Автор: Смалькова Екатерина Сергеевна
Формирование звуко-буквенного анализа и синтеза и зрительно-моторных координаций у детей младшего школьного возраста посредством игрового пособия «Цветные бусинки»
Одной из важнейших задач, которую ставит перед собой система школьного образования, является формирование и развитие у ребенка грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи.
Фонематическая система является основой устной и письменной речи. Сформированность фонематических процессов играет важную роль в усвоении звуков речи, создают основу для овладения грамотой, а, значит, в дальнейшем способствуют более успешному обучению в школе. Овладение звуко–буквенным анализом и синтезом предполагает определенный уровень фонематического развития. А решающая роль в процессе обучения грамоте принадлежит способности ребенка проводить анализ звукового состава слов. Под звуковым анализом понимается определение последовательности, порядкового места и количества звуков в словах, дифференциация на слух гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих, умение найти ударный слог и звук в словах, ориентировка в слоговой структуре слова.
В процессе обучения грамоте детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. Звуко – буквенный анализ формируется на базе чёткой правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Формирование фонематических процессов, знакомство с графическим образом звука – буквой и закрепление звуко – буквенного анализа рекомендуется проводить параллельно. В своей работе я использую разработанное мною игровое пособие «Цветные бусинки». Оно состоит из небольшой дощечки, обшитой тканью с липучими лентами и элементов разных размеров из бусинок синего, зелёного и красного цвета
Работу необходимо начать с гласных звуков и букв, затем перейти к согласным. Ребёнок с помощью взрослого, а затем самостоятельно, выделяет звук из слова, называет его, выкладывает соответствующую букву.
На начальном этапе работы педагог может сначала выложить букву сам, а потом ребёнку предложить сделать по образцу. На дальнейшем этапе обучения педагог называет букву, а ребёнок конструирует её.
Также предлагаются следующие задания:
— педагог конструирует часть буквы, а ребёнку предлагает добавить недостающий элемент буквы;
— ребёнку предлагается реконструировать из одной буквы другую, изменяя пространственное расположение элементов буквы.
Далее педагог называет слова, просит определить какой звук в начале слова (гласный, согласный твердый или согласный мягкий) и выложить букву из элементов цвета, которым обозначается заданный звук.
На заключительном этапе предлагается выложить целое слово из цветных бусинок, выполнить звуко-буквенный анализ:
— подсчитать количества букв;
— определить число звуков в слове;
— дать характеристику каждому звуку в слове;
— определить количество слогов назвать ударный слог.
Работа с пособием «Цветные бусинки» также способствует развитию зрительно-моторных координаций. Значительно совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук, точности и координации движений рук и глаза.
Формирование звуко-буквенного анализа и синтеза и зрительно-моторных координаций являются одними из составляющих готовности ребенка к обучению школе, а использование игровых пособий помогает поддержать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания и усвоения материла.
Список литературы
1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у
дошкольников. — М., 1997.
2. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.
3. Кустова О.И. Игровые приемы в обучении грамоте.// Логопед.№5.2004.С.65
4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. — М., 2001.
5. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — Воронеж, 1997.