8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Проектная деятельность на уроках немецкого языка

Автор: Соловьева Нина Валериевна

Выступление по теме самообразования. Соловьева Н.В.

Проектная деятельность  и метод проектов  на уроках немецкого языка в рамках  реализации требований ФГОС.

«Скажи мне – я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать это

И это станет моим навсегда”

(китайская пословица)

 

Чему бы ни учился человек  на протяжении  всей своей жизни, его всегда будут интересовать вопросы  качества полученных знаний и умений. С пользой ли были потрачены на учёбу время и усилия? Соответствуют ли приобретённые знания тем задачам, которые человек поставил перед собой. Ответ держать, прежде всего,  учителю.

Как построить урок так, чтобы мы с детьми обогащали друг друга? Как пробудить стремление учащихся к реализации своих способностей, заинтересовать? Ответ очевиден:  каждый наш урок должен нести новизну, быть увлекательным, чтобы поддерживать у школьников внимание, познавательный интерес. Всё это позволяют воплотить в жизнь современные технологии обучения немецкому языку, нетрадиционные формы урока. Хочется вспомнить  также слова выдающегося лингвиста Е. И. Пассова: «Иностранный язык – блестящий тренажер для развития способностей. Способность восприятия и дифференциации на слух, зрительное восприятие, оперативная память, способность к имитации, обобщению, трансформации – те способности, которые работают вообще на развитие речевого механизма и интеллекта в целом…»

Преподавание иностранных языков – составная часть общей системы образования, и потому в известной степени оно подчиняется основным тенденциям развития этой системы. Наиболее очевидно это отражается в методах обучения. В последнее время прослеживается общемировая направленность на гуманизацию образования, что в преподавании иностранных  языков находит выражение в ориентации процесса обучения  на развитие личности обучаемого средствами данного учебного предмета.

Следует отметить, что современный урок стал гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технологий обучения. Учителю предстоит сочетать и реализовывать разноплановые задачи: с одной стороны – сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний;

с другой стороны – находить пути включения каждого ученика в процесс урока, используя индивидуальные особенности учащихся.

Мне хотелось бы  остановиться на методе проектов.  В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Суть понятия “Проект” — это прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Результат этой работы можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранных языков, и как он может быть использован с учетом специфики предмета?

Прежде всего, учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам.

Целью обучения является не система языка, а речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартами, необходима активная устная практика для каждого участника  группы.

Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но и искать способы включения их в активный диалог культур.

Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом  знаний разнообразных и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К интеллектуальным можно отнести умение работать с информацией, с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п. К творческим  умениям относятся , прежде всего, умение генерировать идеи, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия. К коммуникативным умениям  относятся, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс собеседником; умение лаконично излагать свою мысль.

Предмет «иностранный  язык» вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка. Как легко заметить, метод проектов – суть развивающего, личностно – ориентированного характера обучения. Данным методом достаточно широко можно пользоваться на любой ступени обучения, в том числе и в начальной школе при любой модели обучения. Все дело в выборе проблемы, требующих определенных языковых средств, для ее разработки и решения.

Существуют следующие виды проектов:

исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные.

1.    Исследовательские проекты.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования, актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Структура приближена к научному исследованию или полностью совпадает с ним. Все, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения.

 

2.    Творческие проекты.

 

Эти  проекты  предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой групповой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (газета, сочинение, видеофильм, коллаж , ролевая игра и т.д.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильмы жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Оформление результатов проектов требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматургии, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа дизайна и рубрик газеты, альбома и т.д.

 

3.    Ролево – игровые проекты.

 

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой  проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим  видом  деятельности  все-таки является ролево – игровая.

 

4.    Информационные проекты.

 

Этот тип проектов направлен на сбор информации, о каком- либо объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследования, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической  корректировки по ходу работы над проектом. Структура  такого проекта  может быть обозначена следующим образом: цель проекта; предмет информационного поиска; источники информации (средства СМИ, интервью, анкетирование,  проведение «мозговой атаки» и т.п.);  способы  обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);  результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и т.п.); презентация  (публикация, в том числе и в сети интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

 

5.    Практико-ориентировочные проекты.

