Автор: Плотникова Ирина Анатольевна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ
На новом этапе развития науки возрастает значение взаимодействия естественных наук с социальными, что требует особого подхода к систематизации и обобщению научного знания и его методологии. Важнейшим методологическим результатом взаимного проникновения естественных и общественных наук можно считать проведение интегрированных уроков по истории и физике при изучении ряда природных и социальных явлений.
Такие совместные уроки отвечают идеям гуманизации и гуманитаризации образования. Гуманитаризация понимается в данном случае как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся, ведущей к целостному восприятию ими окружающего мира. Гуманизация представляет собой создание комфортных условий для учащихся и педагогов в реализации подобной деятельности.
Актуальность данного подхода обусловлена еще и тем, что современная жизнь требует от большинства людей больше специальных знаний, чем это было раньше. Изменился характер этих знаний, которыми должен владеть человек — это разнообразные естественнонаучные, социальные, исторические, методологические и другие знания, которые должны теперь иметь значительно более интегрированную форму, чем раньше. Формирование теоретических знаний о природе и обществе позволяет школьникам интегрировать множество конкретных фактов и знаний из различных областей частных наук в собственные общие представления, в субъективизированную, личностную картину окружающего мира, которая и является главным фундаментом поведения конкретного человека в обществе и природе.
Важным этапом, определяющим успешность осуществления межпредметных связей во время интегрированных уроков, является предварительная подготовка учителей истории и физики. Это позволяет:
— определить основные вопросы данной темы, которые целесообразно рассматривать с использованием межпредметных связей;
— выявить глубину раскрытия учебного материала по каждому курсу.
Связь курсов физики и истории следует выделить особо, так как для объяснения развития различных учений, необходимо рассматривать исторические предпосылки их создания. Например, на уроках физики, говоря о теплоте и электричестве, необходимо привлекать исторические сведения о потребностях промышленности в XVIII — XIX вв.
Изложение материала по истории изобретения различных механизмов, раскрывает взаимное влияние вопросов производства на науку и достижений науки и техники.
Учителям истории и физики можно объединять свои усилия при подготовке и проведения интегрированного урока по теме «Из истории гидротехники на Алтае» в седьмом классе.
Назовём доминирующие задачи такого урока.
Образовательные задачи — создание условий для расширения и активизации знаний учащихся о развитии техники в России середины XVIII века; создание условий для формирования представлений об изобретениях алтайских инженеров, их устройстве и практической значимости; проверка умения учащихся применять полученные знания для объяснения физических явлений в технике.
Воспитательная задача — создание условий для формирования чувства сопричастности к истории своего края.
Развивающие задачи — создание условий для развития творческих способностей учащихся при использовании политехнического и исторического материала курсов истории и физики; создание условий для развития наблюдательности, внимания, умений оценивать как сам процесс, так и его результат; создание условий для развития умения интегрировать учебный материал, который связывает уроки истории и физики.
Выбор задач урока обусловлен возможностью объяснения учащимся вклада конкретного ученого в развитие науки и производства. Кроме этого, появляется возможность привести конкретные примеры из жизни ученых, свидетельствующие об их трудолюбии и упорстве в достижении целей. Необходимо отметить, что знания, полученные на уроке по выбранной теме, играют большую роль и в нравственном воспитании учащихся.
Урок-конференцию можно проводить по типу «Когда?», «Кто?», «Что?», «Где?». Это означает, что сообщения учителей и учащихся готовятся по следующему плану:
«Когда?» — раскрываются условия исторической эпохи, соответствующей периоду изобретения;
«Кто?» — сообщаются сведения об авторе изобретения (эти сообщения готовит учитель истории вместе с учениками-экспертами);
«Что?» — раскрывается суть изобретения;
«Где?» — обсуждается место внедрения изобретения в производство (эти сообщения готовит учитель физики вместе с учениками- экспертами).
Учащимся заранее предлагается домашнее задание по повторению ранее изученного материала по смежным предметам, необходимого для понимания вопросов, которые будут рассматриваться на интегрированном интегрированном уроке. Организация повторения такого материала имеет свою специфику. Давая задание, нужно предварительно объяснить или напомнить, как работать с опорным материалом (например, описание устройства или биографии исторической личности по известным учащимся обобщенным планам)
Во время урока учащиеся заполняют «Рабочий лист», работу по его заполнению продолжают дома. Для закрепления изученного материала целесообразно давать учащимся задания межпредметного содержания. Поэтому в конце интегрированного урока проводится тестирование «История одного изобретения» и обсуждение его результатов.
