8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Пособие «Цветные бусинки»

Автор: Смалькова Екатерина Сергеевна

Формирование звуко-буквенного анализа и синтеза и зрительно-моторных координаций у детей младшего школьного возраста посредством игрового пособия «Цветные бусинки»

Одной из важнейших задач, которую ставит перед собой система школьного образования, является формирование и развитие у ребенка грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи.

Фонематическая система является основой устной и письменной речи. Сформированность фонематических процессов играет важную роль в усвоении звуков речи, создают основу для овладения грамотой, а, значит,   в дальнейшем способствуют более успешному обучению в школе. Овладение  звуко–буквенным анализом и синтезом предполагает определенный уровень фонематического развития.  А решающая роль в процессе обучения грамоте принадлежит способности ребенка проводить анализ звукового состава слов. Под  звуковым анализом понимается определение последовательности, порядкового места и количества звуков в словах, дифференциация на слух гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих, умение найти ударный слог и звук в словах, ориентировка в  слоговой структуре слова.

 В процессе обучения грамоте детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.   Звуко – буквенный анализ формируется на базе чёткой  правильной  артикуляции звуков и  их тонкой дифференциации на слух. 

Формирование фонематических процессов, знакомство с графическим образом звука – буквой и закрепление звуко – буквенного анализа рекомендуется проводить параллельно. В своей работе я использую разработанное мною игровое пособие «Цветные бусинки». Оно состоит из небольшой дощечки, обшитой тканью с липучими лентами  и элементов разных размеров из бусинок синего, зелёного и красного цвета

Работу необходимо начать с гласных звуков и букв, затем перейти к согласным.  Ребёнок с помощью взрослого, а затем самостоятельно, выделяет звук из слова, называет его,  выкладывает соответствующую букву.

На начальном этапе  работы педагог может сначала выложить букву сам, а потом ребёнку предложить сделать по образцу. На дальнейшем этапе обучения педагог называет букву, а ребёнок конструирует её.

Также предлагаются следующие задания:

— педагог конструирует часть буквы, а ребёнку предлагает добавить недостающий элемент буквы;

 — ребёнку предлагается реконструировать из одной буквы другую, изменяя пространственное расположение элементов буквы.

Далее педагог называет слова, просит определить какой звук в начале слова (гласный, согласный твердый или согласный мягкий) и выложить букву из элементов цвета, которым обозначается заданный звук.

 На заключительном этапе предлагается выложить целое слово из цветных бусинок, выполнить  звуко-буквенный  анализ:

подсчитать количества букв;

— определить число звуков в слове;

— дать характеристику каждому звуку в слове;

— определить количество слогов  назвать ударный слог.

 Работа с пособием «Цветные бусинки»  также способствует развитию зрительно-моторных координаций.  Значительно совершенствуется умение определять направление в пространстве,  взаимное расположение предметов, развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук, точности и  координации движений рук и  глаза.

Формирование звуко-буквенного анализа и синтеза и зрительно-моторных координаций являются одними из составляющих готовности ребенка к обучению  школе, а использование игровых пособий помогает поддержать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания и усвоения материла.

Список литературы

1.    Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у

дошкольников. — М., 1997.

2.     Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.

3.    Кустова О.И. Игровые приемы в обучении грамоте.// Логопед.№5.2004.С.65

4.    Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. — М., 2001.

5.    Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — Воронеж, 1997.

×
×