 

Эти  проекты  отличает  четко  обозначенный  с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников: документ, созданный на основе полученных результатов исследований по экологии, биологии,  истории, литературе  и др.; программа  действий;  рекомендации,  направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе; проект закона; справочный материал; словарь, например,  обиходной  школьной лексики; дизайн дома, квартиры, комнаты, классного  кабинета; проект школьного двора, спортивной  площадки  и т.д.)

 

По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы); средней продолжительности (один-два месяца) и долгосрочными (до года).

Основные требования к проекту:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы- задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения различных праздников в немецко-говорящих странах; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема отношений между поколениями;  школьные проблемы подростков).

2.Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры и т. д.)

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных знаний, данных, подведение итогов, корректировка, выводы

(использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защита проекта и т.п.)

Исходя из этого, можно определить этапы разработки структуры проекта и проведения его:

1)Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

2)Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

3)Обсуждение и обоснование методов проверки принятых гипотез в малых группах, возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;

4)Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

5)Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;

 

Как известно, основной проблемой при изучении иностранного языка является то, что вне класса ученики практически не имеют возможности говорить на иностранном языке, т.е. пользоваться полученными знаниями.

Использование проектной методики в процессе обучения позволяет применять речевые навыки и умения на практике. Выполнение заданий проекта выходит  за рамки  урока и требует много времени, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важнейших задач:

-занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка;

-учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но и из других источников;

-в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в  ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется; вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;

-в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося: здесь, прежде всего, учитывается интерес, жизненный опыт и индивидуальные способности;

-усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;

-совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио- или видеозапись, оформить альбом, стенгазету, выставку  для родителей, одноклассников. Форму презентации (репортаж, сообщение, ролевая игра, викторина,  концерт, дискуссия и т.д.) и документации  учащиеся выбирают сами.

 

Работа с проектом имеет следующие этапы:

I. Подготовительный,  который включает в себя следующие шаги:

1)Планирование учителем проекта в рамках тем программ;

2) Выдвижение идеи учителем на уроке;

3) Обсуждение идеи учащимися; выдвижение ими своих идей; аргументирования своего мнения (этот этап имеет место, если речь идет о большом, т.е. длительном проекте).

II. Организация работы:

1)Формирование микрогрупп;

2) Распределение заданий в микрогруппах;

3) Практическая деятельность учащихся в рамках проекта.

III. Завершающий этап:

1)Промежуточный контроль (при длительном проекте);

2) Обсуждение способа оформления проекта;

3) Документирование проекта;

4) Презентация результатов проекта всей группе на уроке или на мероприятии  в рамках недели иностранного языка, на родительском вечере и т.д.;

5)Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок .

IV. Практическое использование результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставки и т.д.)

 

Учебный проект: Праздники в Германии

 

Проект представляет собой обзор праздников Германии ( Пасха, День Матери, День святого Николауса, Рождество)

 

Предмет, класс

Иностранный язык (немецкий), 4-5-6 класcы.

 

Краткая аннотация проекта

Тема проекта — «Праздники в Германии». Проект предполагает творческое освоение учениками ряда тем, изучающихся в начальной и  основной  школе. Качественные проблемные вопросы развивают у детей интерес к предмету. Практическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить основные понятия: «Ostern», “Das Weihnachten“, “Der Tag des Heiligen Nikolaus“, “Der Tag der Mutter“.

                    

Вопросы, направляющие проект:

 

Основополагающий вопрос-

Нужны ли праздники современному обществу?

 

Проблемные вопросы:

1. Каково влияние имеет изучение немецких праздников на культуру и словарный запас школьника?

2. Как можно, знакомясь с традициями и праздниками Германии, изучить характер немцев?

 

Учебные вопросы:

1. В чём особенность празднования немецкой Пасхи?

2. Как немцы отмечают Рождество?

3. Традиция празднования Дня Матери.

4. Что мы знаем о празднике святого Николауса?

 

План проведения проекта:

План проекта (приложение 1)

Визитная карточка проекта (Приложение 2)

Публикация учителя

Буклет (Приложение 3)

 

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

«Die Feiertage in Deutschland»

презентация проекта

Пример продукта проектной деятельности учащихся

«Ostern», “Das Weihnachten“, “Der Tag des Heiligen Nikolaus“, “Der Tag der Mutter“.