I. Вступительное слово учителя истории
Возникновение промышленности на Алтае связано с эпохой Петра I. Рудознатцами Акинфия Демидова здесь были обнаружены богатейшие месторождения медных и серебряных руд. Уже к концу XVIII века здесь действовало 8 заводов, из них 5 сереброплавильных. Они носили общее название Колывано-Воскресенских. До конца XIX века на них было выплавлено и отправлено в Санкт-Петербург 109 302 пуда, или 1 748 832 кг серебра. В алтайском серебре содержалась примесь золота. На Петербургском монетном дворе его извлекали каждый год по 20-35 пудов. Целое столетие Колывано — Воскресенские заводы занимали первое место в России по выплавке серебра, второе — по меди и третье — по золоту.
Богатейшим серебро-золотосодержащим месторождением в системе Колывано-Воскресенских заводов было Змеиногорское месторождение. Именно здесь работали алтайские инженеры И.И. Ползунов, К.Д. Фролов, П.К. Фролов.
Несметное количество змей дало имя речке — Змеевка. У реки Змеевки стояла 200 с лишним лет назад гора, которую назвали Змеиной. В недрах Змеиной горы в 1742 году приказчики А.Демидова начали добывать серебряную руду. Вскоре о несметных богатствах Змеиной горы узнала императрица Елизавета и повелела все рудники передать в ее собственность. Добыча серебра была делом очень тяжелым. Это был результат каторжного труда тысяч и тысяч «работных людей» и приписных крестьян. Все работы проводились вручную. Среди инженеров возникла идея облегчения труда людей путем усовершенствования техники. Одним из этих людей и был К.Д.Фролов.
П. Сообщена ученика (эксперта-историка)
«Биография К.Д. Фролова»
III. Выступление учителя физики
К началу 1770-х годов шахты Змеиногорского рудника значительно углубились. Сотни людей с великим трудом справлялись с ручной откачкой воды и подъемом руды. В 1783 году К.Д. Фролов, построил на Воскресенской шахте подземную гидросиловую установку со «слоновым» колесом диаметром 18 метров, способным поднимать воду с глубины 63 метров. Она заменила десятки человек. Один из современников назвал это невиданное в мире сооружение « самым отважным предприятием».
До середины XVIII века на шахтах для облегчения труда использовали такие простые механизмы как ворот или, в лучшем случае, лебедка. Ворот до сих пор можно увидеть в деревне, если есть там колодцы. Лебедки, как более совершенный механизм, чем ворот, могут дать выигрыш в силе 60 раз и выше. Но они приводились в движение людьми, а на некоторых шахтах использовали лошадей. К.Д. Фролов предложил эффективный способ не только в смысле прибыли, но и в целях освобождения людей от тяжелого труда. За счет изобретения К.Д. Фролова на каждой шахте освобождалось от ручного труда до 200 человек. Рассмотрим, что собой представляло изобретение Фролова.
IV. Сообщение ученика (эксперта-физика) «Описание рудоподъемника»
V. Выступление учителя физики
Если бы проект К.Д.Фролова был осуществлен полностью, то Змеиногорский рудник стал бы по механизации лучшим рудником мира. К.Д. Фролов заставил воду работать на человека. Пробегая в подземных штольнях большой путь, вода под действием силы тяжести падала на лопасти колес и приводила их в движение. От вала водяного колеса приходили в движение машины разного типа: от механизмов для поднятия руды до машин для измельчения руды. Нужно помнить о том, что «золотое правило механики» по-прежнему остается в силе.
Давайте вспомним «золотое правило механики»: во сколько раз мы выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии, то есть без учета силы трения мы никогда не получаем выигрыша в работе. Если учитывать трение, мы будем проигрывать в работе. Количественный проигрыш в работе можно охарактеризовать КПД механизма.
Только здесь прошрывают не люди, а вода, которой приходится совершить длительное путешествие под землей.
Описывая общее расположение рудника, К.Д. Фролов, указывал, что сама природа, окружив рудник речками Змеевкой и Корболихой, создала прекрасные условия для строительства машин, целью которых было облегчение труда людей.
К 1887 году К.Д. Фролов построил целый каскад гидросооружений, состоявший из 4 водоналивных колес диаметром от 4 до 18 метров.
Долгое время считалось, что самым замечательным инженерным сооружением ХУН-ХУШ вв. была гидросиловая установка в Марли, снабжавшая водой фонтаны дворцовых парков французских королей, именовавшаяся «чудо Марли». Соорудив плотину на реке Сене, здесь установили четырнадцать водяных колес нижнего боя, каждое из которых было диаметром в 12 метров. Сверкающие на солнце струи должны были утверждать у простого народа мысли о несокрушимом могуществе властелинов Франции.
В начале восьмидесятых годов XVIII в. Фролов создал на Алтае инженерное сооружение иного назначения. Опираясь на передовой опыт русской и зарубежной техники, русский строитель и изобретатель создал подземный машинный мир. До наших дней стоит и работает дававшая жизнь этому машинному миру плотина.
