу – отсутствие опыта работы, определенных умений и навыков; факторы, тормозящие профессиональный рост и повышение конкурентоспособности выпускников, – отсутствие жизненного опыта, неготовность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность, психологические проблемы в общении с коллективом, неготовность к интенсивному труду, отсутствие мобильности, коммуникативности и целеустремленности.
Сегодня рынок, кроме высокого профессионализма, требует от молодого специалиста еще и особой ответственности, психологической готовности к различным сложным ситуациям. Значительную роль при этом играет необходимость постоянно самосовершенствоваться как в профессиональном плане, так и в личностном. Важно не только обладать знаниями, но и уметь управлять ими, создавать информационное поле.
На основе проведенного опроса кадровых агентств составлена сводная таблица изменений требований работодателя к выпускнику и сравнение изменений за последние 3 года. Данная таблица позволяет определить выпускнику насколько он конкурентоспособен готов к динамично изменяющимся условиям рынка труда. Кроме этого, составлена сводная таблица «Проблемы адаптации выпускников учебных заведений при выходе на рынок труда». И разработана модель конкурентоспособного выпускника.
Реальная практика и жизнь демонстрируют, что чаще всего добиваются успеха далеко не выпускники с «красными» дипломами, а те которые проявляли активность, реализовывали себя в различных видах деятельности. Учебная деятельность лишь одна из них.
Социально-экономические преобразования в современной России определяют необходимость подготовки молодежи к постоянному повышению своего профессионального уровня в соответствии с изменяющимися требованиями рынка труда. Поэтому сегодня все больше возникает необходимость в специалистах, способных к работе в новых социально -экономических условиях, реализации своего профессионального творческого потенциала. Поэтому процесс подготовки специалиста в современном колледже должен быть сориентирован на развитие его личности, профессиональной культуры и компетентности.
Следует также учесть, что в современных условиях адаптации выпускника колледжа к условиям социальных и производственных преобразований требует от студента находить через систему образования методы и средства своего качественного профессионального изменения. В этой связи в огромной степени возрастает роль преподавателя, способного сформировать личностный, творческий, профессиональный потенциал студента, необходимый для адаптации будущего специалиста к условиям изменяющейся профессиональной среды. Но эти мероприятия, при всей их очевидной целесообразности и необходимости не смогут привести к решению возникающей проблемы, если не будет творческого отношения к учебно-воспитательному процессу преподавателя.
Подготовить и направить выпускника, способного не только применить свои знания и умения в своей профессиональной деятельности, но и выстраивать свое профессиональное и личностное развитие после окончания учебного заведения, — задача выполнимая только с творческим подходом. Сущность творчества заключается в том, что она основывается на исследовательской активности студентов.
Отмечая несомненную справедливость и значимость фундаментальных положений, сформулированных в работах отечественных психологов и педагогов, необходимо признать, что современный этап развития в условиях перехода к рыночной экономике требует глубокого и всестороннего анализа путей обеспечения условий творческой деятельности студентов ориентированных на на рынок. «Исследовательская работа как основа творческой деятельности «.
|