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Критерии самооценки деятельности учащегося

Критерии

4

3

2

1

1.

Вклад в работу группы

Я  активно вношу свой вклад в групповое обсуждение, в работу группы.

Я участвую в групповых обсуждениях.

Иногда я вношу свой вклад в работу группы.

Я предпочитаю не участвовать

Я принимаю и выполняю все порученные мне задачи.

Я выполняю свои задачи.

Я выполняю свои задачи, если мне помогают.

Я не выполняю свои задачи

Я помогаю группе в постановке целей.


Я участвую в постановке задач.

Я редко  участвую в постановке задач.


Я мешаю постановке задач

Я помогаю группе в достижении общих целей.

Я помогаю группе в достижении целей.

Мне трудно удерживать цели.

Я задерживаю достижение целей.

 

 

 

 

 

 

2

Взаимодействие с группой

Я предлагаю к обсуждению множество идей и делюсь необходимой информацией.

Я делюсь своими идеями, когда меня к этому побуждают.

Я делюсь своими идеями, когда меня к этому побуждают.

Я не люблю делиться своими идеями.

Я побуждаю других делиться своими идеями.

Я позволяю всем делиться своими идеями.

Я позволяю большинству делиться своими идеями.

Я участвую в групповых обсуждениях.

Я поддерживаю баланс между выслушиванием и высказыванием.

Я могу слушать других.

Иногда я слушаю других людей.

Я прерываю других, когда они высказывают свои идеи.

Я всегда внимательно отношусь к чувствам и мыслям других людей.

Я показываю внимание к чувствам и мыслям других людей.

Иногда я принимаю во внимание чувства и мысли других людей.

Я не внимателен к чувствам и мыслям других людей.

 

 

Если учащийся оценивает свою деятельность на «4» , ему добавляется 2 балла к общей оценке над проектом. Если учащийся оценивает свою деятельность на «3» , ему добавляется 1 балл к общей оценке над проектом

Критерии оценки презентации:

 

 

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Общая информация

 

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена.  В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

 

 

 

 

 

 

2. Тема урока

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3. Применение и проблемы

 

Не определена  область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

4. Элементы оформления

Отсутствует план для создания полной и хорошо оформленной презентации.

Частичный план для создания красочной презентации.  Слайды просты в понимании.

Точный план для создания хорошо оформленной презентации.  Слайды просты в понимании. Использованы некоторые эффекты и фоны.

Ясный план для создания красивой и полной презентации.  Эффекты, фоны, графики и звуки, акцентирующие внимание на изложенной информации.

5. Коллективная работа

Не спланирована работа в группе.  Несколько членов  группы отвечают за работу всей команды.

Большинство членов команды участвует, но продуктивность деятельности очень разнообразна.

Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды.

Слаженная работа в группе.

Вся деятельность равномерно распределена между членами команды.

 

 

 

Внедряя в практику работы проектную методику, я пришла к выводу, что если целенаправленно и систематически использовать ее в работе при обучении иностранному языку, то эффективность обучения будет выше. Например, увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода текста, работа со словарем и другими источниками. Совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки. Каждый ребенок учится высказывать и отстаивать свое мнение и приводить убедительные аргументы. Проектная методика дает большие возможности для активной устной практики, помогает учащимся в дальнейшей их учебе.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Обучению придается коммуникативная направленность, смысл которой заключается в расширении общего кругозора учащихся, развитии их памяти, мышления, интеллекта, в создании атмосферы непринужденности и эмоциональной стабильности, сотрудничества с учениками. В связи с этим изменяется роль учителя, который становится партнером, сотрудником ученика. В сотрудничестве, сотворчестве актуализируются все субъекты образовательного процесса.

Жаль, что не все, а  только 60-70% детей учатся с полной отдачей, а разумная требовательность, рабочая атмосфера, благоприятные условия для общения вырабатывают у учащихся устойчивую положительную мотивацию к урокам немецкого языка. Я стараюсь создать в классе  атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки, которая:

— помогает детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность;

— позволяет им действовать с максимально возможной степенью свободы, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей и чувств  других детей;

-дает возможность понимать самих себя, делиться с другими ребятами  своими идеями и чувствами, а также развивает способность понимать других;

-создает условия для развития социальных навыков в ходе различных ролевых игр.