Могучее и разумное инженерное сооружение создал Фролов, затмив своим трудом «чудо» французских королей. На признаваемой зарубежными исследователями наиболее совершенной для тех дней установке в Марли действовали водяные колеса диаметром в 12 метров, Фролов создал колеса диаметром до 17 метров.
Колеса Марли были сооружены и работали при дневном свете. Водяные колеса Фролова были построены под землей и установлены в огромных подземных камерах, имевших высоту до 21 метра. В такой подземной камере может свободно поместиться пятиэтажный дом.
Колеса в Марли были нижнебойными, то есть с наименьшим коэффициентом полезного действия. Змеиногорские колеса были верхне- бойными, то есть с наибольшим коэффициентом полезного действия.
В Марли каждый кубический метр воды, пройдя через плотину, действовал только один раз и только на одно какое-либо колесо. В Змеиногорске каждый кубический метр воды последовательно действовал на целую систему колес, расположенных в порядке нисходящего каскада.
Неуклюжей системе тяг и передаточных механизмов Марли, Фролов противопоставил простые и изящные конструктивные решения, осуществляя передачу энергии на огромные по тому времени расстояния.
VI. Выступление учителя истории
Установка в Марли работала значительно хуже, чем предполагали ее строители, и часто выходила из строя. Она была рассчитана на подачу в сутки пяти тысяч кубических метров воды, но даже в лучшие годы давала не более половины этого количества.
Установка Фролова в Змеиногорске работала именно так, как рассчитал строитель, и притом без перебоев. Творение русского новатора решительно во всем превзошло знаменитое инженерное сооружение, считавшееся самым совершенным для того же времени на Западе. Работы по подъему руды и откачке воды были полностью механизированы.
Вершиной творчества К.Д. Фролова является создание на Вознесенской шахте оригинального рудоподъемника. Откатчики, подвозившие руду на тачках, не могли полностью обеспечить работу подъемника. Вследствие этого машина часто простаивала или же работала на неполную мощность. Но во время испытаний К.Д. Фролов остался недоволен машиной, он увидел, что она обладает слишком большой производительностью.
Как вы думаете, почему это могло вызвать недовольство изобретателя? Устранить этот недостаток можно было только путем увеличения быстроты движения откатчиков, а это привело бы к тому, что их и без того тяжелый труд стал бы еще тяжелее. Это противоречило основной цели его деятельности — облегчению труда людей. Механизировать же откатку руды ему не позволяло горное начальство. Поэтому К.Д. Фролов приказал разобрать свою машину. Это еще раз подтверждает то, что К.Д. Фролов на целое столетие опережал свое время.
Много иных дел совершил Фролов, сочетавший смелость дерзаний и трезвую деловитость и упорно продолжавший трудиться для родины до конца дней своих. Немало он воспитал техников, в числе которых вскоре особенно известен стал его сын, Петр Козьмич Фролов, построивший первую русскую чугунную дорогу на Алтае в 1806-1809 гг.
VII. Проверочное тестирование, фронтальное обсуждение результатов тестирования:
Тестовые задания
Задания по физике
1. Какой из простых механизмов может дать больший выигрыш в работе — рычаг, блок или наклонная плоскость?
а) рычаг;
б) наклонная плоскость;
в) блок;
г) у каждого механизма выигрыш может быть сколь угодно большим;
д) ни один механизм не дает выигрыша в работе.
2. Отметьте преимущества змеиногорских колес перед колесами Морли:
а) Змеиногорские колеса были верхнебойными, то есть с наибольшим коэффициентом полезного действия.
б) В Змеиногорске каждый кубический метр воды последовательно действовал на целую систему колес, расположенных в порядке нисходящего каскада.
в) Водяные колеса Фролова были построены под землей и установлены в огромных подземных камерах, имевших высоту до 21 метра.
3. Под действием какой силы вода совершает работу, приводя в движение верхнебойное колесо?
а) сила упругости;
б) сила тяжести;
в) сила трения.
Задания по истории
1. В гидросиловой установке, построенной К.Д.Фроловым на Змеиногорском руднике, использовались водяные колеса диаметром:
а) 12 метров;
б) 15 метров;
в) до 18 метров.
2. Какое из этих изобретений было сделано К.Д.Фроловым^
а) паровая машина;
б) рудоподъемная установка;
в) первая железная дорога.
3. Почему К.Д. Фролов приказал разобрать рудоподъемную установку?
а) она была несовершенна и требовала доработки;
б) это изобретение опережало свое время и не могло эффективно использоваться;
в) использование установки привело бы к снижению добычи руды.