8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

«Роль школьного музея в патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников».

Автор: Леонова Жанна Алексеевна

В условиях модернизации общества очень важной задачей в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности как основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Воспитание молодёжи невозможно без патриотического воспитания, оно значимо всегда и особенно сегодня. Это обусловлено рядом причин: с одной стороны, девальвация ценностей, рост бездуховности и преступности среди молодёжи не может не вызвать беспокойства за будущее страны; с другой стороны, в демократическом государстве возникает потребность в активных, ответственных за судьбу своей родины людях.

Президент РФ Владимир Путин на совещании, посвященном вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм. Как бы долго мы ни обсуждали, что может быть фундаментом и прочным моральным основанием для нашей страны, — ничего другого все равно не придумаем. Это — уважение к своей истории и традициям, к духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это — ответственность за свою страну и ее будущее«

Актуальность этой задачи в современных условиях подчеркнута и в специальной программе Правительства РФ «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в Федеральном проекте «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

 Сегодня в отношении людей к Родине, ее истории определились два полюса: на одном — глубокое, неистребимое патриотическое чувство, ведущее к активной созидательной позиции, на другом — вандализм и циничный отказ от своего Отечества. Таким образом, современная молодёжь стоит перед проблемой выбора, проблема усложняется тем, что опыта молодых не достаточно для того, чтобы разобраться самостоятельно в сложившейся ситуации, сделать выбор. Для того чтобы он был готов к этому, необходим социальный опыт, который приобретается в активной социально значимой деятельности.

Патриотизм проявляется в поступках, в деятельности человека. Зарождаясь из любви к  своей малой родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов пути и достигнув своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.

Мощным средством воспитания будущего гражданина, патриота является краеведение.  

Центром патриотического воспитания является музей.

 Наш школьный музей существует с 1974 года.  В сельской местности школьный краеведческий музей — центр воспитательной работы не только школьников, но и всей сельской молодежи, база углублённого изучения истории, жизни школы, города, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность.  Школьный музей — это пространство максимально открытое для деятельности ребёнка, для его творческой и созидательной активности. В школьном музее ученик не только «потребитель» музейных ценностей, но и непосредственный их создатель.

Наше образовательное учреждение   носит имя В.И. Чуйкова. Приоритетным направлением воспитания обучающихся является патриотическое воспитание детей на примере жизни Василия Ивановича Чуйкова. Значительное место в  работе нашего школьного  музея занимает  увековечивание памяти выдающегося земляка  Дважды  Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова.

На базе музея проводится разнообразная работа: встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и интересными людьми поселка; презентации книг земляков; уроки Мужества; познавательные игры, викторины…

Проводятся походы и экскурсии по родному краю, и по их итогам учащиеся пишут сочинения, доклады, рефераты, сочиняют стихи, пополняя школьный альманах. Эти мероприятия являются неисчерпаемым источником обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания у них любви к стране своего детства.

Основная экспозиция музея  “Герои-земляки  Советского Союза». Экскурсоводы музея, помимо обзорных экскурсий по музею, проводят тематические беседы: «Родом из детства», «Сталинград — вторая родина маршала», «От Сталинграда до Берлина», «И жизнь, и борьба продолжается», «Литературное наследие маршала».  В музее собран большой материал о жизненном пути прославленного земляка: о его детских годах, о периоде Великой Отечественной Войны, в частности, о Сталинградской битве, о послевоенных годах жизни. Члены школьного объединения «Память» собирают по крупицам неизвестные факты из биографии В.И. Чуйкова.

Поисковая работа многопланова:

-встречи с интересными людьми, лично знавшими маршала В.И. Чуйкова;

— сотрудничество с сыном В.И. Чуйкова Александром Васильевичем Чуйковым;

-поездки и экскурсии;

-сотрудничество с мужским педагогическим лицеем г. Волгограда, школой №479 имени маршала В.И. Чуйкова (г. Москва);

— наши краеведы, следопыты, члены совета музея — постоянные участники международных слётов юных патриотов и участников Великой Отечественной войны, проводимых в Москве;

-организация педагогической практики студентов из Волгоградского педагогического лицея;

-традиционно ежегодно в день рождения маршала на родине героя в Серебряных Прудах  проводятся международные  научно-практические конференции по патриотическому воспитанию молодежи. В их работе принимают участие делегации Цоссена (Германия), Одессы, Запорожья, Волгограда, Москвы, Рязани, Карелии.

В своих мемуарах В.И. Чуйков сказал: «Кто думает о прошлом, тот имеет в виду и будущее. Кто думает о будущем, тот не имеет права забывать прошлое. Прошедший сквозь огонь многих сражений, я знаю тяжесть войны и не хочу, чтобы эта участь снова выпала на долю народов»
Краеведческая деятельность помогает понять подрастающему поколению, что будущее России в их руках, что страна будет такой, какой сделают ее люди. То есть, мы с вами. 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    Волков А.И. Край Серебряно-Прудский. М.: Энциклопедия сел и деревень, 2003

2.    Волков А.И. Край Серебряно-Прудский в лицах и событиях. М.: Энциклопедия сел и деревень, 2011

3.    Зинченко Г.Л., Мироненко С.Е. Школьные музеи Подмосковья: из опыта работы.2005

 

×
×