      Таким образом, создавая на уроке условия познания и осмысления самого себя через средства иностранного языка, я добиваюсь активной деятельности учащихся.

 

Использованная литература.

 

1) Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе.-2003.-№5

2)Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка Иностранные языки в школе. 2000. — № 2, 3.

3)  Проектирование как педагогический феномен. Педагогика 2002 №6

 

-Интернет.

Сайты: Прошколу.ру; nsportal, поисковая система яндекс.

 

 

 

 

 

Приложение 1

План работы над проектом по теме :  «Праздники в Германии»

1.                Проблематизация

Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. На этом этапе учителю предстоит кропотливая индивидуальная работа с учеником. Данный этап является наиболее сложным для учащихся – необходимо определить проблему проекта и, соответственно, сформулировать его тему. Поэтому в самом начале работы над проектом необходимо проявить максимальный педагогический такт, помочь ребенку найти среди его интересов то, что могло бы воплотиться в проекте, и уж потом обдумать, как использовать этот опыт для обучения и воспитания ребенка. Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.

Тема «Праздники в Германиии» многообразна. В ходе системы уроков по данной теме была выявлена проблема: Что мы знаем  о праздниках Германии? Чем они отличаются от наших праздников?  Сформулировали тему проекта: «Праздники в Германии»

2.                Целеполагание

Когда проблеме проекта удается придать личностно значимый характер, у ученика возникает первичный мотив к деятельности. На этом этапе дети высказывают большое количество идей, зачастую самых фантастических. Увлекшись темой проекта, они часто не соизмеряют свои возможности и желания. В любом случае необходимо, чтобы учащийся помнил, что достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы.

Итак, проблема – какие праздники есть в Германии? В чем сходство и отличие  с нашими праздниками? Что поможет  решить эту проблему? Надо разработать способы систематизации информации о праздниках  и подумать, в каком виде представить их публике. Может быть, это будет сборник текстов про праздники Германии или презентация? Это так называемый ожидаемый результат, который тоже возникает на этапе целеполагания.

 

 

 

3.                Планирование

У нас есть исходная проблема проекта – Чем похожи наши праздники и праздники Германии и чем отличаются? Мы видим цель своей работы – систематизировать информацию о праздниках Германии. Надо спланировать все шаги от исходной проблемы до реализации цели проекта. Это этап планирования. Сейчас предстоит придать появившимся идеям и отдаленным целям более приземленный характер, разложив их на отдельные шаги, определив задачи и способы работы, наметив сроки и оценив имеющиеся ресурсы. Задаются  ученику следующие вопросы:

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – Ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи. Как ты будешь решать эти задачи? – Определение способов работы на каждом этапе. Когда ты будешь это делать? – Определение сроков работы. Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? – Выявление имеющихся ресурсов. Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать? – Выявление недостающих ресурсов. Последовательно отвечая на эти вопросы, ученик сможет разработать план своего проекта.

Итак, необходимо продумать, какие задачи предстоит решить на пути к конечной цели проекта. Надо собрать информацию по теме: «Праздники Германии», создать краткую аннотацию о некоторых праздниках Германии.

Затем думаем, как мы будем действовать, какие способы применять для решения задач каждого этапа. Нам потребуется работа с литературой по теме проекта – мы будем собирать информацию, анализировать ее, составлять краткую аннотацию о каждом выбранном празднике. Подумаем,  как же представить? На праздники приглашают гостей, пригласим и мы на наш праздник гостей (родителей, учащихся других классов), создадим конечный продукт- презентацию, выступим перед гостями с мини-спектаклем «Как готовится  немецкая семья к   Рождеству »

4.                Реализация

На следующем этапе будет проходить реализация намеченного плана — можно приступать к работе в соответствии с разработанным планом и графиком, имея в виду, что в случае необходимости придется внести некоторые изменения в первоначальный план. Здесь придется следить, чтобы ученик не потерял мотив к работе. Обязательно возникнут какие-то трудности, возможно, объективного характера, однако это не причина для простоя в работе.

Проект реализовался по плану. Недостатка в информации не было.

 

 

 

 

5.                Создание проектного продукта:

Как правило, самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта. Здесь ребята обычно проявляют большую активность, действуют самостоятельно, творчески. При создании проектного продукта необходимо внимательно изучить соответствующий критерий оценивания – это поможет понять, каким должен быть продукт.

Проектный продукт является воплощением результата работы, найденного автором способа решения исходной проблемы проекта.

По своему виду проектные продукты могут быть:

·                    материальными – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.;

·                    действенными – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.);

·                    письменными – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты и т.п.

Тип проекта во многом определяет, каким станет проектный продукт по своему жанру.

Продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы.

Проект, разрабатываемый нами, информационный. Продукт – презентация, в которой содержится название праздников в Германии, краткая аннотация по каждому празднику

Критерии оценивания

В устном выступлении учитывается:

1) содержательная сторона выступления

·                   Логичность

·                   Полнота изложения

2) фонетическое звучание

·                   Интонация

·                   Паузы

·                   Логическое ударение

·                   Беглость речи

3) эмоциональность

4) умение реагировать на вопросы оппонентов защиты

Оформление: аккуратность, привлекательность дизайна для большинства присутствующих, грамотность и логичность изложения материала.

 

 

 

 

 

 

 

  

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Адресация

1.  Тема «Die Feiertage in Deutschland» (Праздники в Германии)

2.           Цели: образовательные – развитие лексических навыков по теме: «Die Feiertagе in Deutschland»; развитие умений монологического высказывания по данной теме, систематизация информации о праздниках Германии, расширение страноведческих знаний;

воспитательные – воспитывать толерантность к другой стране, её жителям; развивающие – развитие памяти, речи, мышления, творческих способностей учащийся.

3.           Задачи: сбор информации по теме: «Праздники в Германии»; создание краткой аннотации по городам.

4.           Возраст учащихся: учащиеся 4-5-6 классов.

5.           Время работы над проектом: 4 недели

Обеспечение

1.                 Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение: учебник немецкого языка , интернет.

2.      УУД и общеучебные навыки, необходимые для самостоятельной работы: навыки работы с компьютером, в интернете, умение обобщать и систематизировать, выделять основную информацию.

3.                Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте: лексические навыки по теме, умения изучающего чтения.

4.                Мотивация к работе: интерес к данной теме.

5.                                  Развитие навыков:

-самостоятельности в работе с источниками информации, инструментами, технологиями;

 —коммуникативности в информационном обмене, в ролевом взаимодействии;

 -мыслительной деятельности: проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании;

 — самоанализа и рефлексии.

6. Воспитание толерантности

7. Расширение кругозора

                                                                    

Приложение 2

Тема проекта: ««Die Feiertage  in Deutschland»» (Праздники в Германии)

Цель: расширить страноведческие знания о Германии, систематизировать информацию о праздниках Германии.

Задачи: 1) сбор информации по теме «Праздники в  Германии»;

2) создание краткой аннотации о некоторых праздниках  Германии.

Проект посвящен изучению праздников Германии, их происхождению. Реализовался проект посредством сбора информации, подбора иллюстраций, создания презентации. Предпосылками успеха проекта является интерес к данной теме, лексические навыки по теме. История успеха —  создание презентации, её использование как информационного материала для других учащихся. Проект обладает большой информационной ценностью, которая может быть использована на уроке и на дополнительных занятиях с целью расширения страноведческих знаний о Германии у учащихся.

 

Das Ostern

Das Ostern (Ostern) oder die Auferstehung von Christi feiern die Deutschen, wie auch  andere Christen, am Sonntag nach dem ersten Frühlingsvollmond . Die Symbole des deutschen Ostern — das Ei (Ostereier), der Osterhase ., es ist der Kranz, der  das Erwachen  der Natur charakterisiert. Der Osterkranz in Deutschland wird an  die Eingangstüren oder an die Fenster ausgehängt.

Пасха (Ostern) или Воскресение Христово немцы, как и другие христиане, отмечают в воскресенье после первого весеннего полнолуния Символы немецкой Пасхи – яйцо (Ostereier), , пасхальный заяц (Osterhase).,это венок, характеризующий просыпание природы.  Пасхальный венок в Германии вывешивается на входные двери или окна.

Der Tag der Mutter

Der Tag der Mutter in Deutschland wird am  zweiten Sonntag im  Mai gefeiert. Den Müttern schenken an diesem Tag die Blumen, die kleinen Souvenirs, das angenehme Kleingeld, die unerwarteten Überraschungen und die heissen Küsse. Obwohl das Hauptgeschenk eine Aufmerksamkeit ist. Die erwachsenen Kinder besuchen das Haus der Eltern und dadurch sagen ihnen: «Wir haben Sie nicht vergessen und für allen werden wir Ihnen  dankbar sein.

День матери в Германии отмечается во второе воскресенье мая.

Матерям дарят в этот день цветы, маленькие сувениры, приятные мелочи, неожиданные сюрпризы и горячие поцелуи. Хотя главный подарок — это внимание. Взрослые дети посещают дом родителей и тем самым говорят им: «Мы вас не забыли и за все будем вам благодарны».

 

День святого Николауса

6 декабря

 День Святого Николауса – это признак приближающегося Рождества  В давние времена Святой Николаус дарил детям орехи, сухофрукты и сладкий хлеб, выпекающийся по особому рецепту с добавлением сушеной груши, одежду и другие необходимые для ежедневной жизни вещи.

 Также и в наши дни, в ночь с 5-го на 6-ое декабря немецкие дети выставляют начищенные ботинки или сапоги за дверь, чтобы проходящий мимо Cвятой положил туда яблоки, мандарины, орехи, сладости.

 

Das Weihnachten                               

Am 24. Dezember

 Das Weihnachten in Deutschland wird drei Tage gefeiert: am 24. Dezember (der Heilige Abend), am 25. Dezember (der erste Tag des Weihnachtens, die Geburt von Christus) und am 26. Dezember (der zweite Tag des Weihnachtens).

 Am  Heiligen Abend ist es in den christlichen Familien Deutschlands üblich, einander die Geschenke zu schenken. Dieser Brauch heißt «Bescherung» — одаривание. Es geht im Flimmern  der Kerzen, die sich vor oder nach dem Weihnachtengottesdienst entzünden. Man singt  Weihnachtslieder , die Familienangehörigen beschenken einander.

 Den Kindern erzählt man  das Märchen davon, dass Santa Klaus oder das Kleinkind Christus die  Geschenke  gebracht hat. Viele Familien laden an diesem  Abend Santu ein, die meistens der Student spielt, der in den entsprechenden Anzug bekleidet ist. Am ersten und am zweiten Tag des Weihnachtens gehen viele in die Kirche auf den festlichen Gottesdienst oder die Messe.

Рождество                                

24 декабря

 Рождество в Германии празднуется три дня: 24 декабря (Сочельник), 25 декабря (первый день Рождества, рождение Христа) и 26 декабря (второй день Рождества).

 В Сочельник в христианских семьях Германии принято дарить друг другу подарки. Этот обычай называется «Bescherung» — одаривание. Оно проходит в мерцании елочных свечей, которые зажигаются до или после рождественского богослужения. Звучат рождественские песни, члены семьи одаривают друг друга.

 Детям рассказывают сказку о том, что подарки принес Санта Клаус или младенец Христос. Многие семьи приглашают на этот вечер Санту, которого чаще всего играет студент, одетый в соответствующий костюм.

 В первый и второй день Рождества многие ходят в церковь на праздничное богослужение или мессу.

 

 

 

 

 

 

 

 

\s

Опорная карточка к творческому проекту:  Mein  Klassenzimmer

(4 класс)

1.   Mein  Klassenzimmer  ist    …           und    …          .

2.   Vorn    ist   …              .

3.   Rechts   ist   …             .

4.   Links   sind   …                       .

5.   Auf  dem   Fensterbrett    stehen /  liegen   …                   .

6.   Die   Tür  ist    …                      (links,  vorn,  hinten ,  … )

7.   Rechts   an  der  Tür   steht   …                         .

8.   Im  Klassenzimmer  gibt  es   noch   viele  …     und   …                  

9.   Das  Klassenzimmer   gefällt   mir   …             .

 

 

 

 

×
×